В 90-е гг. Парижский клуб стал более благоприятно относиться к уменьшению долгов среднеразвитых стран, имеющих высокий уровень задолженности: удлинены сроки выплат, предоставлена возможность правительствам-кредиторам продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконцессионные кредиты. Ряд правительств стран-кредиторов, в частности Франция, США, определяли свои доходы по пересмотру задолженности ряда стран вне рамок Парижского клуба. В результате предпринятых мер по урегулированию кризиса международной задолженности произошли изменения как в величине, так и в структуре долгов, размерах выплат по его обслуживанию. Частный долг стран, который был гарантирован агентствами по кредитованию экспорта или другими институтами, был непосредственно преобразован государственный долг. Если первоначальные кредиты не были покрыты новыми займами, в ряде случаев задолженность была уменьшена, частные долги также были переоформлены обычно со скидкой.
Одной из серьезных проблем российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь. Речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно бездарной экономической политики правительств Н. Рыжкова - В. Павлова в 1985-1990 гг. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д.
Внешний долг СССР зарубежным банкам на сумму более 30 млрд. долл. реструктурирован. Это произошло после того, как Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. Долговое бремя (30 с лишним миллиардов долларов) после пяти лет переговоров и тщательной работы наконец ослаблено. Тем не менее ситуация с внешним долгом страны остается весьма тревожной.
В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов. Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Первоначально прогрессу переговоров с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долл., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.
Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 г. Сумма основного долга составляет 24 млрд. долл., процентные платежи - 8,3 млрд. долл.. Сумма долга будет разбита на две части. Основной долг планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение этих облигаций в России и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 г. будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.
Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты, причем по достаточно льготной ставке.
Даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому клубу кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается непростым. По расчетам ведущего эксперта исследований и прогнозирования, если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд. долл. ежегодно (как это ожидается согласно официальным документам), то к 2002 году сумма внешней задолженности России возрастет с нынешних 120 (на начало 1996 г.) до 220 млрд. долл. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно расти, и начиная с 1999 г. финансирование дефицита федерального бюджета за счет внешних источников станет отрицательным, т.е. вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов.
Лондонский клуб - это международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце 70-х гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности развивающихся стран регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В составе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком, 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом (список банков - членов БКК приводится ниже), который является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед коммерческими банками - кредиторами СССР.
После 1991 г. в России произошли глубокие изменения.
Именно на этом переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.
От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство экономики России должно обеспечить:
- систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;
- формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
- работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.
Решающее значение для формирования финансовых ресурсов нашей страны имели институциональные реформы конца XX в. Этот период завершился кризисом в августе 1998 г.
Необходимо остановиться на главных элементах кризиса, связанных с финансовыми ресурсами. Среди них выделяются, во-первых, глубочайшие потрясения банковско-кредитной системы, которые известны в литературе как «паралич российских банков». Во-вторых, кризис привел к крушению едва сформированного российского фондового рынка. Об этом свидетельствовало многократное падение акций российских компаний и многие другие негативные показатели. Наконец, в-третьих, произошло ослабление международных финансовых позиций России, что было связано с девальвацией рубля в условиях истощения золотовалютных резервов, новой вспышкой инфляции, ухудшением роста показателей международных экономических отношений.
В настоящее время активы всей банковской системы России в 12 раз меньше активов одного из австрийских, занимающего 50-е место в списке крупнейших мировых банков. Такие незначительные размеры ослабляют возможности банков кредитовать развитие реального сектора страны. Достаточно лишь отметить, что банковские кредиты нефинансовым организациям составляют 3% объема инвестиций в основной капитал. На долю кредитов с длительностью свыше одного года приходится примерно 10%, в то время как в ряде развитых стран у коммерческих банков производственное кредитование нередко составляет 60-80%.
Подавляющее большинство российских банков не соответствует объему кредитного спроса своих промышленных клиентов. Для увеличения этих возможностей необходима реформа банковской системы России. В ходе ее подготовки обнаружились серьезные противоречия взглядов, отражающих расхождения интересов. Наиболее радикальный вариант проекта реформы был выдвинут группой предпринимателей, возглавляемой известным банкиром А. Мамутом. Он предложил оставить генеральную лицензию только банкам с капиталом свыше 100 млн. долл. В настоящее время таких банков насчитывается не более 60. Проект фактически предусматривает переход от нынешней двухступенчатой банковской системы (центральный банк - коммерческие банки) к трехступенчатой (центральный банк - федеральные банки - региональные банки). Федеральные банки, согласно проекту, должны получить право открывать филиалы в любом регионе, обслуживать любую клиентуру, включая бюджет и население, иметь прямые корреспондентские счета с иностранными банками. Что же касается региональных банков, они должны работать в одном или нескольких регионах.
Однако в конце сентября 2001 г. правительство приняло за основу не этот план, а гораздо более осторожные концепции Центрального банка РФ, которые создают нормальную конкурентную среду и в большей степени учитывают интересы мелких и средних банков. Центробанку было предложено доработать содержание проекта. Борьба вокруг реформы банковской системы продолжается.
Важный этап развития банковской системы начался после смены руководства ЦБ РФ. Новый его председатель С. Игнатьев возглавил линию на разностороннюю либерализацию деятельности российских банков. Программа действий была представлена новым руководством ЦБ РФ в докладе на XI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге в июне 2002 г.
Среди объявленных направлений реформы основное место занял перевод всех банков на международные стандарты отчетности. До настоящего времени эти стандарты использовали лишь 100 банков из 1380 существующих. Работа по переводу на новую систему должна быть завершена к осени 2004 г.
В соответствии с программой ЦБ РФ должен также ввести гарантии вкладов населения и хозяйственных субъектов, существенно расширить привлечение иностранных финансовых институтов к деятельности российских банков. Этому будет содействовать частичная замена режима разрешений иностранным капиталистам для участий в банках России принципом простого уведомления.
Намечена либерализация валютного регулирования, в частности снижена доля валютных доходов, сдаваемых экспортерами государству. Что касается соотношения рубля и доллара, то декларируется умеренный рост курса доллара, который чуть медленнее, чем рублевая инфляция.
Наряду с улучшением общей организации системы банки стремятся повысить эффективность своей деятельности в регионах, в работе с индивидуальной клиентурой и в других сферах. Были отмечены следующие заслуги лауреатов финансового сектора: «Альфа-банк» - единственный частный финансовый институт, способный конкурировать со Сбербанком на рынке частных вкладов; Банк Москвы - активно кредитует не только столичные предприятия, но и крупнейшие региональные предприятия, в частности «Иж-маш», ЛОМО, концерн «Силовые машины» и др. Благодаря внедрению почтово-банковской системы банк получил возможность более эффективно обслуживать частных лиц. Сберегательный банк обеспечивает сейчас около 80% всех кредитов, выдаваемых отечественным предприятиям.
Важным источником долгосрочных финансовых ресурсов для отечественных банков может служить фондовый рынок, к возрождению которого в последнее время предпринимаются энергичные меры. Банки, с одной стороны, стремятся привлекать ресурсы путем выпуска собственных ценных бумаг — акций и облигаций. С другой стороны, они вкладывают средства в различные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке с целью получения дополнительного дохода.
Банки активно участвуют в фондовых операциях, используя в своей деятельности разнообразные инструменты фондового рынка. В США, например, доля ценных бумаг в банковских балансах (пассивах) за последние 20 лет возросла с 24 до 40%. По данным Банка международных расчетов, суммарный объем собственных первичных ценных бумаг банков, находящихся в обращении во всем мире, достиг к концу 2000 г. 2,4 трлн. долл.
Возможности фондового рынка для непосредственного привлечения капитала в период кризиса использовались очень ограниченно. Но начиная с лета 1999 г. около 40 банков и финансовых компаний могли привлечь путем эмиссии корпоративных облигаций более 60 млрд. р. По мнению специалистов, этот проект можно считать прорывным. Ожидается, что до конца 2003 г. объем новых размещений облигаций может дополнительно составить 40-45 млрд. р.
Быстрыми темпами развивается и рынок вторичных ценных бумаг. Но для дальнейшего развития фондового рынка России необходимо совершенствование финансового инструментария. На отечественном биржевом рынке в конце 2001 г. по-настоящему ликвидными могли считаться акции 5-7 компаний и не более десятка выпусков государственных и корпоративных облигаций. А на крупнейших биржах США котируются акции около 8000 компаний, в Великобритании - около 3000. На биржах Республики Корея обращается свыше 13000 выпусков корпоративных облигаций около 1,5 тыс. эмитентов, а также 700 ликвидных акций. На фондовом рынке Китая торгуется свыше 1100 ликвидных акций, при этом их рыночная капитализация превосходит российский показатель более чем в 10 раз.
Из приведенных примеров следует простой вывод, что нужно во много раз увеличивать число обращающихся на рынке инструментов. Специалисты отмечают, например, большие потенциальные возможности рынка ипотечных ценных бумаг. Только эмиссия новых ипотечных облигаций в США составила в 2000 г. свыше 480 млрд. долл., а всего за прошедшее десятилетие их выпуск превысил 3,5 трлн. долл.
Наряду с ростом банковско-кредитной системы и фондового рынка надо отметить быстрое развитие в последние годы небанковских кредитно-финансовых учреждений России - страховых и сберегательных компаний, пенсионных фондов и др.
Большое значение для расширения функционирования небанковских финансово-кредитных учреждений имеет обогащение правовой базы. Принятый в 2001 г. Государственной Думой РФ Земельный кодекс РФ, а также ряд других законодательных актов будут содействовать развитию ипотечного кредитования в стране. А создание в рамках пенсионной реформы накопительной системы приведет к росту объемов средств пенсионных фондов и расширению их участия в инвестиционной деятельности.
Перспективы развития российских финансов во многом связаны с укреплением России как международного финансового центра. В настоящее время страна имеет для этого определенные предпосылки. Достигнута экономическая и политическая стабилизация, в целом преодолены последствия кризиса 1998г. Продолжаются процессы интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Началась конкретная работа по созданию единого финансового пространства стран СНГ, о чем было заявлено па прошедшем в конце 2001 г. Форуме ведущих банков и валютных бирж Содружества Независимых Государств.
Осуществление этой перспективы, укрепление российских международных финансов зависят от дальнейшего успешного социально-экономического развития России, а также от эволюции мировой экономики, ее стабилизации, выхода из кризиса и налаживания всестороннего экономического и политического сотрудничества всех стран.
1. Ломакин В. К. Мировая экономика, - М.: 1999.
2. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. – М.: 1999.
3. Стрыгин А.В. Мировая экономика, - М.: 2004.
Страницы: 1, 2, 3