Рефераты. Международная купля-продажа товаров p>Количественные и качественные характеристики предмета контракта

Количественные характеристики предмета контракта могут устанавливаться как в статье «Предмет контракта», так и в специальной статье «Количество товара».
При определении количества товара в контракте стороны должны согласовать: единицу измерения количества, систему мер и весов, порядок установления количества.
Количество товара в контракте определяется единицами веса, объема, длины, в штуках и т.д.
Выбор единицы измерения зависит от характера самого товара и сложившейся практики международной торговли. При этом могут использоваться не только метрические, но и условные единицы и нестандартные единицы измерения
(мешок, пачка, бутыль).
Обычай в международной торговле отдельными товарами закрепил за теми или иными предметами сделок традиционные единицы измерения. Так, например, при поставках нефти количество товара обычно указывается в баррелях, при поставках зерновых – в бушелях. В этом случае также целесообразно указать метрический эквивалент выбранной единицы измерения.
Цена контракта.
Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, как понимается установленная цена, т.е. входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку и др.
В контракте могут применяться различные цены:
- твердая цена;
- цена с последующей фиксацией;
- скользящая цена.
Твердая цена вносится в контракт после согласования между сторонами на переговорах и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта. Однако необходимо помнить, что данный способ лучше всего подходит для краткосрочных сделок (1-1,5 г.). Фиксация твердой цены в контрактах с более длительным сроком исполнения может привести к тому, что контрактная цена будет существенно отличаться от текущей рыночной цены, а это невыгодно одной из сторон.
Цены с последующей фиксацией в контракте не указываются. В этом случае в статье «Цена товара» описывается способ установления цены в будущем, т.е. на момент исполнения договора.
Скользящая цена предусматривает фиксацию исходной (базисной) цены в контракте, которая в течение исполнения соглашения может измениться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов.
Подобный способ установления цены при поставке сырьевых товаров иногда называют также подвижной ценой. В этом случае цена контракта увязывается с изменениями рыночной цены данного товара к моменту его поставки. В контракте обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении цен, а также оговаривается допустимый минимум и максимум отклонения рыночной цены от контрактной.
Качество товара
Статья «качество товара» обязательно присутствует в каждом контракте.
Согласно торговым обычаям некоторых стран, контракты, в которых отсутствует оговорка о качестве товара, могут быть признаны недействительными.
В этой статье стороны устанавливают качественные характеристики товара, т.е. совокупность свойств, определяющих его пригодность для использования по назначению. Стороны контракта должны стремиться к тому, чтобы дать наиболее полную качественную характеристику предмета сделки.
В международной практике чаще всего используются следующие способы определения качества в контрактах:
- по стандартам;
- по техническим условиям;
- по образцам.

При поставке товара по стандартам стороны могут выбрать и зафиксировать как национальный стандарт продавца, так и международный стандарт, а в некоторых случаях и стандарт фирмы-покупателя.
По техническим условиям (описанию) продаются и покупаются главным образом машины и оборудование, а также другие товары, на которые отсутствуют стандарты или к которым предъявляются специальные требования по качеству.
Определение качества товара по образцу предполагает представление продавцом покупателю образцов товара и подтверждение их покупателем, после чего они становятся эталоном.
При этом в контракт следует внести указание о количестве отобранных образцов и о порядке сличения поставленного товара с образцом. Обычно в контракте указываются три организации, хранящие образцы: покупатель, продавец, и какая-либо нейтральная организация (например, торговая палата). Такой способ установления качества товаров часто используется в торговле потребительскими товарами, а также при заключении сделок на выставках и ярмарках.
В статье «Качество товара» стороны могут также предусмотреть метод проверки качества продавцом, а также вид документа, подтверждающего соответствие качества поставленного товара конкретным требованиям.
Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества, выдаваемый либо фирмой-изготовителем, либо нейтральной организацией, осуществляющей проверку качества товара.14


Срок и дата поставки
Срок поставки - согласованные сторонами и предусмотренные в контракте временные периоды, в течение которых продавец должен передать предмет сделки покупателю. При этом предмет сделки может быть поставлен как единовременно, так и по частям. При единовременной поставке стороны указывают один срок поставки. При поставке по частям в контракте указываются сроки поставки для каждой партии.
Сроки поставки в контракте могут быть установлены следующими способами:
- определением фиксированной даты поставки;
- определением периода, в течение которого должна бать произведена поставка ( месяц, квартал, год);
- применением специальных терминов («немедленная поставка» «со склада» и т.д.)
Возможность досрочной поставки товара продавцом должна специально оговариваться в контракте. Если это не оговорено, то по обычаю досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Оговорка о досрочной поставке обычно предполагает и досрочную оплату товара покупателем.
Во многих случаях в контракт купли-продажи вносится и оговорка о дате поставки. Это позволяет сторонам сделки в дальнейшем избежать споров о точности соблюдения сроков поставки. Дата поставки определяется в зависимости от способов перевозки товара и может быть:
- датой транспортного документа, свидетельствующего о принятии товара к перевозке;
- датой складского свидетельства;
- датой подписания приемочно-сдаточного акта представителями продавца и покупателя.
Базисные условия контракта
При заключении контракта стороны должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.).
Для унификации понимания прав и обязанностей сторон контракта были разработаны базисные условия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца. Базисные условия вырабатываются на основе международной торговой практики.
Они упрощают операции, связанные с поставкой товаров, являются общепризнанными в международной торговле и определяются как правило, торговыми обычаями, сложившимися в коммерческой практике отдельных стран, портов, отраслей торговли.
Большую работу по выработке общего подхода к толкованию коммерческих терминов провела Международная торговая палата, которая с 1936г. издает
«Международные правила толкования терминов» («ИНКОТЕРМС») (последняя редакция Инкотермс –1990г.).
«Инкотермс» применяется в тех случаях, когда в Контракте сделана ссылка на них. При несовпадении условий контракта и положений «Инкотермс» приоритет имеют условия Контракта.

Выбор базисного условия сторонами контракта зависит прежде всего от способа перевозки. При всех способах перевозки возможно использовать базисные условия: EXW «франко-завод»; FRC«франко-перевозчик».

При морской перевозке наиболее часто используются базисные условия:
FOB «свободно на борту»; CIF «стоимость, страхование и фрахт».

При железнодорожных и автомобильных перевозках возможно использование условия «с поставкой на границе».

Условия платежа
Условия платежа включают установление валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, перечень документов, представляемый к оплате, и защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта.
Условия платежа устанавливают на какой стадии движения товара производится его оплата и будет ли она совершаться единовременно или несколькими взносами.
Существуют несколько способов платежа, используемых в практике международной торговли: платеж наличными, платеж в кредит, а также их сочетание.
Платеж наличными включает все виды расчетов, при которых товар оплачивается полностью в период от его готовности для экспорта до или в момент перехода товара или товарных документов в распоряжение покупателя. Формами расчета наличными являются чек, перевод, аккредитив, инкассо, расчет в кредит.

Чек представляет собой письменное распоряжение покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанные в них суммы предъявителям
(конкретным лицам, организациям) или по их приказу другим лицам (ордерные чеки). Чековая форма расчетов используется на практике редко.

Банковский перевод предполагает, что экспортеры направляют импортерам счета и другие документы за поставленные товары, выполненные работы, по претензиям и другим взаимным расчетам. На основании этих документов плательщики отсылают в свои банки платежные поручения на перевод денег на счета экспортеров или кредиторов.

Инкассо представляет собой обязательство банка по поручению экспортера получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортеру.

Аккредитив предусматривает обязательство покупателя открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке-эмитенте аккредитив в пользу продавца на оговоренную сумму.

Расчет в кредит: В практике международной торговли применяются коммерческий кредит, т.е. кредит экспортера импортеру или выдача авансов импортером экспортеру, и банковский кредит.
Расчеты в кредит могут предусматривать предоставление вексельного кредита, рассрочки платежа или кредитование по открытому счету.
При согласовании в контракте рассрочки платежа стороны могут предусмотреть частичную оплату наличными в виде аванса и частичных инкассовых платежей.
Размер кредитуемой части, условия кредитования и порядок погашения кредита должны быть подробно описаны в контракте
Условия кредита обычно покрывают 80-85% стоимости контракта. Остальное выплачивается импортером наличными, в том числе в форме аванса.
За задержку платежа в контракте предусматриваются штрафные санкции, размер которых согласуется сторонами.

Штрафные санкции
Контракт обычно предусматривает целый ряд штрафных санкций, с помощью которых покупатель стремится стимулировать продавца в своевременном исполнении обязательств и компенсировать свои возможные потери.
Штрафные санкции обычно возрастают в зависимости от длительности нарушения обязательства (просрочка и т.д.). Максимальная величина штрафов составляет
8-10% от стоимости непоставленных в срок товаров.
Наряду со штрафными санкциями контракт может предусматривать право сторон на взыскание убытков, причем такие взыскания не освобождают от выполнения обязательств по контракту.
В контракт могут также включаться санкции к импортерам за нарушения ими своих обязательств по сделке (задержка в открытии аккредитива, платежах, в предоставлении технической документации).

Условия упаковки и маркировки
В практике международной торговли род упаковки зависит от её назначения: для рекламных целей, для расфасовки, сохранности товаров в различных внешних средах и т.п.
Разделы об упаковке и маркировке включают в контракт, когда по роду товара упаковка является необходимой. При этом в статье указываются вид и характер упаковки, её качество, размеры, способы оплаты, а также нанесение на упаковку каждого места маркировки.
Маркировка грузов – товаросопроводительная информация, содержащая реквизиты импортера, номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места и число мест в партии или трансе. Она является указанием транспортным фирмам, как обращаться с грузом, и при необходимости используется для предупреждения об опасности обращения с грузом. Маркировка грузов безусловная обязанность продавца. Реквизиты маркировки согласуются сторонами и указываются в контракте. Маркировочные отметки должны быть нанесены на каждое грузовое место.


Гарантии

При поставках машин и оборудования в контракте формулируются обязательства продавца относительно гарантии качества и технических характеристик товара. При этом стороны согласуют: сроки гарантий, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий.

Гарантийные сроки устанавливаются сторонами сделки с учетом сложившейся международной практики и вида товара. В пределах согласованного срока продавец несет ответственность за качество поставленного товара и его эффективную эксплуатацию. В контракте перечисляются также случаи, на которые гарантии не распространяются (неправильное хранение, ненадлежащая эксплуатация). Гарантия может не распространятся на быстроизнашивающиеся детали и запасные части.

В случае обнаружения дефектов покупатель в течение гарантийного периода имеет право предъявить продавцу претензии по качеству. В контракте стороны указывают возможные способы удовлетворения обоснованных рекламаций: устранение дефекта, частичная или полная замена товара.

Условия страхования

В зависимости от условий контракта обязанность страхования лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки эта обязанность не оговорена, то сторона, на которой лежит риск случайной гибели товара в период транспортировки, сама заинтересована в его страховании.
Условия контрактов должны включать также обязательства экспортеров предоставлять покупателям страховые полисы или сертификаты (в том случае, когда продавец обязан страховать товар), которые включаются в список документов для предоставления к оплате.

Форсмажорная и арбитражная оговорки в контрактах
Практически все внешнеэкономические контракты содержат статью, которая разрешает переносить срок исполнения договора или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по договору в случае наступления определенных обстоятельств, которые обычно именуются форсмажорными, или «обстоятельствами непреодолимой силы».
К форсмажорным обстоятельствам относятся как различного рода стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения), так и различные политические ситуации (война).
В контрактах следует предусмотреть согласованный контрагентами перечень таких обстоятельств и порядок действий сторон контракта при их наступлении.
При наступлении указанных обстоятельств принято немедленно извещать другую сторону. Подтверждением наступления указанных обстоятельств служат соответствующие документы: чаще всего – свидетельства национальных торгово- промышленных палат.
В разделе контракта, называемом «арбитражной оговоркой» стороны устанавливают, что любой спор или разногласие подлежат, за исключением подсудности общим судам, передаче на рассмотрение постоянно действующим арбитражам либо арбитражам «ad hoc» , т.е. создаваемым всякий раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту.
Арбитражная оговорка контракта признается имеющей юридическую силу независимо от действительности контракта, составной частью которого она является.

Если предметом сделки являются машины и оборудование, то контракты могут включать и другие статьи: технические условия, обязательства по техническому обслуживанию, условия командирования специалистов и др.
В случае продажи результатов творческой деятельности, в частности лицензий, ноу-хау, в контракт включаются статьи о конфиденциальности, о договорной территории и ряд других статей.
Специальные вопросы контракта, прежде всего технические условия, характер упаковки и маркировки и ряд других, могут быть включены в основной текст контракта, а могут также оформляться приложениями к контракту, являющимися его неотъемлемой частью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существенным элементом проводимой в Российской Федерации социально- экономической реформы является создание принципиально новой системы торговых отношений с другими государствами.


Долгое время в условиях административно-командной системы управления обществом, и в том числе – экономическими отношениями, существовали государственная монополия торговли, система централизованного планирования производства и распределения, механизм государственного ценообразования.


Это определяло специфический подход к управлению внешнеторговыми связями в том, что касается задач и методов, а также их правового обеспечения.


Переход к рыночной системе хозяйствования, с одной стороны, существенно повысил значение международной торговли для внутреннего экономического развития, а с другой стороны, потребовал коренного пересмотра правовой базы регулирования международной торговли. Актуальной стала необходимость пересмотра существующих международно-правовых обязательств и нормативно- правовых актов внутреннего законодательства России.

В основе концептуально нового подхода к построению торгово-политического механизма в Российской Федерации должен лежать принцип рыночной эффективности в сочетании с государственным регулированием, а не управлением.
Действенный и эффективный механизм правового регулирования является залогом устойчивого развития внешнеэкономической деятельности государства и его экономических операторов.
Успех экспортера на рынке той или иной страны определяется целым рядом экономических, организационных и правовых факторов.
Одного только удачного соотношения цены и качества предлагаемой продукции или услуги недостаточно.
Любая экономическая деятельность во внешней сфере предполагает в первую очередь четкое представление о правовых рамках, в которых она ведется.
Регулирование взаимоотношений между государствами и участниками внешнеэкономического оборота осуществляется посредством комплексной правовой системы, содержащей зафиксированные, исходя из национальных интересов и в соответствии с нормами международного права, правила предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами и услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ 1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994г. М.,1995.
3. Конвенция организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1990г.)
4. М.А. Алсенов В.А. Булатова В.И. Мухопад Организация внешнеэкономических связей М. 1993г.
5. М.М. Богуславский Международное Частное право. М., 1993г.
6. О.И. Дегтярева Организация и техника внешнеторговых операций М. 1992г.
7. И.С. Зыкин Договор во внешнеэкономической деятельности. М., 1990г.
8. И.С. Зыкин Обычаи и обыкновения в международной торговле М. 1983г.
9. Н. Казакова Новые Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов // Внешняя торговля 1994. № 4
10. С.Н. Лебедев Материалы семинара по Конвенции об исковой давности и

Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, разработанные в рамках комиссии ОНН по праву международной торговли,

М., 1983г.
11. Д.М. Михайлов Внешнеторговый контракт М.ЮНИТИ, 1996
12. Принципы международных коммерческих договоров / пер. с англ. А.С.

Комарова М. 1996г.
13. М.Г. Розенберг Международная купля-продажа товаров М.1996г.
14. Б.И. Синецкий Внешнеэкономические операции: организация и техника М.

1989г.
15. О.Р. Халфина Договор в английском гражданском праве. М., 1959г.

-----------------------
[1] Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров М.1996
[2] Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена
1990г.)
[3] Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров М.1996 с.84
[4] Казакова Н. Новые Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов // Внешняя торговля 1994. № 4 с. 16-20

[5] Правовое регулирование внешней торговли СССР. М., 1961. с.17
6 п.1.ст.5 ГК РФ 1994г.
[6] Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1994
8 Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций М. 1992г. с.50
9 М.А.Алсенов, В.А.Булатова, В.А.Мухопад. Организация внешнеэкономических связей. М.,1993г., с.25.

10 Конвенция организации Объединенных наций о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.) в кн. И.С.Зыкина Договор во внешнеэкономической деятельности, с.167.

11 С.Н.Лебедев. Материалы семинара по Конвенции об исковой давности и
Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, разработанные в рамках комиссии ОНН по праву международной торговли, м., 1983., с.60.

12 О.Р.Халфина. Договор в английском гражданском праве. М.,1959г., с.133.

13 Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.1983
14 Д.М. Михайлов Внешнеторговый контракт М.ЮНИТИ, 1996



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.