СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………...3-14
ГЛАВА II. Современный этап переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации………………….14-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23-24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
ВВЕДЕНИЕ.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно- правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
| | | | | | | | | | | | |ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ | |ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. | |В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России| |к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей| |группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской рабочей | |группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован | |следующим образом: | |"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к | |Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить | |Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о | |присоединении". | |Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в | |Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о | |внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г. | |(документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные | |странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской | |делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую | |дополнительную информацию по т. н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля | |товарами). | |В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации | |по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО.| |По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению | |дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО.| | | |Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6| |декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения | |к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли услугами, | |вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а| |также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов. | |Второе заседание было в основном посвящено завершению рассмотрения | |Меморандума. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных | |документов, дополнений к Меморандуму по "новым" сферам | |Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было | |посвящено предметному обсуждению российских документов по проблематике | |"новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности| |и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на | |дополнительные вопросы стран-членов. | |По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято решение о | |завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом режиме и| |о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению членов | |Рабочей группы, дополнительного рассмотрения. В качестве таких вопросов на | |четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, | |таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в | |области экономики и торговли. | |Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На | |открытом заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного | |регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 | |октября в рамках неформального заседания были рассмотрены проблемы | |российского сельского хозяйства в контексте переговоров о присоединении | |По итогам четвертого заседания Секретариат ВТО по поручению Рабочей группы | |подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением прошедших | |обсуждений ("Aide-Memoire"). | |На пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997 г, были | |вынесены вопросы государственной торговли, торговых аспектов прав | |интеллектуальной собственности. Кроме того, было продолжено обсуждения | |вопросов сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном| |формате). Состоялся также обзор состояния двусторонних консультаций | |В период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены | |двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, | |Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой. | |По итогам пятого заседания Рабочей группы Секретариат ВТО также подготовил | |соответствующую памятную записку ("Aide-Memoire"). Данные документы затем | |будут использованы при подготовке проекта Протокола о присоединении. | |На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997 г. в | |неофициальном формате, были вынесены вопросы обзора развития российского | |законодательства, включая законодательство в области правительственных | |закупок, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм и| |сельского хозяйства. Кроме того, была проведена целая серия двусторонних | |консультаций с заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам| |заседания Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении| |проблематики технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных | |норм. | |На седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном | |формате были рассмотрены вопросы: | |(а) развития российского законодательства; | |(б) промышленных субсидий, | |(в) мер инвестиционной политики (ТРИМс); | |(г) преференциальных торговых соглашений. | |По завершении официального заседания было проведено заседание в | |неофициальном формате, в ходе которого продолжился обмен мнениями по | |вопросам регулирования российского сельскохозяйственного сектора. Помимо | |этого, была проведена серия двусторонних консультаций российской делегации с| |заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки дня, а также | |вопросам технических барьеров в торговле. | |В феврале 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и | |через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к | |переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов РГ | |тарифные предложения России переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, | |США, Канаду и Японию. | |Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля 1998 г. В повестку | |дня были включены следующие вопросы: | |(а) обзор хода двусторонних переговоров; | |(б) развитие российского законодательства, в частности по проблемам | |инвестиций, | |(в) вопросы технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных | |мер, | |(г) промышленные субсидии; | |(д) процедуры таможенной оценки. | |Одновременно с заседанием Рабочей группы была проведена серия двусторонних | |консультаций по отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля | |1998 г. были также проведены переговоры по тарифным уступкам с Таиландом, | |Чехией и Словакией, Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, | |Австралией, Швейцарией. Тарифные вопросы были также затронуты в ходе | |консультаций с Японией и ЕС. | |Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря 1998 г. В повестку дня| |заседания были включены следующие вопросы: | |(а) обзор последних событий в законодательстве, | |(б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, | |(в) сельское хозяйство. | |Кроме того, в ходе заседания были затронуты ответы российской стороны на | |вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также рассмотрено | |состояние двусторонних тарифных переговоров. В период заседания Рабочей | |группы была также проведена серия двусторонних переговоров с | |заинтересованными странами | |В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и | |двусторонних консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в | |формате Рабочей группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых | |Россия официально представила странам-членам РГ предложения по доступу на | |внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 | |сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным | |промышленным субсидиям. Тогда же были проведены предварительные консультации| |по услугам с четырьмя странами. В этот же период были продолжены | |двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить "первое | |чтение" российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998| |г., и приступить к подготовке скорректированных тарифных предложений. | |Обновленные тарифные предложения России были распространены среди членов | |Рабочей группы в марте 2000 г. | |В общей сложности в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных | |тарифных предложений России двусторонние встречи прошли примерно с 30 | |членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены многосторонние | |консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых российской стороной| |были распространены скорректированные предложения по уровню внутренней | |поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ | |субсидирования сельскохозяйственного сектора. | |Официальное десятое заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. | |Повестка дня заседания включала: | |(а) обзор развития российского законодательства, | |(б) услуги; | |(в) промышленные субсидии, | |(г) вопросы таможенной оценки; | |(д) вопросы технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм; | |(е) обзор двусторонних контактов; | |(ж) дальнейшие шаги в деятельности рабочей группы. | |Одновременно в период с 22 мая по 26 мая была проведена серия двусторонних | |переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг с 16 странами, | |включая страны “квадро”. | |Одиннадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18-19 декабря 2000 г. | |Повестка дня заседания включала следующие вопросы: | |(а) обзор развития российского законодательства, | |(б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPS), | |(в) преференциальные торговые соглашения, | |(г) обзор состояния двусторонних переговоров. | |Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних | |переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили| |28 стран. Переговоры по доступу на российский рынок услуг проведены с 16 | |странами, при этом возможности для дальнейших конструктивных переговоров на | |основе первоначальных обязательств по услугам к настоящему времени | |исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй редакции | |обязательств по услугам. | |На заседании Рабочей группы достигнута договоренность о представлении | |российской стороной в феврале 2001 г. новых редакций предложений по тарифам | |и услугам и подхода к переговорам по сельскому хозяйству, а также о | |представлении в Секретариат ВТО документа с изложением результатов | |переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в установленные | |сроки. По завершении изучения членами Рабочей группы указанных документов | |намечено проведение неофициальных консультаций в формате Рабочей группы. | |1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-членов РГ с | |российской делегацией. На них состоялось представление переданных в феврале | |обновленных редакций российских предложений по тарифам и услугам. По | |результатам заседания согласован дальнейший график переговоров на ближайшие | |месяцы. После проведения серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. | |состоялись очередные неофициальные консультации в формате РГ. | |На специальной сессии по вопросам сельского хозяйства с участием 20 | |государств было начато углубленное изучение сельскохозяйственной политики | |России на текущем этапе и на перспективу с целью ее учета при предметном | |обсуждении российских обязательств в области господдержки и экспортных | |субсидий в сельском хозяйстве. | |Двенадцатое официальное заседание Рабочей группы состоялось 26-27 июня 2001 | |г. В повестку дня заседания были включены вопросы развития российского | |законодательства, обсуждение представленного российской стороной Обзора | |торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового | |режима), могущего лечь в основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча | |по сельскому хозяйству. | |Повестка дня тринадцатого заседания Рабочей группы (23-24 января 2002г.) | |включала: | |рассмотрение состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги), | |переговоров по сельскому хозяйству; работы по приведению российского | |законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО (Россия | |представила документ RUS/45.Rev.1); | |продолжение обсуждения российского торгово-политического режима на основе | |обновленного российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1, | |SPEC/RUS/21.Rev.1) и консолидированного сборника комментариев к нему, | |подготовленного Секретариатом ВТО на основе замечаний стран-членов РГ | |(WT/ACC/SPEC/RUS/22); | |определение дальнейших шагов в переговорном процессе. | |Принято решение о переходе к новому этапу в переговорах о присоединении | |России к ВТО - подготовке Секретариатом ВТО к концу марта 2002г. первого | |варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его первое рассмотрение было | |намечено на апрель 2002г. и продолжение в более детальном формате - на | |следующей сессии РГ в середине июня 2002г. | |В ходе сессии состоялись также многосторонние консультации по вопросам | |сельского хозяйства и телекоммуникационных услуг. | |Согласован порядок дальнейшей работы по переговорам в сфере господдержки и | |экспортных субсидий сельскому хозяйству. Российская сторона подготовит | |сводную информацию, на основе которой планируется проведение следующих | |многосторонних консультаций. | |Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На | |нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению | |России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом | |заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представит | |дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во| |время заседания. Следующее заседание будет посвящено постатейному обсуждению| |проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому | |хозяйству и ТБТ/СФС. | |Пятнадцатое заседание Рабочей Группы проходило в Женеве 19-20 июня 2002 г. | |Одновременно, с 17 по 21 июня 2002 г., в рамках заседания РГ проведено более| |20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 | |многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены | |системные вопросы. | |По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на| |рынок товаров. | |Уже в конце июля российская сторона намерена представить ответы на вопросы, | |поступившие в ходе состоявшихся переговоров от наших партнеров. Ранее в июле| |должны пройти двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом. | |На сентябрь-октябрь намечен ряд консультаций по техническим барьерам в | |торговле, санитарным и фитосанитарным нормам, сельскому хозяйству, вопросам | |интеллектуальной собственности. | |Гендиректором ВТО Майком Муром было дано поручение о подготовке второго | |варианта доклада РГ о присоединении России к ВТО. Второй вариант доклада | |будет обсуждаться в конце 2002 года. | |На Шестнадцатом заседании Рабочей Группы (16-18 декабря 2002 года) прошло | |постатейное обсуждение итогового доклада РГ о присоединении России к ВТО | |(стержневой элемент всего финального пакета документов присоединяющейся | |страны) | |Важным результатом заседания РГ явилось принятие уплотненного графика | |переговоров на первые четыре месяца 2003 г. | |Начиная с конца января, планируется проведение ежемесячных переговорных | |сессий в рамках РГ, должно состояться до 50 – 60 раундов двусторонних | |переговоров. | |В январе – феврале должны состояться многосторонние консультации по | |сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и фитосанитарным нормам. | |Продолжаться двусторонние переговоры по товарам и услугам. Весной предстоит | |завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с| |нормами и правилами ВТО. | |Решено ускорить работу над итоговым докладом РГ о присоединении России к | |ВТО. | |По мнению руководителя российской делегации на переговорах в Женеве Максима | |Медведкова, завершившееся заседание РГ и раунд переговоров создают хорошие | |предпосылки для дальнейшего продвижения переговорного процесса. В ходе | |подведения итогов прошедшего раунда М. Медведков также отметил существенную | |роль, которую сыграло участие вице-премьера Алексея Кудрина в работе РГ и | |его встреча с генеральным секретарем ВТО Паничпакди Супачаем. | |В ходе Семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном | |формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся | |двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено | |состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального | |законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. | |Кроме того, был уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график | |многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, | |услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле/санитарные и фитосанитарные| |нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта с.г.). | |На заседании завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение | |доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января. | |Формальное Восемнадцатое заседание Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 | |года в Женеве. Проходившее в ходе заседания обсуждение итогового доклада РГ | |по присоединению России к ВТО будет продолжено в третьей редакции в июне | |с.г. В рамках состоявшегося переговорного раунда прошли многосторонние | |консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и | |энергетике с заинтересованными членами РГ. Российская делегация провела | |также в Женеве двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с 14 | |странами и по доступу на рынок услуг - с 10 странами. До следующего | |апрельского раунда переговоров намечено проведение многосторонних | |консультаций по ТБТ (технические барьеры в торговле) - 18 марта и СФС | |(санитарные и фитосанитарные нормы) - 4 апреля с.г. | | | |10 апреля 2003 г. в Женеве состоялось Девятнадцатое официальное заседание | |Рабочей группы (РГ) по присоединению России к Всемирной торговой | |организации. На этом заседании было завершено обсуждение второго варианта | |Доклада РГ о присоединении России к ВТО и принято решение о подготовке | |третьего варианта. Обновленная редакция Доклада должна быть распространена | |среди членов РГ (67 стран) к 19 мая с.г. | | | |Формальное Двадцатое заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению России | |ко ВТО состоялось 10 июля с.г. в Женеве. Оно было посвящено рассмотрению | |третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России. Официальному | |заседанию предшествовали неформальные обсуждения в рамках РГ. | |30 октября 2003 в Женеве состоялось очередное Двадцать первое формальное | |заседание Рабочей Группы. К очередному заседанию РГ российская делегация | |подготовила новые предложения по тексту итогового доклада, в частности, | |касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения | |полномочий между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов | |сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, | |принятых участниками переговоров без существенных замечаний. | |ГЛАВА II. Современный этап переговоров по присоединению России к Всемирной | |Торговой Организации. | |В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к | |Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с | |процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители | |заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной | |после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) | |состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в | |ВТО. | | | |Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. В | |начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на | |многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического | |режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После | |представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в | |области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в | |1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и | |списка изъятии из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались | |переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными | |странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной | |международной экономической организации. | | | |В настоящее время в состав РГ по присоединению России к ВТО входит 67 | |стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок | |товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – более 30. | | | |Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по | |системным вопросам - формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по | |сельскому хозяйству – плюрилатеральные консультации с участием | |заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне | |(по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам | |системного характера). | | | |В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым | |направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, | |утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством | |России. | | | |1. Переговоры по тарифным вопросам, основным предметом которых является | |определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных | |пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО по | |всей ТН ВЭД (более 11 тыс. позиций). Последние серии переговоров почти с 30 | |странами прошли в июле и августе с.г. в Женеве. В настоящее время российская| |делегация согласовала свыше 80 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, | |где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, | |мебель, авиатехника, автомобили. С отдельными странами переговоры вышли на | |завершающую стадию. | | | |2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного | |аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки | |аграрного сектора в рамках “желтой” корзины и уровня экспортных субсидий на | |сельскохозяйственные товары и продовольствие. | |Обсуждение указанных проблем проходит преимущественно в формате | |ежеквартальных плюрилатеральных (многосторонних) консультаций (в т.ч. в | |апреле с.г.) с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров | |сельхозпродукции), ряда государств Восточной Европы, Азии и Латинской | |Америки. Переговоры по данному направлению носят крайне сложный характер, | |т.к. значительно расходятся позиции сторон по согласованию уровня | |разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства и | |права на применение экспортных субсидий. | |3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий| |доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Последние | |переговоры странами-членами РГ состоялись в июле и августе с.г. Переговорный| |процесс сфокусирован на "чувствительных" секторах, доступ в которые | |представляет значительный коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО.| |Наибольшие проблемы на переговорах представляют их запросы в сфере | |финансовых, телекоммуникационных и транспортных услуг. | |Двусторонние переговоры показали также, что существуют различия в толковании| |сторонами правил ВТО в отношении т.н. горизонтального регулирования торговли| |услугами. В 2002 - 2003гг. (в т.ч. в апреле с.г.) был проведен ряд | |многосторонних консультаций по специальным аспектам такого регулирования в | |России (естественные монополии, субсидии, приграничные территории, | |культурное наследие, антимонопольное регулирование, ЗАТО, услуги общего | |пользования). Также прошли встречи по обсуждению списка изъятий из РНБ и | |регулированию в отдельных секторах услуг. | |4. Переговоры по системным вопросам, посвящены определению мер, которые | |Россия должна будет предпринять в области законодательства и его | |правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой| |для переговоров является проект Доклада РГ. Это - финальный документ, где | |вместе с Протоколом о присоединении будет изложен пакет прав и обязательств,| |которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах | |фиксируются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню| |поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли | |услугами). Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно | |разделить на три части: | | | |1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной | |практики нормам и правилам ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО | |касаются применения ряда положений действующего законодательства в области | |таможенного регулирования, излишние требования, предъявляемые к импортным | |товарам в сфере нетарифных мер, а также в области применения санитарных и | |фитосанитарных мер (СФС), системы субсидирования промышленности и т.д. | |Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех положений ВТО в | |данных сферах с момента присоединения. Это – “стандартные” требования ко | |всем странам-соискателям. | |2. Применение Россией некоторых элементов регулирования, в принципе | |разрешенных в ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами,| |которые фиксируются в Докладе РГ (“переговорные” требования). | |3. Запросы отдельных стран-членов РГ, явно выходящие за рамки обязательств | |многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к | |необязательным соглашениям по правительственным закупкам, гражданской | |авиатехнике, унификации внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена | |экспортных пошлин и т.д. | |Весной 2002 г. на 14-ом и 15-ом официальных заседаниях РГ прошло обсуждение | |первого проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Этот | |документ, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты | |продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и | |его совместимости с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было | |представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более | |1000 законодательных и нормативных актов на английском языке. | | | |В декабре 2002 г. состоялось 16-е заседание РГ, на котором было начато | |рассмотрение второй редакции проекта Доклада. По итогам этой сессии, в | |которой принял участие заместитель Председателя Правительства России | |А.Л.Кудрин, было принято решение об интенсификации переговорного процесса. | | | |В марте-апреле 2003г. состоялись 17, 18 и 19 официальные заседания РГ, | |посвященные обсуждению второй редакции проекта Доклада. По сложившейся | |практике они сопровождались многосторонними встречами по сельскому | |хозяйству, энергетике, тарифным квотам на мясо, услугам, ТБТСФС, а также | |серией двусторонних переговоров по тарифам и услугам. | | | |В Страсбурге 2 июля состоялась регулярная встреча Министра экономического | |развития и торговли Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами, в ходе | |которой обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. | |8-10 июля прошло 20-е заседание Рабочей группы, где был согласован порядок | |дальнейшей работы по третьей редакции проекта Доклада. В этот же период | |состоялись многосторонние консультации по валютному регулированию и | |телекоммуникациям, а также двусторонние переговоры по доступу на рынки | |товаров и услуг, ряду системных вопросов. | |21 августа состоялись неофициальные консультации Председателя РГ с | |заинтересованными странами-членами ВТО. В этот же период прошли двусторонние| |переговоры по тарифам и услугам. Следующее заседание РГ запланировано на | |конец октября с.г. Также в эти сроки пройдут многосторонние консультации по | |сельскому хозяйству и различным аспектам доступа на рынок услуг. До этого | |состоится серия двусторонних переговоров в столицах с ключевыми партнерами | |России (ЕС, Китай, Япония и США). | | | |Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства | |Российской Федерации по вопросам ВТО. Комиссию возглавляет заместитель | |Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. В ее состав входят | |представители всех ветвей государственной власти и общественных организаций.| |Руководителем российской правительственной делегации на переговорах по | |присоединению к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и | |торговли М.Ю.Медведков. | | | |25 марта 2003г. прошло тринадцатое заседание Комиссии по ВТО. На нем были | |рассмотрены итоги переговорного процесса и приняты решения о продолжении | |законопроектной работы в области приведения в соответствие российского | |законодательства с нормами и правилами ВТО и проведении контроля в этом | |направлении при принятии ведомственных нормативных актов, а также о создании| |новой Комиссии Правительства - по вопросам ВТО и ОЭСР и подготовке | |необходимых для этого документов. Рекомендовано также рассмотреть вопрос о | |ходе и перспективах переговорного процесса по присоединению к ВТО на | |заседании Правительства в третьем квартале 2003г. | | | |Предыдущее заседание Правительства Российской Федерации, посвященное | |рассмотрению вопроса “О позиции Российской Федерации на переговорах по | |присоединению к Всемирной торговой организации”, состоялось 25 июля 2002г. | |В 2000 году в Государственной думе при Комитете по экономической политике и | |предпринимательству создан Экспертный совет по законодательству во внешней | |торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения мнений государственных | |органов, общественных организаций, научных и деловых кругов, экспертов по | |вопросам законопроектной деятельности в сфере иностранных инвестиций и | |внешней торговли с учетом требований ВТО, а также координации | |законотворческой деятельности, связанной с присоединением к ВТО. | | | |Распоряжением Правительства России от 08.08.01 № 1054-р был утвержден План | |мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в | |соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда | |законопроектов, которые позволят в целом решить проблему соответствия | |законодательства положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного | |кодекса, закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об основах | |гос. регулировании внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, | |антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном | |тарифе”, а также внесение поправок к законам по производству и обороту | |алкоголя, и ряду других проблем. | | | |В настоящее время в зависимости от стадии подготовки законопроекты находятся| |на рассмотрении в Государственной Думе, внесены в Правительство России или | |находятся на этапе согласования с федеральными органами исполнительной | |власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N832). В| |конце 2002 г. были приняты законы из этого перечня: - “О техническом | |регулировании в РФ”, “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях| |мест происхождения товаров” и ряд других. В мае с.г. принята новая редакция | |таможенного кодекса. | |Проводится также экспертиза регионального законодательства и ведомственных | |нормативных актов на предмет соответствия нормам ВТО и работа по анализу | |международных договоров, разрабатываются новые международные соглашения, | |регулирующие проблемы, вытекающие из присоединения России к ВТО. | | | |На регулярной основе проходят консультативные встречи российской делегации с| |представителями государств-членов ЕврАзЭС и ряда стран СНГ, в ходе которых | |обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседании | |Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002 г. | |принято решение о путях совершенствования взаимодействия государств-членов | |ЕврАзЭС в ходе переговоров по присоединению к ВТО. | | | |В 2003г. в рамках работы, организуемой Группой экспертов высокого уровня по | |формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии, | |Казахстана и Украины, ведется сравнительный анализ позиций стран "четверки" | |на переговорах по присоединению к ВТО. Эти результаты будут использованы для| |согласования переговорной позиции как в рамках работы по ЕЭП, так и при | |координации процесса присоединения к ВТО заинтересованных сторон. | | | |В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению | |российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, | |импортеров и объединениями производителей. Регулярно проводятся | |консультативные встречи с Российским союзом промышленников и | |предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями | |деловых кругов, представителями научных и общественных организаций. | |В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций | |"Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и | |более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при | |участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и | |законодательных органов. | |За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено | |более десяти коллективных исследований, посвященных оценке | |социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе| |в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской | |Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей | |страны в ВТО. | |9-14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская | |конференция ВТО, в работе которой приняла участие российская делегация. | |Принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, | |которые затронут следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на | |рынки несельскохозяйственных товаров, некоторые проблемы торговых аспектов | |прав интеллектуальной собственности, правила ВТО (применение положений ВТО в| |части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), | |механизм разрешения споров и т.д. | |Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в | |процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах | |переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все | |направления нового раунда переговоров могут затронуть текущие и долгосрочные| |интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после| |присоединения к ВТО. | |Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых | |условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в | |области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства)| |будут основываться на реальном положении в российской экономике, | |обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении | |адекватной конкурентной среды. | | | | | | | | | |ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | | | |Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая | |организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая | |страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, | |либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие | |полноправного участия государства в мировой торговле и международной | |экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, | |предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех | |странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает | |непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны | |вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет. | | | |В данной курсовой работе были отмечены основные этапы присоединения России к| |Всемирной Торговой Организации. | |Таким образом, выделились некоторые результаты подобных переговоров: | |В настоящее время в состав РГ по присоединению России к ВТО входит 67 | |стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок | |товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – более 30. | |В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым | |направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, | |утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством | |России. Это переговоры по тарифным вопросам, переговоры по | |сельскохозяйственной проблематике, переговоры по доступу на рынок услуг, | |переговоры по системным вопросам. | |Только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций "Россия,| |ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем | |в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии | |Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных | |органов. | |За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено | |более десяти коллективных исследований, посвященных оценке | |социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе| |в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской | |Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей | |страны в ВТО. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Аналитический материал ДТМП «Всемирная торговая организация: основные цели и функции». Сентябрь, 2003 год.
2) Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., изд-во наука, 2003.
3) И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М:
"Консалтинг" – 2000.
4) В.В.Волосатов, Л.С.Жабко. Проблемы вхождения России в ВТО.//
Экономист. – 2003- № 2.
5) С.Михневич. Эффект участия и "дефекты" неучастия. //ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД
- 2001 - № 5.
6) Л.Козик. "Проходной балл".//ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД – 2003 - №10.
7) А.А.Пахомов. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к
ВТО//. Внешняя торговля – 2000 - №2.
8) Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ – 2001 - № 22.
9) Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ – 2003 - №16. 10) Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики – 2003.