На место инфляции как последствия государственного воздействия пришло расстройство финансов, отрыв финансовой надстройки от реального основания, что сохраняет питательную среду для вспышек инфляции.
Распространилось чувство неудовлетворенности тем, что дела в Америке идут достаточно нехорошо, и осознание необходимых перемен для обновления конкурентоспособности своих корпораций в борьбе с иностранными соперниками. В ход пускаются все возможные меры для ее укрепления.
Государственная собственность в США была развита относительно слабо, теперь ее значение еще больше снизилось. Однако в целом, повернуть вспять развитие монополистических процессов невозможно. Новый вариант государственного регулирования порождает большое число острых проблем и противоречий в экономике.
США имеют множество преимуществ. Они имеют наивысший в мире уровень жизни. Их экспорт в другие страны вырос настолько, что Соединенные Штаты были наибольшим экспортером мира 1991-1992гг., а их торговый дефицит уменьшился. Им присущи динамизм и способность быстро восстанавливать силы, что и было продемонстрировано во время второй мировой войны, когда за короткий промежуток времени после Перл-Харбора они наладили производство тысяч кораблей, самолетов и танков. После запуска советского спутника в 1958г. Америка разработала космическую программу и высадила человека на луну. Средняя продуктивность США все еще остается наивысшей. Соединенные Штаты занимают очень важное место среди других государств в сфере обеспечения таких услуг, как консалтинг.
Но с другой стороны, существует ряд слабых сторон в экономике. В период между гражданской и второй мировой войнами норма сбережений США была самой высокой в мире и намного выше, чем японская. Но после второй мировой войны, когда американцы стали больше сориентированы на потребление, норма сбережений начала снижаться. Еще одной, очень важной проблемой Соединенных Штатов является обучение. В школах введены низкие образовательные стандарты, в них плохая дисциплина, в то время как другие страны повысили требования к качеству образования. США не способны готовить работников, которые будут в состоянии конкурировать с работниками наших промышленных соперников.
Так же минусом является склонность мыслить кратковременными категориями, привычка планировать для кратковременных целей, так как их деятельность традиционно считается успешной, если прибыль постоянно возрастает, а дивиденды ежегодно увеличиваются. Кроме того, большинство менеджеров американских компаний почти не обращают внимания на долговременные задания и больше обращают внимание на такие краткосрочные вещи как маркетинг. Вследствие этого обычного для культуры США расчета на немедленную награду норма сбережений в американских семьях является самой низкой среди всех индустриальных стран.
2.2. Бюджетная политика США и ее влияние на глобализационный процесс
Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и мирохозяйственных связей занимают международные экономические организации. В числе их важная роль принадлежит Международному валютному фонду (МВФ).
Период, длившийся с конца второй мировой войны до конца 50-х годов, характеризуется подавляющим экономическим и политическим превосходством США в мире. После болезненных уроков «великой депрессии» 1930-х годов и второй мировой войны США взяли на себя лидирующую роль в оказании помощи странам Западной Европы и Азии в деле восстановления разрушенной войной экономики. Эти усилия американского правительства приняли форму Плана Маршалла в Европе и различных программ помощи в Азии, особенно в Японии и Китае. В конце 40-х годов на основе решений многосторонних конференций при активной инициативе и преобладающей роли США было создано несколько международных организаций, в том числе Международный валютный фонд (МВФ) в 1944г.
МВФ был основан на Международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. Представители 44 стран встретились, чтобы создать отлаженную и лучше функционирующую валютную систему, а также институциональный механизм, который бы обеспечивал ликвидность, регулирование платежей, валютную стабильность.
Валютная система, основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах.
Целью создания МВФ было обеспечение на международном уровне контроля за соблюдением финансовой дисциплины странами-членами и поддержания ими стабильных валютных курсов.
Бреттонвудская система вводила двойственные условия стабильности. Требовалось, чтобы США проводили политику, направленную на поддержание доверия к фиксированному обменному курсу и цене золота в долларах. Требовалось также, чтобы страны-члены проводили политику, способствующую поддержанию соотношения их фиксированных обменных курсов и доллара США. Таким образом, эта валюта играла главную роль в системе, а США имели особые обязательства.
В начальный период деятельность МВФ была ориентирована на восстановление и реконструкцию экономики стран Западной Европы. С ростом числа участников и коренными изменениями в облике мира, которые произошли в 60-е годы, МВФ все больше превращался в орган, учитывающий и отражающий интересы многих, в том числе развивающихся стран. Вместе с тем эволюция МВФ отражала меняющееся положение Соединенных Штатов и доллара в мировых финансах. Это требовало адаптации деятельности МВФ к изменениям и процессам, происходящим в мировой экономике.
В период с 1962 по 1970 гг. в МВФ сформировались специальные и дополнительные механизмы кредитования. Исполнительный совет МВФ принял условия и положения Генеральных соглашений о займах, были созданы механизмы компенсационного финансирования и финансирования буферных запасов. Совет управляющих утвердил план введения специальных прав заимствований.
Однако эти действия МВФ, в которых была велика роль США, не помогли сохранить бреттонвудскую систему. Поскольку США всячески сопротивлялись этому пересмотру, он произошел в форме мирового валютного кризиса. В основе этого кризиса лежало изменение соотношения сил в мировой экономике в результате послевоенного развития, создание европейской валютной системы.
В первую очередь, претерпела серьезные изменения расстановка сил между развитыми индустриальными странами. Быстрый экономический рост Японии, возросшая конкуренция со стороны западноевропейских компаний, как на международной арене, так и в самих США, привели к тому, что США практически утратили господствующие позиции в экономике на мировом рынке.
На внутренний рынок США хлынули иностранные товары.
Стремление американских корпораций расширить зарубежную деятельность привело к резкому увеличению вывоза капитала из США в Западную Европу, что оказало негативное воздействие на состояние платежного баланса США. Положение доллара в качестве опоры мировой валютной системы резко ухудшилось. Еще в конце 60-х годов открыто обсуждался вопрос о необходимости девальвации доллара. Однако США всячески сопротивлялись этому, используя также и механизм МВФ и пытаясь переложить бремя поддержания доллара, а вместе с ним и действующей мировой валютной системы на плечи своих партеров из стран Западной Европы и на Японию.
В начале 1971 г., несмотря на все усилия со стороны США, ведущие Европейские центральные банки прекратили действия по поддержке доллара, а немецкий Бундесбанк был вынужден на короткий период времени даже закрыть рынок иностранной валюты во Франкфурте. США были поставлены перед необходимостью решительных действий.
В августе 1971 г. США прекратили размен доллара на золото, и это означало отход от обязательств, взятых ими в рамках МВФ. В декабре 1971 г. под эгидой МВФ было заключено Смитсоновское соглашение, предусматривающее изменение взаимных паритетов валют промышленно развитых стран и повышение цены золота. Был установлен более широкий диапазон колебаний валютных курсов (2,25% вместо 1% в обоих направлениях) с тем, чтобы сделать механизм регулирования менее уязвимым для спекулятивных действий и сделать более гибким соотношение валютных курсов.
В середине 1972 г. Совет управляющих МВФ принимает резолюцию об учреждении Комитета по реформированию международной валютной системы, известного как Комитет 20-ти. США пытались проталкивать через этот комитет выгодные им планы переустройства мировой валютной системы. Однако эти планы были перечеркнуты событиями начала 70-х годов, когда произошел пересмотр цен на энергоносители и сырье, за чем последовал глубокий мировой валютный кризис.
В начале 1973 г. был вновь девальвирован доллар, но это уже не могло спасти старого мирового валютного порядка. Переход к плавающим валютным курсам. Возникла новая валютная система. Прекратилось использование золота в качестве основы валютной системы.
Мировые нефтяные кризисы в 1974 и 1979 гг. вызвали необходимость помогать странам в преодолении дефицита торгового баланса, причиной которого стало резкое повышение цены на нефть. В середине 1974 г. МВФ создает нефтяной фонд «oil facility», для того чтобы резервные средства стран-членов ОПЕК направлялись в страны, нуждающиеся в зарубежной помощи.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни роль МВФ оказалась недостаточной для принятия срочных и порой радикальных решений по стабилизации мировой экономики. Кризисные потрясения 70-х годов заставили развитые страны, включая США, искать новые механизмы международной координации политики. В эти годы центр тяжести принятия ответственных решений в области мировой экономики сместился от МВФ к начавшимся с 1975 г. регулярным встречам на высшем уровне представителей стран «большой семерки», а также на уровне руководителей центральных банков и министров финансов. Опыт последующих двух десятилетий показал, что предметом для консультаций на этих встречах в числе других важных вопросов всегда был курс доллара, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика США. Однако и в МВФ, и в созданной в 70-е годы «Группе 7», США стремятся в максимальной степени проводить политику, соответствующую их интересам.
Располагая колоссальным запасом прочности своей экономики, США в определенных, выгодных для них ситуациях, подчеркивали приверженность рыночным принципам, а в других ситуациях готовы были от этих принципов отступить, если это требовали интересы их экономики.
Существенные сдвиги в деятельности МВФ произошли в начале 80-х годов в связи с мировым кризисом задолженности, в эпицентре, которого оказались развивающиеся страны. Влияние США заметно сказалось на изменении подходов МВФ к этой проблеме. Кроме того, США выдвигали собственные планы решения этой проблемы, используя свое экономическое и финансовое влияние.
К 1981 г. размеры задолженности развивающихся стран превзошли их возможности по обслуживанию долгов. В 1982 г. развернулся мировой долговой кризис.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5