Рефераты. Отношения РФ и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО

1. Согласно статье XVII ГАТТ 1994 г., государственные предприятия, участвующие во внешней торговле, к которым можно отнести, в частности, РАО «Газпром», должны принимать решения в отношении покупок и продаж исключительно на основе коммерческой выгоды. По мнению Европейского союза, существующие положение дел, при котором природный газ продается на внутреннем рынке по ценам значительно ниже экспортных, демонстрирует несоответствие вышеуказанной статье ГАТТ 1994 г.

2. Искусственно низкие внутренние цены на энергоносители фактически означают косвенное субсидирование российской промышленности, которая не платит полную рыночную цену, что вызывает вопросы о соответствии данного субсидирования нормам ВТО.

3. По мнению ЕС, в результате нерыночного ценообразования на российские энергоносители российское товары экспортируются по ценам ниже нормальной рыночной стоимости, что может рассматриваться как демпинг.

4. Отмена субсидирования энергоносителей благоприятно скажется на российской экономике, так как обеспечит более эффективное распределение ресурсов и будет стимулировать инвестиции в российский ТЭК.[32]

Желание европейских стран повысить свой уровень жизни и конкурентоспособность своих товаров либо благодаря снижению цен поставок российского газа на экспорт, либо в результате роста издержек российских производителей совершенно понятно. Однако приводимые аргументы о несоответствии двойного ценообразования на российские энергоносители правилам ВТО, как минимум, не являются исчерпывающими.

Понятие рыночной экономики не подразумевает обязательное наличие совершенной конкуренции на абсолютно всех рынках. Рынки часто демонстрируют ту или иную степень монополизации. А монополия склонна к ценовой дискриминации, то есть к попыткам назначить каждому потребителю максимальную цену, которую он готов заплатить.

«Газпром» в настоящее время является абсолютным монополистом на внутреннем рынке. Кроме того, «Газпром» - крупнейший в мире экспортер, чьи поставки удовлетворяют около 20% потребностей в природном газе Западной Европы и почти полностью потребности Восточной Европы. По прогнозам Мирового энергетического совета, доля России в международной торговле «голубым топливом» составит к 2020 г. 30-35%.

Очевидно, что российский газовый гигант способен оказывать значительное влияние на цены природного газа, как российские, так и мировые.

Подписанное Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имеет принципиальное значение для Газпрома. Это в меньшей степени связано с договоренностями о повышении цен на газ, а скорее с тем, что взятые Россией обязательства подтверждают наши оценки, которые ранее характеризовались более высоким риском. В рамках этого соглашения Газпром получает право оставить за собой монополию на экспорт газа, но Россия обязуется гарантировать независимым производителям доступ к газопроводам. Такого развития событий рынок ожидал. Более важно то, что Россия взяла на себя обязательства повысить внутренние цены на газ до USD37-42 за тыс. кубометров к 2006 г. и до USD49-57 за тыс. кубометров к 2010 г. Комиссар ЕС по вопросам торговли П. Лами заявил, что достигнутые в отношении цен на газ договоренности в целом соответствовали принятой ранее российской «Энергетической стратегии», а новые уровни цен на газ позволят производителям получить средства для разработки новых месторождений. Напомним, что мы прогнозировали среднегодовые цены на газ на уровне USD36 за тыс. кубометров в 2006 г. и USD50 за тыс. кубометров к 2010 г.[33]

Сохраняющийся интерес Европы к России объясняется не только предстоящим вступлением России в ВТО, но и внутренними причинами - конкретно, меняющимся обликом и новым качеством самой Европы. Благодаря институциональным реформам: введению в 1999 г. единой валюты - евро - и первым реальным шагам в направлении общей внешней политики и политики безопасности, оборонной идентичности Европейский Союз постепенно превращается не только в экономическую, но и в политическую силу.

Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений: (1) укрепление демократии и правового общества в России; (2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; (3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире и (4) совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью. Кроме того, предусматривается усиление мер горизонтального характера, прежде всего расширение политического диалога. Российская Среднесрочная стратегия рассматривает примерно тот же круг проблем, только в более детализированном виде.

Общая Стратегия ЕС предлагает диалог на высоком уровне по экономическим вопросам, и его практическая реализация уже началась. В стратегическом отношении ЕС предполагает в большей степени влиять на политику в отношении России, которую проводят международные финансовые институты, прежде всего МВФ и Всемирный банк.


Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО
и сценарии на будущее

3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО


В 1990-е годы ЕС превратился в важнейшего торгово-экономического партнера России. На него приходится около 35% оборота российской внешней торговли. Россия занимает пятое место по импорту и шестое - по экспорту во внешней торговле ЕС[34]. ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. По данным Госкомстата России на июль 1998 г. общий объем накопленных инвестиций европейских государств в российскую экономику составил 21,3 млрд долл., или более 79% от всего объема накопленных в стране иностранных инвестиций[35]. Таким образом, в лице ЕС Россия имеет важнейшего экономического партнера, от которого во многом зависит ее экономическая безопасность и социально-политическая стабильность.

Страны Европы еще в начале 1990-х годов инициировали подписание основополагающего документа общеевропейской политики в области энергоресурсов - Европейской Энергетической хартии. Более 50 стран - участниц Хартии исходили из того, что сотрудничество в области добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов способно эффективно содействовать экономическому развитию Восточной Европы и утверждению политической стабильности[36]. Хартия базируется на балансе долгосрочных интересов стран континента. Для стран ЕС основными целями являются обеспечение стабильного предложения энергоресурсов на свои рынки, а также возможности для инвесторов безопасно вкладывать средства в привлекательные и доходные энергетические проекты. России же важно обеспечить привлечение прямых инвестиций в энергетический сектор, получить доступ к новейшим западным технологиям по добыче, транспортировке и переработке энергоресурсов. Это позволит повысить эффективность использования (переработки) сырья, а также минимизировать ущерб экологии богатых энергоресурсами регионов.

Долгие годы существовали проблемы в российских торговых связях России с Европейским Союзом, по которым Россия стремилась достичь оптимального для нее решения. Это такие вопросы, как расширение доступа на рынок ЕС для российских товаров и услуг, стимулирование инвестиций в реальный сектор (например, по линии Европейского инвестиционного банка), нормализация режима экспорта российских товаров ядерного цикла, снятие антидемпинговых процедур и другие.

Особенно чувствительной для России являлась сфера торговли с ЕС в силу того, что по решению Всемирной торговой организации (ВТО) именно ЕС стал ее главным агентом, с которым Россия должна была определить условия своего присоединения к ВТО.

Не менее сложна ситуация и с иностранными инвестициями в российскую экономику. Инвестиционный климат в России по-прежнему мало привлекателен для долгосрочных вложений капитала. Поэтому расширение ЕС может повлечь за собой выбор инвесторами стран ЦВЕ как объекта вложения капиталов в регионе. Эти инвестиции могут быть использованы для переработки в странах региона российских энергоносителей и иных природных ресурсов. Такое развитие событий (объединение в ЦВЕ западных капиталов и российского сырья) нанесет удар по российской промышленности и надолго закроет для нашей страны путь к модернизации экономики и нахождению собственной ниши в международном разделении труда.

Однако все перспективы развития торгово-экономических связей РФ и ЕС все-таки связаны с вступлением России в ВТО.

Не переоценивая роль программы ТАСИС в развитии российской экономики в 1990-е годы, все же отметим, что она сыграла заметную роль в налаживании связей между компаниями России и стран ЕС. Она также позволила российским предприятиям и учреждениям получить доступ к различным «ноу-хау» и приобрести ценное оборудование. В утвержденной на 2000-2006 гг. новой программе ТАСИС просматривается новая тенденция - вместо масштабных проектов, включающих вложения в реальный сектор экономики, приоритетным теперь объявлено содействие развитию управления в России через масштабные образовательные проекты для руководителей различных уровней, росту их квалификации, профессионализма.

На саммите Россия - ЕС, прошедшем 6 ноября 2003 года в Риме, было решено начать работу по формированию общего экономического пространства, общего пространства внешней безопасности, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты.

21 мая 2004 г. в Москве на саммите ЕС - Россия было подписано соглашение, открывающее перед Россией двери во Всемирную торговую организацию (ВТО). Подписание документа завершило многолетние переговоры между комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами и его российским коллегой Германом Грефом, министром экономического развития.

Речь не идет о немедленном вступлении России в ВТО. России еще предстоят дискуссии с другими торговыми партнерами, в том числе США и Китаем, а ВТО еще должна будет проверить соответствие российских законов членству в этой организации. Однако соглашение делает Россию ближе к «международной торговой семье, к которой она принадлежит», сказал Романо Проди, возглавлявший делегацию ЕС совместно с ирландским премьер-министром Берти Ахерном. Как заявил российский Президент, соглашение «будет иметь позитивное влияние» на переговоры Москвы с США и Китаем.[37]

В ходе дискуссий были сняты два главных препятствия на пути к подписанию протокола. Первым из них являлись низкие тарифы на газ на территории России, что в Брюсселе рассматривалось как практика скрытых субвенций. Второе препятствие заключалось в пошлинах за транзит через территорию Сибири, установленных для европейских авиакомпаний: Россия обязалась пересмотреть систему пошлин, чтобы к 2013 году сделать ее транспарентной и недискриминационной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.