4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 3
Глава 1. ГАТТ
1.1. История ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 7
1.2. Основные принципы ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 14
Глава 2. Система ГАТТ - ВТО
2.1. Итоги деятельности ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 27
2.2. Создание ВТО - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 39
Глава 3. Россия и ВТО
3.1. Цели вступления в ВТО - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 42
3.2. Процесс вступления в ГАТТ/ВТО - - - - - - - - - - - - - - стр. 45
3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО - - - - - - - стр. 50
3.3.1. Участие государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 51
3.3.2. Регулирование импорта - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 53
3.3.3. Регулирование экспорта - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 55
3.3.4. Основные выводы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 57
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 61
Приложение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 65
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - стр. 67
ВВЕДЕНИЕ
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал прежде всего развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России от участия в этом процессе способно лишь усугубить ее и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение России к системе ГАТТ.
Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.
Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ. Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.
Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года, Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как многостороннего торгового договора, и во-вторых, как механизма регулирования международных торговых отношений, особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2. Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).
Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения России к системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен анализу целей вступления России в ВТО. Механизм вступления в систему ГАТТ/ВТО, а также прогресс России в этом направлении составляют основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в котором подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте вступления России в ГАТТ/ВТО: участие государства, регулирование импорта и экспорта.
В процессе написания настоящей работы была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением России к этой системе. Прежде всего следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой “ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт- Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной организации.
В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в 1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а также приведены комментарии западных специалистов.
Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в журналах “Внешняя торговля”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика, политика, идеология” и газете “Экономика и жизнь” за период с 1990 по 1996 годы.
Особо следует отметить материалы научного семинара, посвященного проблеме вступления России в ВТО, который состоялся 4-14 ноября 1996 года в Карлтонском Университете (Оттава, Канада). Подборка материалов под заголовком “Russia and the World Trade Organization”, включает общий обзор “уругвайского” раунда переговоров, публикации, в которых подробно анализируются все аспекты процесса присоединения России к ГАТТ/ВТО (внешнеторговый режим, торговая практика, регулирование импорта и экспорта, вопросы координации различных направлений экономической политики), отдельные статьи, посвященные вопросам повестки дня “уругвайского” раунда переговоров, в частности, субсидиям, компенсационным пошлинам, участию государства во внешнеторговой деятельности, торговле сельскохозяйственными товарами, демпингу и антидемпинговой практике, торговле услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, торговым аспектам инвестиционной деятельности. Кроме того, в материалы семинара вошли публикации отдельных авторов, посвященные взаимоотношениям ВТО с другими международными организациями и интеграционными группировками, а также перспективам дальнейшего развития и совершенствования многосторонней торговой системы. Все вышеизложенное позволяет характеризовать материалы семинара как наиболее репрезентативный источник информации по исследуемой проблеме.
Полный список использованной литературы приведен в конце работы.
Глава 1. ГАТТ. 1.1. История ГАТТ.
Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.
“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на 60%.[1]
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.
Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.
Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9