Деятельность предприятия на международном рынке осуществляется в трех основных формах: экспорт (импорт) товаров; экспорт (импорт) услуг; заграничные капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций, т.е. создание международных производственно-коммерческих систем.
Механизм внешнеэкономической деятельности каждого предприятия функционирует в данном конкретном для отдельного предприятия институционно- правовом поле, которое формируется национальным законодательством стран, международными нормами общими и для различных сфер международных отношений, уставами международных организаций и объединений и т.д. Поэтому структура механизма, регулирующего деятельность предприятия на международном уровне, может рассматриваться как совокупность его внешнеэкономической политики и системы рычагов (инструментов) воздействия на практическую реализацию этой политики.
Внешнеэкономическая политика предприятия включает определение сферы и стратегических задач, организационную структуру и масштабы деятельности.
Стратегические задачи фирмы - это программа установления и выполнения ключевых целей фирмы по следующим важнейшим функциональным направлениям деятельности: маркетинг (выход на одно из первых мест на рынке определенного вида продукции и услуг); производство (достижение наивысшего уровня техники и технологии); инновации (НИР) (лидерские позиции по выпуску новых видов продукции); финансы (поддержание стабильного финансового состояния); персонал (обеспечение условий, удовлетворяющих работников фирмы и обеспечивающих их заинтересованность в работе); управление (менеджмент).
Названные направления деятельности являются предметом изучения в отдельных дисциплинах. Сфера деятельности предприятий, изучаемая в данном курсе, определена - внешнеэкономическая. Поэтому, с точки зрения формирования внешнеэкономической политики, несколько подробнее необходимо рассмотреть вопрос о структуре и масштабах предприятий, вступающих в международные экономические отношения.
В зависимости от масштабов внешнеэкономической деятельности предприятия условно относятся к одной из трех групп: “Энтоцентричные” (греч. “энто” - внутренний) - деятельность преимущественно сориентирована на национальный внутренний рынок. “Полицентричные” (греч. “поли” - много) - функционируют на рынках нескольких стран. Внешнеэкономическая деятельнсоть для них является условием нормального существования. “Геоцентричные” (греч. “гео” - земля) - деятельность полностью сориентирована на мировой рынок.
Предметом нашего рассмотрения являются транснациональные предприятия корпорации (фирмы). Понятие “транснациональный” - выходящий за пределы одной нации, одного государства, международный.
Транснациональные корпорации (ТНК) - фирмы, имеющие предприятия (фирмы) в двух и более странах мира и участвующие в их управлении, т.е. владеющие прямыми инвестициями. Прямые инвестиции являются основой зарубежного могущества ТНК. К 1997 году в мире накоплено 2,6 трлн. долларов США прямых инвестиций (для сравнения: весь объем мировой торговли экспорта - составляет около 4,5 трлн. долларов). 40 тысяч ТНК с их 250 тысячами филиалов в других странах контролируют 1/3 мирового производства и торговли. Основу ТНК составляют крупные корпорации. Так, на крупнейшие 100 компаний приходится треть иностранных прямых инвестиций. Сейчас в развитых странах расположено более 90% штаб-квартир ТНК.
Успешная деятельность фирмы на мировом рынке определяется двумя основными факторами: экономические, политические и социокультурные условия, в которых действует фирма; организация производственно-коммерческих операций фирмы как определенной целостной экономическо-организационной структуры.
Первая группа факторов (специфические факторы территории, на которой действует фирма) включает внешние по отношению к фирме факторы. Вторая группа - это факторы внутреннего характера, т.е. такие, которые непосредственно определяются фирмой (объем производственных ресурсов и соотношения между ними, организационная структура фирмы, принципы ее производственно-коммерческой деятельности и т.д.). Эти факторы обуславливают конкурентные преимущества компании перед другими фирмами. Они включают разработанные фирмой технологии, накопленный опыт организации производственно-коммерческой деятельности.
Транснациональная фирма, как правило, осуществляет многоотраслевую деятельность. Эффективность такой деятельности прежде всего зависит от того, насколько правильно фирма комбинирует распределение производственных ресурсов через внутренний (в пределах фирмы) или внешний рынки. Операции на внутреннем рынке сопровождаются меньшими затратами, чем на внешнем. Для реализации этого преимущества ТНК могут иметь организационно-хозяйственную структуру трех типов: Горизонтально интегрированная фирма. Такую структуру имеют, как правило, компании-производители технологически сложной и наукоемкой продукции. Они функционируют, прежде всего, в отраслях, где благодаря патентам, государственным лицензиям имеют определенные монопольные преимущества перед другими компаниями. Вертикально интегрированные транснациональные фирмы. Это, как правило, компании, которые занимаются добычей и переработкой сырьевых ресурсов. В технологическом плане деятельность такой фирмы охватывает все стадии производственного процесса: добыча, транспортировка, переработка и реализация конечного продукта. Это дает возможность установить эффективный контроль за всеми этапами технологического процесса и таким образом минимизировать различные виды экономического риска и влияние недостатков рыночного механизма на производственно-коммерческую деятельность. Диверсификованные компании. Принцип их функционирования состоит в проведении операций на разных относительно изолированных национальных рынках. Это дает возможность минимизировать потери по причине изменения рыночной конъюнктуры в одной из стран.
Одним из самых важных экономических инструментов, с помощью которого согласовывается деятельность подразделений фирмы и обеспечивается преимущество, связанное с производственно-коммерческой деятельностью на разных национальных рынках, являются трансфертные цены.
Трансфертные цены - это цены, по которым проводятся операции в рамках ТНК и выполняют роль координатора производственно-коммерческой деятельности ее филиалов путем экономического принуждения их работать в интересах фирмы как целостной организационно-экономической структуры, а также являются инструментом, с помощью которого фирма компенсирует негативное влияние внешней среды.
В этом плане можно говорить о внутреннем и внешнем аспектах трансфертного ценообразования.
Внутренний аспект. Внутренний аспект состоит в том, что, установив определенный ценовой механизм, регулирующий движение товаров и услуг, ТНК предоставляют каждому филиалу широкие полномочия и возможности для ведения наиболее прибыльных операций, тогда как транспортные цены должны экономически принудить филиалы принимать такие решения, которые соответствовали бы интересам фирмы в целом.
Внешний аспект. В этом качестве трансфертные цены используются для достижения таких основных целей: уменьшение суммы поступлений, которые облагаются налогами; уменьшение сумм выплачиваемых налогов, которые устанавливаются на экспорт и импорт; перераспределение прибыли и фондов между материнской компанией и между филиалами; реализация определенной конкурентной стратегии.
Транснационализация производства и обращения товаров является общей экономической основой развития совместного предпринимательства. Совместное предпринимательство является одной из форм реализации противоречивого процесса интернационализации и транснационализации производства и обращения.
Главная функция механизма совместного предпринимательства сводится к обеспечению оптимального взаимодействия производительных сил и социально- экономических форм, форм собственности, в которых они развиваются.
Совместные предприятия характеризуются тремя отличительными признаками: общим имуществом, общим управлением и общим распределением прибыли и риска. Непосредственные мотивы и факторы, побуждающие к созданию совместных предприятий, сводятся к следующим: сокращение объема капитальных затрат и риска при создании совместных мощностей; доступ к новейшим технологиям и передовым методам управления; проникновение на новый географический рынок; экономия на масштабах производства; использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок; мобилизация дополнительных финансовых ресурсов; диверсификация производства, вступление в новую сферу деятельности; снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; приобретение производственной базы или источников сырья, расширение действующих производственных линий, избежание цикличной или сезонной нестабильности; использование преимуществ, связанных с привлечением дешевых факторов производства; расширение каналов торговли, повышение эффективности существующего маркетинга.
Процесс создания совместных предприятий включает в себя несколько стадий. После определения целей СП, определения рынка сбыта, формирования концепции деятельности предприятия, оценки технологических и финансовых возможностей принимающей стороны, наступает этап выбора партнера для будущего соглашения. Следующий этап состоит в разработке партнерами плана деятельности СП. Затем наступает этап составления протокола о намерениях. Важным этапом является подготовка технико-экономического обоснования создания совместного предприятия. Процесс создания СП завершается его регистрацией в соответствии с законодательством соответствующей страны.
Наряду с ТНК, СП на мировом рынке выступают малые и средние предприятия. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамическая форма развития предпринимательской деятельности. Создание сети малых и средних предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности.
Преимущества этих предприятий на рынке обеспечиваются за счет:
- гибкости и маневренности в выпуске новой продукции;
- высокого качества продукции.
Как известно, эффективность производства в условиях рынка определяется отношением: качество
Э = --------------- . затраты
Чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции производитель должен обеспечить ее высокое качество при минимизации затрат (удешевление продукции). Векторы интересов производителя и потребителя совпадают и обеспечивают условия для развития производства и потребления; самостоятельности в принятии хозяйственных решений и оперативности в разрешении возникающих проблем (80-100% управленческих решений принимает собственник фирмы); восприимчивости к инновациям; сотрудничества в экспортно-сбытовой деятельности между собой путем создания ассоциаций, консорпциумов и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16