Рефераты. Королевство Нидерландов

Рыболовство продолжает занимать важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале 90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т. Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и примерно такое же количество харинга (сельди).

Нидерландское морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких судов на:

·      траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии;

·      ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;

·      ловлю креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью;

·      добычу моллюсков (мидий, устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде.

В последние годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания. Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным образом на озере Эйселмеер).

2.1.1.3     СФЕРА УСЛУГ

Большое развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и маркетинг, торговля и т.д.

Туризм также представляет собой одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских расходов в Нидерландах.

По данным Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег.

2.1.2     МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В Нидерландах к разряду малых и средних предприятий (МСП) относят предприятия с числом занятых до ста человек. Они обеспечивают порядка 60% рабочих мест в голландской экономике. Это выше среднего уровня ЕС, который составляет 55%.

Доля МСП в разных секторах голландской экономики различна. Малые и средние предприятия преобладают в сфере услуг: например, в таких секторах, как гостиничный и ресторанный бизнес на них приходится 96% общей численности работающих, в секторе автосервиса и других видов ремонтных работ - 88%. В то же время в промышленном производстве и транспорте МСП соответственно обеспечивают 39 и 52% занятости.

Своеобразна структура занятости в таких секторах, как розничная торговля, банки и финансы, страхование, различные другие услуги в сфере бизнеса. Наибольшая часть работающих занята на крупных и малых предприятиях, в то время как число средних - невелико.

В общей сложности в Нидерландах на 1993 г. насчитывалось около 450 тыс. малых и средних предприятий, что составляло более 98% всех фирм в секторе частного предпринимательства. На МСП приходилось 45% общего объема производства в этом секторе. Из 2,2 млн. человек, занятых в МСП, почти половина работают в малых фирмах. Средняя численность персонала на предприятиях - 5 человек.

В структуре малого и среднего предпринимательства (см. следующую таблицу) как по числу занятых, так и по обороту доминирует производственный сектор, а гостинично-ресторанное обслуживание и автосервис играют наименьшую роль.

Таблица 2.4

Структура малого и среднего предпринимательства в 1992 г.

% к общей численности занятых и общему обороту МСП

Сектора экономики

Доля

занятости

оборота

Производство

21

32

Строительство

14

18

Оптовая торговля

14

16

Розничная торговля

15

17

Транспорт

7

7

Гостинично-ресторанный бизнес

6

5

Автосервис, ремонт

4

3

Банковские, страховые и прочие услуги

19

12

17% от общего объема производства МСП идет на экспорт, главным образом это продукция производственного сектора, а также услуги транспортных фирм.

Малые и средние предприятия вкладывают значительные средства в наращивание производственных мощностей. Более половины всех инвестиций полностью или частично имеют целью расширение бизнеса, в том числе 45% инвестируемых средств направляются непосредственно на закупки техники и оборудования.

Несмотря на снижение уровня объема производства в процессе экономической депрессии начала 90-х годов, число малых и средних предприятий в Голландии продолжало расти. Так, в 1991 г. в торгово-промышленных палатах было зарегистрировано более 40 тыс. новых фирм. Это вдвое больше, чем в 1990 г., когда экономические условия были куда более благоприятными. Наиболее значительный рост наблюдался в секторах деловых услуг и оптовой торговли.

Надо отметить, что многие деловые начинания оказываются недолговечными. Статистические исследования показывают, что 25% вновь создаваемых фирм не доживают и до двух лет. В течение третьего года прекращают существование еще 34% новых фирм, а вот в последующие 1,5 года еще лишь 10%. Главными причинами прекращения деятельности малых и средних предприятий являются обстоятельства рыночного (44%) и финансового (22%) характера. Причем наиболее часто закрываются предприятия оптовой торговли: из основанных в 1985 году 50% были ликвидированы в течение первых 4,5 лет. А наиболее "стойкими" являются сектора строительства и автосервиса: через те же 4,5 года в них продолжали функционировать соответственно 75 и 86% созданных предприятий.

2.1.3     ЭКСПОРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Экономика Нидерландов в значительной степени ориентируется на внешние рынки и ее, не без оснований, часто называют экспортной экономикой.

По уровню экспорта в пересчете на душу населения - более 14 тыс. гульденов в год - Нидерланды занимают одно из первых мест в мире. В первой половине 90-х годов на долю экспорта товаров и услуг приходилось 45-55% валового внутреннего продукта.

Ведущим "экспортным" сектором экономики является промышленность. На долю готовых изделий в нидерландском экспорте приходится 58% (объемы экспорта продукции различных отраслей промышленности показаны в следующей таблице). Высокопродуктивное, капиталоемкое и технологически интенсивное сельское хозяйство также обеспечивает Нидерландам заметное место в международной торговле. Сельскохозяйственная продукция составляет 25% экспорта, 10% экспортного оборота падает на долю энергоносителей. Все более заметную роль играет и экспорт услуг -8% (данные за 1993 г.).

Таблица 2.5

Объем продаж промышленной продукции

(по данным за 1992 г.)

млрд. гульд.

Виды продукции

Всего

Экспорт

Продовольственные товары, напитки, табачные изделия

76,8

32,2

Химические продукты

51,9

37,2

Продукция машиностроения и металлообработки

34,2

14,1

Электротехническое оборудование

26,4

16,6

Продукция нефтепереработки

15,4

7,0

Строительные материалы

12,4

2,4

Продукция металлургии

8,5

6,2

Текстиль, одежда, обувь

6,7

3,2

Экспортную ориентацию голландской экономики характеризует и растущий вывоз капитала. По экспорту капитала в расчете на душу населения Нидерланды занимают 3-4 место в мире.

Торговый баланс и платежный баланс по текущим операциям всегда сводятся с положительным для Нидерландов сальдо.

Кроме того, Нидерланды выполняют важные распределительные функции, обусловленные ограниченностью внутреннего рынка и благоприятным географическим расположением. В силу этого значительную часть внешней торговли Нидерландов составляют транзитные грузы, обращающиеся между Нидерландами и странами ЕС. Наиболее крупными распределительными центрами для Европейского Союза являются порт Роттердам (крупнейший по обороту - 282 млн. т в 1993 г. - порт в мире), аэропорт Схипхол и порт Амстердам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.