Рефераты. Общая характеристика китайской модели экономики

Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки получают от государства еще и серьезные финансовые вливания.

Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс. специалистов.

Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г. Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация  

 китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)

Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

Дефицит сырья и энергии.

Отсутствие единого закона по СЭЗ.

Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

СЭЗ в Китае получили широкое распространение, и развили те города и территории, где они организовывались.

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»

А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.

И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социальное положение в районах их размещения. В СЭЗ гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужиться» с социалистической направленностью страны и рыночными механизмами.


4. Сотрудничество Китая и Росси.


Начиная с 1980 года китайская экономика растёт в среднем на 10 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

Среднегодовые темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) в 1990—1999 г.г. составляли 10,3%, в 1998—2001 г.г. — 10%, в 2002—2005 г.г. — 9%. По объёму  ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает ныне второе место в мире после США. Резко возросли валютные резервы и объемы золотого запаса страны. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд. долларов США.

По официальным данным, в 2003 году ВВП Китая вырос на 9,1 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 11-12 %. По мнению специалистов, в 2004 прирост ВВП составит от 8,5 % до 12 %.  Рост объёма внешней торговли Китая в 2005 году составил 23 процента.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Китайская экономика находится на подъеме и готова заполонить мировой рынок товарами собственного производства. Однако для большего развития экономики Китаю необходимо увеличить потребление энергоресурсов. Россия, как поставщик энергоносителей, является в этом плане идеальным партнером.

На сегодняшний день нефть и газ являются главной разменной монетой на мировом рынке. В Пекине это понимают и требуют гарантии бесперебойных поставок из России. Такими заверениями могут служить только совместные вложения в разработку новых месторождений, чего  добивается Китай.

Благоприятная ситуация для продуктивного сотрудничества между Москвой и Пекином сложилась давно. И Москва и Пекин поочередно делали в сторону друг друга реверансы, предлагая выгодные условия для интеграции экономических проектов, и 21 марта 2006 года  президент России Владимир Владимирович  Путин побывал  с рабочим визитом в Китае. Чтобы вопрос не зашел в тупик, Владимир Путин в Пекине дал личные гарантии безопасности поставок энергоносителей из России в Китай. Судя по первым итогам визита, убеждения президента достигли цели. Так Газпром подписал соглашение об увеличении поставок "голубого топлива" в Китай. Приблизительный объем составит 30-40 млрд. куб. м в год. В дальнейшем поток российского газа в Китай может только увеличиться. Для этого в Газпроме планируют провести газопровод в 3 тыс. км.  Новая труба позволит увеличить поставки газа в Китай в два раза.


РАО "ЕЭС России" и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали соглашение о всесторонней разработке технико-экономического обоснования проекта поставки электроэнергии из России в Китай. Таким образом, РАО "ЕЭС России" обозначило свою заинтересованность в долгосрочном контракте на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Новый проект предполагает строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории России и Китая.

РЖД и министерство железных дорог Китайской Народной Республики подписали договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров. По условиям договора РЖД сможет пользоваться более объемными контейнерами на железных дорогах Китая. Это необходимо для увеличения поставок нефти в КНР. В 2006 году Россия рассчитывает увеличить экспорт нефти в Китай в два раза по сравнению с прошлым годом.

Заключение


Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»

А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.

И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.

Литература


1.                    Семин Н.Ф., Семин Р.Н. «Основы мировой экономики», 2000г.

2.                    КудревВ.М. «Мир экономики», 2000г.

3.                    Семенов К.А. «Международные экономические отношения», 1999г.

4.                    Халевинская Е., Крезе И. «Мировая экономика», 2000г.

5.                    Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000.

6.                    В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997.

7.                    Н.Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2001 г

8.                    Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2003 г.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.