Группа критиков указывает на то, что если глобальное потепление и происходит, то вклад антропогенного фактора минимален, а издержки, которые должны понести страны несоизмеримо велики (они составляют порядка 1% мирового ВВП).
Один из ведущих российских специалистов в этой области академик Кирилл Кондратьев отметил, что: «Численному моделированию изменений климата сегодня придается чрезмерное значение, на самом деле мы до сих пор слишком многого не понимаем в климатических процессах и едва ли вправе делать сколько-нибудь серьезные прогнозы на сотню лет вперед». По его словам Киотский протокол исходит из заведомо ложной предпосылке об огромной значимости антропогенного фактора.
Другой российский ученый директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль считает, что даже если большинство стран-загрязнителей ратифицирует протокол, а так же в дальнейшем будут строго следовать правилам, заложенным в нем (что мало вероятно), то все равно эффект будет мизерным. Академик также подчеркивает, что у современной науки нет данных о том уровне содержания диоксида углерода в атмосфере, который будет действительно опасен для человечества.
Датчанин Мартин Агеруп, президент Копенгагенской Академии будущего заявил, что от всех прописанных затрат в Киотском протоколе, которые исчисляются триллионами долларов, совокупный «температурный эффект» к концу 21 века составит минус 0,1°С. Многие ученые полагают, что для того, чтобы теплеть стало хоть немного медленнее, нужно в ближайшее же время сократить выбросы парниковых газов на 60%, по сравнению с теперешним уровнем[36]. А это, безусловно, нереально. Но, как мы уже знаем, Россия все же ратифицировала Киотский протокол.
Для экономического обоснования необходимости ратификации Россией Киотского протокола Министерство экономического развития и торговли РФ использовало прогнозные расчеты, подготовленные в Институте энергетических исследований РАН. Записка директора этого института, члена-корреспондента РАН Макарова А. гласит[37]: «Во всех сценариях уровень эмиссии СО2 в 1990 году не будет достигнут вплоть до 2020. Даже при удвоении ВВП за 10 лет размеры эмиссии СО2 в 1990 году будут достигнуты лишь между 2020 и 2025 годами».
На сегодняшний день Россия занимает 3 место в мире по уровню выбросов, но первое - по их сокращению[38]. Большинство как отечественных, так и зарубежных экспертов говорят, что обязательства России по протоколу Киото уже выполнены из-за резкого снижения производственной активности. На 1998 год наши выбросы составляли лишь 70% от уровня 1990 года, и по прогнозам Минэкономразвития, не поднимутся выше уровня 96% к контрольному 2012 году. В 2008 - 2012 гг. Россия накопит квоту не менее 1,25 млрд.т + 1,8 - 2,54 млрд.т за период 2000 - 2008 гг. Согласно предположениям российских и зарубежных аналитиков цена за тонну будет колебаться в пределах от 10 до 50 долларов. Международный спрос на квоты только в 2008-2012 гг. приблизительно оценивается в 10 - 15 млрд.тонн. Крупными покупателями должны стать Япония, Канада, а, возможно, и страны ЕС. По расчетам Минэкономразвития к 2008 году Россия может довести объем сделок на этом рынке до 15-23 млрд. долларов. В 2003 году британская The Financial Times написала, что Россия, ратифицировав Киотский протокол, может получить прибыли около 10 млрд. долларов[39].
Наиболее известным механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь есть преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование инвестиционных проектов, в которых может быть использован экономический механизм Киотского протокола, о котором говорилось выше. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энергоэффективности производств.
Российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов. Гарантией получения необходимого финансирования послужат форвардные сделки на передачу инвестору сокращенных в результате реализации проекта выбросов.
Примером таких проектов, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению автоматической системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычислительного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО«Волготрансгаз» позволила сократить[40]:
- расход топливного газа на 90 млн. м3 в год;
- расход электроэнергии на 575 млн. квт*ч/год;
- эмиссию в экв. тоннах СО2 на 447 тыс./год.
Существует также российско-японская программа сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК. Проект в 2 млрд. долларов японцы готовы финансировать, но существует требование государственной гарантии. В качестве таковой они готовы рассмотреть гарантию передачи той квоты на выброс, которая будет наработана в результате осуществления совместных проектов по модернизации российских предприятий. Совместный проект ОАО «Газпром» и консорциума японских корпораций (Sumitomo, Nippon Steel и т.п.), предусматривающий техническую реконструкцию участка ЕСГ с заменой труб, компрессорного оборудования и созданием дополнительного лупинга. Разработанное ТЭО проекта показывает, что его реализация позволит уменьшить на реконструируемом участке[41]:
- прямые потери природного газа на 114 млн. м3 в год;
- расход топливного газа на 78 млн. м3/год;
- эмиссию ПГ в экв. тоннах СО2 на 1 млн./год.
Таким образом, опыт сотрудничества ОАО «Газпром» с корпорациями стран, ратифицировавших Киотский протокол, демонстрирует возможность реального использования потенциала сокращения эмиссии ПГ для привлечения масштабных зарубежных инвестиций в проекты повышения энергоэффективности и снижения ресурсопотребления в производственных комплексах Российской Федерации.
Предполагается, что использование механизма реализации проектов совместного осуществления может обеспечить значительный приток инвестиций в экономику России, так как она обладает огромным потенциалом энергосбережения и более низким уровнем издержек на реализацию энергосберегающих мероприятий по сравнению со многими развитыми индустриальными странами.
Если правительство России создаст условия для использования такого редкого экономического ресурса, как квоты, страна будет вовлечена в глобальную торговлю эмиссиями с оборотом в миллиарды долларов. Все это должно дать серьезный толчок для развития экономики.
Можно отметить еще одно важное преимущество для России – после выхода из протокола США значение России резко возросло, у нас появился дополнительный рычаг давления на страны Европы. России нельзя упускать возможность оказаться в ситуации, когда она может чем-то надавить на страны Евросоюза. Так же у России есть возможность использования квот сокращения в качестве обеспечения внешних кредитных линий. Можно создавать фонды для привлечения средств на экологические проекты в России. Следующим направлением является привлечение европейских инвестиций в Россию в рамках проектов совместного осуществления – модернизация производственных мощностей, освоение новых видов продукции, что ведет к повышению энергоэффективности. Но России необходима безвозмездная техническая помощь для создания общенациональной системы мониторинга эмиссии парниковых газов. То есть теперь выгоды подписания Киотского протокола зависят от нее самой, от ее поведения на рынке квот на загрязнение, от реализации проектов по модернизации российских предприятий. Условия для получения дивидендов очень благоприятны.
По данным Министерства экономического развития РФ, негативное воздействие на природу России оказывают около 300 000 предприятий. Система экологических платежей (в стране 1,5 млн. плательщиков этой платы), действующая в России с начала 1991 г., предусматривает отчисления в бюджет по 400 видам загрязняющих веществ.
В первую очередь это плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – «временный индивидуальный норматив» допустимых выбросов на ограниченный период времени.
Теоретически, пока он действует, компания должна инвестировать в природоохранные технологии и уменьшить загрязнение. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. На практике 25-кратный коэффициент экологических платежей практически не применяется, так как предприятия с готовностью представляют программы модернизации и перехода на экологичные стандарты. Правда, потом оказывается, что средств на выполнение этих программ не хватает и лимиты, которые зачастую становятся предметом торга между предприятиями и чиновниками, приходится продлевать.
В результате в 1994–2004 гг., по данным Министерства природных ресурсов РФ уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5%[42].
В 2005 г. экологические платежи составляют: в электроэнергетике – 0,05% от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности – 0,04%. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы – 0,1 и 0,12%[43]. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.
Директор департамента госполитики в сфере охраны окружающей среды министерства природных ресурсов России Александр Ишков сообщил, что в рамках Киотского протокола российскими предприятиями подготовлены около 100 проектов по снижению выбросов парниковых газов[44]: «В настоящее время в России существует порядка 100 проектов, 20 из них уже получили предварительное одобрение, в частности, Минэкономразвития», - сказал он.
Были представлены проекты по снижению выбросов парниковых газов предприятиями энергетической, газовой и химической отраслей, также рядом предприятий жилищно-коммунального хозяйства, целлюлозно-бумажные комбинаты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10