Рефераты. Новая европейская валюта и ее перспективы

Новая европейская валюта и ее перспективы

ПЛАН

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

1. ВВЕДЕНИЕ

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.
Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза — Великобритании,
Дании, Швеции и Греции — является делом времени.

Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской валюты? В конце девяностых годов прошлого века ситуация в мире складывалась следующим образом. Оправившаяся после кризиса 80-х, экономика США переживала период небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали
"привязывать" курс национальных валют к американскому доллару. Можно спорить о плюсах и минусах таких "нововведений", однако факт остается фактом – доллар становился главной международной расчетной единицей. На
Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной
Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты- убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций.
Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы, приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций, так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами,
Европа, где каждое государство имело свои таможенные пошлины, валюту, правила импорта, экспорта и ведения финансовых операций, стояла перед необходимостью объединения.

1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.
Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания новой валюты будет окончательно завершен через два года, когда будут введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью прекратят свое существование.

Несмотря на полное единогласие по вопросу необходимости введения евро, мнения по поводу сроков осуществления этого проекта расходились – и достаточно значительно. Представители некоторых стран считали введение единой валюты преждевременным и предлагали отсрочить эту дату еще на пару лет. Однако решающую роль в этом вопросе сыграла позиция Германии – поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой проводились международные платежи. Экономическая ситуация внутри Германии, еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с
Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала задачам "поднятия на один и тот же уровень" развития сразу нескольких европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели
(соответствие Маастрихтским критериям вступления в Евросоюз), находились подчас на достаточно различных уровнях экономического развития.

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками
Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран- кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций
Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы
России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на ее известную “евроизацию”?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода
России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением” евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую экономику.

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России в отношении единой европейской валюты.

Следует отметить, что целый ряд проблем в курсовой работе обозначен общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте общей экономической и валютной политики России.

2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент:
0. На долю стран — участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится

15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%).
1. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.
2. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран — участниц ЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.
3. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЭВС.
4. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической теории 11 государств — членов ЭВС не составляют “оптимальную валютную зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до конца не ясен.

Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов.
5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.