Рефераты. Интеллектуальная собственность и проблеммы ее защиты в международных отношениях

Интеллектуальная собственность и проблеммы ее защиты в международных отношениях

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки»

  

 

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

Курсовой проект на тему

Интеллектуальная собственность и проблемы ее защиты в международных отношениях.

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студентка Э-2-1

                                                                                      Жаркова Э.Ю.  

                                                          Руководитель: профессор 

                                                                                        Шишкина Н.В.                

 

Воронеж 2007.

План

Введение

1 Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория……………………………………………………………………………………………………………5

1.1 История возникновения и развития интеллектуальной собственности в мире и в России………………………………………………………………5

1.2 Сущность интеллектуальной собственности как социально-экономической категории……………………………………………………………………………13

2 Структура и характеристика интеллектуальной собственности……17

2.1 Промышленная собственность.……………………………………………………………18

2.2 Авторские и смежные права…………………………………………………………………21

2.3 Патентное право..……………………………………………………………………………………23

2.4 Средства индивидуализации……………………………………………………………….26

2.5 Новые объекты интеллектуальной собственности………………………27

3 Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности…………………………………………………………………………………………………28

4 Особенности существования интеллектуальной собственности в России………………………………………………………………………………………………………………35    

Выводы и предложения

Введение

В проделанной мною работе я попыталась изучить интеллектуальную собственность. К ее изучению я попыталась подойти всесторонне, рассмотрев ее существование с самого зарождения. Также я попыталась обозначить проблемы связанные с интеллектуальной собственностью, выявить причины и рассмотреть возможные пути решения.

 Целью данной работы – изучение проблем защиты интеллектуальной собственности.

Задачи данной работы следующие:

·                  изучить причину возникновения и существования интеллектуальной собственности

·                  провести анализ и выяснить структуру интеллектуальной собственности

·                  изучить способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности

·                  выявить проблемы, связанные с существованием интеллектуальной собственности

·                  исследовать эти проблемы.

·                  сделать выводы и предложить возможные пути решения проблем.

Первая глава посвящена истории возникновения интеллектуальной собственности, в ней рассматриваются причины появления, зарождение, поэтапное развитие и установление норм

интеллектуальной собственности.

Вторая глава посвящена исследованию структуры интеллектуальной собственности, в ней подробно изучается исследуемый объект.

Третья глава отдана изучению механизмов защиты интеллектуальной собственности.

В четвертой главе я попыталась рассказать об особенностях существования интеллектуальной собственности в России.

В современном мире, мире информации и новых технологий, в мире в котором общество и техника развиваются стремительнейшим образом, защита авторских прав является очень важной проблемой. Ведь каждый ученый, поэт, писатель, программист, музыкант и т.п. стремиться защитить созданный им «продукт» от посягательств на него и присвоения его трудов. Поэтому разработка методов защиты интеллектуальной собственности от хищения и несанкционированного использования является чрезвычайно важным процессом в современном мире.

Следовательно, данная тема является актуальной на сегодняшний день.

 

1 Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория.

1.1 История возникновения и развития интеллектуальной собственности в мире и в России.

Результаты интеллектуальной деятельности человека, представляющие собой новое знание или информацию, всегда являлись одним из факторов приобретения и приумножения капитала. Это сделало их предметом особого интереса в обществе. Владелец новых знаний или информации имел существенные преимущества для себя, до тех пор, пока эта информация не становилась достоянием других.  Например, владелец знаний об изготовлении необычайно красивого стекла создал процветающий и всемирно известный бизнес по изготовлению изделий из так называемого венецианского стекла. (7)
Как только новая информация становилась общедоступной, преимущества ее первоначального владельца перед другими исчезали. Владеть знаниями или информацией единолично часто оказывалось затруднительным в связи с тем, что это объекты нематериальные, и защитить их от чужого посягательства обычными материальными средствами практически невозможно. Недаром народная мудрость гласит: "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!". К сложностям монопольного владения знаниями или информацией относится и тот факт, что появление нового товара на рынке ускоряет процесс получения аналогичного результата другими людьми самостоятельно, как результата их собственной творческой, интеллектуальной деятельности. При появлении конкурента на рынке преимущества первообладателя также резко снижались. Таким образом, реализовать свои преимущества от приобретения новых знаний или информации первообладателю оказывалось не так просто. (6)

     Учитывая эти сложности владения новыми знаниями, в далеком прошлом первообладатели старались сохранять свои знания в секрете, насколько это было возможным. Тогда этому способствовало использование подневольного рабского или крепостного труда. Этот способ активно использовался во времена рабовладения и средневековья для сохранения в секрете технологии изготовления венецианского стекла,  булатной стали, кружев, краски, шоколада и др. Так, секрет производства упомянутого венецианского стекла поддерживался за счет того, что все участники технологического процесса жили на острове Мурано и пожизненно не имели права его покидать. (7)

Сохранение знаний в секрете опасно для общества из-за риска утраты секрета (как это было с производством булатной стали). Утрата знаний, как минимум, тормозит развитие общества.

А поддержание режима секретности требует материальных затрат, которые могут не окупиться, а также часто приводит к нарушению прав человека, к использованию подневольного и рабского труда.

 В то же время новая информация представляла ценность не только для личности-обладателя информации, но и для сообщества людей: общины, народности, государства: сообщество, обладавшее новыми знаниями или информацией, имело преимущества перед другими сообществами. Такая взаимная заинтересованность в получении и использовании новых знаний явилась предпосылкой для поиска способов регулирования отношений между людьми в сообществе, связанных с результатами интеллектуальной деятельности отдельной творческой личности. (6)При этом общество, заинтересованное в собственном развитии, пытается обеспечить первовладельцам новых знаний такие условия, при которых они могут открыто извлекать прибыль из этих знаний, не боясь посягательства со стороны конкурентов. К таким минимально необходимым условиям можно отнести:

o                       признание принадлежащих человеку или фирме знаний их собственностью (при соблюдении определенных условий), которой они могут распоряжаться по своему усмотрению, запрещая всем остальным несанкционированное использование этих знаний;

o                       обеспечение возможности защиты законным владельцам знаний и информации от посягательства третьих лиц.

Способом сохранения и применения знаний, соответствующим перечисленным условиям, стала выдача правителями государств привилегии для конкретного производителя на монопольное производство того или иного высококачественного товара. (7) Привилегия выдавалась по особой милости государя и совсем не обязательно автору новых знаний, при этом владелец привилегии был обязан обнародовать новые знания. По Указу правителя всем, кроме владельцев привилегий, запрещалось производить аналогичные товары. Таким образом, новые знания становились собственностью конкретного лица, раскрывались для неопределенного круга лиц, но воспользоваться ими без особого разрешения государя было невозможно.

Первые привилегии появились в 12-13 веке. (6)

Европейские суверены предоставляли специальные привилегии тем, кто начинал производство новых товаров, независимо от того, было ли это производство основано на собственных изобретениях или на заграничных заимствованиях. Произвольное предоставление таких привилегий постепенно стало регулироваться законодательно. Так как с возникновением демократического государства и капиталистического производства возникла потребность в массовом характере создания новых знаний (т.е. изобретательства), и институт привилегий стал тормозить развитие государства и общества в становлении новых товарно-денежных отношений. Привилегия не предусматривала выдачи ее каждому автору-изобретателю, как гарантию права гражданина на творчество, а также не предусматривала механизма ее передачи или продажи третьему лицу. (7)

 К числу наиболее значимых актов в этой области можно отнести Статут Венецианской республики 1474 г. и английский Закон о монополиях 1628 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.