На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.
Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфидициальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры. Однако при создании оффшорной компании российские учредители сталкиваются с рядом трудностей административно-правового характера. Во-первых, самого понятия “оффшор” в российском законодательстве нет. В соответствии же с законом “О валютном регулировании и валютном контроле” внесение средств в уставный капитал (прямые инвестиции) и приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции) рассматриваются как “валютные операции, связанные с движением капитала” и требуют лицензирования со стороны Центрального банка России. Таким образом достаточно трудно создать оффшорную компанию, не нарушив положений валютного контроля и таможенных норм. Несмотря на это в настоящее время, по данным журнала Offshore Express, из 1,5-3 млн. оффшорных компаний, зарегистрированных в мире, около 50 тысяч российских.
Однако стоит отметить, что во многих европейских странах введено противооффшорное законодательство, предусматривающее дискриминационные меры по отношению к компаниям открытым в “налоговых гаванях”, некоторые же банки стараются не открывать счета оффшорным компаниям.
4. Регистрация оффшорной компании.
Регистрация оффшорной компании происходит примерно так. Бизнесмен дает несколько вариантов названия будущей компании, и от его имени начинает действовать местный Регистрационный Агент. Так как будущий владелец является нерезидентом в той юрисдикции, где регистрирует компанию, то вынужден общаться с правительственными органами через местного агента, который предоставляет свой юридический адрес. Для такой деятельности, как правило, агенты должны получить специальную лицензию. Речь идет о профессиональных Агентах, которые имеют на свою деятельность обязательную профессиональную страховку (bonded agent). Однако агентами в некоторых юрисдикциях могут быть и физические лица – резиденты тех стран без всяких страховок.
Сначала осуществляется проверка названия на совпадения, потом, если все в порядке, то происходит регистрация Устава и Учредительного Договора (Memorandum and Article of Association), которые подписывает опять же Агент. Далее Агент производит назначение бизнесмена первым директором и подписывает бумагу, из которой ясно, что он не претендует на собственность компании и выступает только в качестве агента.
Права собственности на компанию определяются следующим образом. Владельцами компании являются акционеры. Распределение акций происходит на первом собрании, обязанность проведения которого лежит на первом директоре, назначение которого, в свою очередь, производится Регистрационным Агентом. Если человек назначен первым директором, то произведя на свет Резолюцию единственного акционера, он утверждает себя в праве собственника на все акции компании. Там, где акционеры регистрируются, надо заполнить специальную форму и направить в регистрационные органы (так же происходит и регистрация директоров).
Практически во всех юрисдикциях компанию нужно ежегодно поддерживать, то есть подать аудиторский отчет или декларацию (там, где это нужно), оплатить необходимые налоги и сборы, оплатить Регистрационным Агентам их услуги. Если все процедуры выполнены, то компания остается в Регистре компаний, если какой-либо элемент отсутствует, то какое-то время начисляются штрафы и, можно остаться в Регистре уплатив их, потом компания удаляется из Регистра со всеми вытекающими последствиями. Восстанавливать компанию можно, но почти всегда это много дороже, чем просто зарегистрировать новую, но иногда деваться некуда и приходится платить.
5. Управление компанией.
Оперативное управление компанией, а точнее ее активами, производится директором или, в случае номинального директора, поверенным на основании доверенности. У вновь испеченной офшорной компании может быть один вид актива: банковский счет. То есть вопрос сводится к управлению банковским счетом. Как правило, большинство банков допускают управление счетом по факсу или с помощью программного обеспечения для персонального компьютера – по модему. Для этого существуют специальные способы защиты от несанкционированного доступа к счету.
Открытие банковского счета наиболее тонкая и ответственная часть всего процесса работы с офшорной компании. Счет можно открыть:
Лично, т.е. явится в банк с документами и печатью компании и, представ перед клерком банка, попытаться произвести на него благоприятное впечатление. Надо иметь в виду, что почти все банки в мире озабочены проблемой отмыва денег и надо доказать, что поступление денег будет совершено из чистых источников. Надо будет рассказать как можно подробнее о бизнесе, где и что покупается, кому и где продается, где у компании есть еще счета, какая имеется российская компания, сколько времени она функционирует и т.д. При этом могут потребоваться какие-нибудь дополнительные рекомендации. Даже при выполнении всех этих условий, никто не гарантирует, что счет все-таки будет открыт.
Через посредника. Посредник – это адвокатская или юридическая фирма, которая достаточно хорошо знакома банку, чтобы доверить ей функции клерка по открытию счетов, т.е. заверение копий учредительных документов, копии паспорта, подписей на формах и карточках образцов. Обычно посреднику доверяется и заполнение ответов на вопросник, в котором должна содержаться исчерпывающая информация о новом клиенте лично и его бизнесе. Рекомендация, выданная посредником зачастую играет решающую роль в решении банка об открытии счета.
Как бы не открывался счет для компании, лично или через посредника, необходимо представить учредительные документы компании, полномочия выступать от имени компании (назначение директором или доверенность), паспорт. Если компании больше чем один год, то надо представить также выписку из торгового реестра не старше 6 месяцев (Certificate of Good Standing). Все документы компании должны быть легализованы, т.е. иметь юридическую силу в стране, где находится банк. Легализацию можно провести через консульство той страны, где находится банк.
Для обеспечения защиты счетов от несанкционированного доступа, банки применяют различную технику. Это может быть и подтверждение голосом после отправки факса. Наиболее надежно работают таблицы кодов, известные только клиенту и банку, которые выдаются клиенту при открытии счета. Каждому конкретному платежному поручению соответствует один и только один код, который проверяется банком, и исполение происходит только по положительному реультату проверки. При использовании модемного управления счетом, в пакет программного обеспечения входит также проверка на правильность пароля входа в программу управлением счета.
Выписки со счета обычно можно попросить прислать по факсу, при модемном управлении выписки предоставляются в электронном виде. В некоторых юрисдикциях (например в США) ежемесячные выписки посылаются по почте, поэтому надо иметь почтовый адрес в этой стране, иначе банк пришлет выписку на российский адрес. Это письмо будет идти около месяца и будет означать полную потерю конфиденциальности через отечественную почту.
Надо иметь в виду, что банку небезразлично откуда и за что приходят на счет деньги. Время от времени будет проверятся соответствие описания бизнеса, которое получил банк при открытии счета и реального оборота на счете. Поэтому в графе “назначение платежа” необходимо указывать за что получена та или иная сумма, номера инвойсов, контрактов и т.п. Если переводятся крупные суммы, то не лишим будет послать банку по факсу хотя бы инвойс, не говоря уже о контракте. Не надо забывать вовремя побеспокоиться о своевременном предоставлении банку свежего Certificate of Good Standing и вовремя обновлять доверенность.
Как правило, банки при наличии страхового депозита предоставляют корпоративные карты VISA или MasterCard. Это значит, что надо выбрать для себя месячный лимит, т.е. сумму месячных трат кредитной картой. Банк из США попросит заморозить на депозитном счете сумму, равную месячному лимиту, европейский банк попросит сделать то же, но сумму попросит заморозить вдвое больше. Как правило, карточный счет соединяется с текущим, это значит, что траты с кредитной карты будут списаны с текущего счета. Страховой же депозит находится в неприкосновенности. На корпоративной карте выбито название компании и имя того, кому доверено ей пользоваться. Корпоративная карта говорит о том, что человеку доверено пользоваться счетом компании в определенных пределах, но не более.
Можно открыть счет в российском банке. Существует несколько режимов рублевых счетов для компаний – нерезидентов России, но для всех них надо провести процедуру аккредитации и встать на учет в налоговую инспекцию, встать на учет в фонды и получить коды в Госкомстате. Для открытия валютного счета необходимости в аккредитации нет, достаточно только зарегистрироваться в налоговой инспекции. Учет необязательно вести по установленной форме, отчет по прибыли в форме декларации – раз в году, по НДС, если есть, – ежеквартально.
6. Оффшорные комнании на Кипре.
Как уже было отмечено, Кипр является наиболее привлекательной "налоговой гаванью" для международных фирм. Это обусловлено тем, что это – единственная в мире юрисдикция, в которой низкие ставки налогов сочетаются с широкой сетью Международных налоговых конвенций.
Страницы: 1, 2, 3, 4