Высшая школа международного бизнеса
Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ
РЕФЕРАТ
тема:
«Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения».
Факультет Международного бизнеса,
VII поток, вечернее отделение преподаватель: Баутина Н.В.
студентка: Смирнова Э.А.
Москва, 1999 г.
Содержание
стр. I. Что такое Европейский союз. 3 1. Формирование ЕС – этапы развития. 3 2. Управление ЕС: структура, полномочия, порядок принятия решения. 5 3. Расширение ЕС. 10 II. ЕС – член мирового сообщества. 12
1. ЕС как стимулятор интеграционных процессов. 16
2. ЕС и страны центральной и восточной Европы. 18
3. Отношения ЕС и России. 19 III. Региональная политика ЕС. 21
Список использованной литературы 23
ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ?
Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.
Для обретения нового понимания проблемы единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировых войны. Демократические западноевропейские правительства, всячески стремясь избежать ошибок, совершенных после I Мировой войны, выбрали новый путь развития – экономическую и политическую интеграцию. Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – Организация экономического сотрудничества и развития. В том же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы и результаты международного сотрудничества в экономической сфере. Наконец, в 1949 г. был основан Совет Европы. Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты благодаря Жану Монне, государственному чиновнику высокого ранга, который в описываемый период возглавлял Национальный совет по планированию Франции. Жан Монне предложил передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания Европейского объединения угля и стали был обнародован 9 мая 1950 г. Р. Шуманом, занимавшим в то время пост министра иностранных дел Франции. Этот план, получивший название по фамилии своего создателя – «план Шумана» – положил начало новой странице в истории Европы. Он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Тем самым становилось невозможным резкое наращивание вооружений в целях подготовки к войне. Осознавая важность плана Шумана, к нему быстро выразили желание присоединиться Италия и страны Бенилюкс. План стал первым шагом в направлении интеграции. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский Договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали. ЕОУС приступило к выполнению своих функций 10 августа 1952 г.; его первым председателем стал Жан Монне. 29 мая 1956 г. 6 стран-участниц ЕОУС одобрили доклад бельгийского государственного деятеля П.-Г. Спаака, посвященный проблемам экономического союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Результатом стало подписание «Шестеркой» 25 марта 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, возникли уже три союза западноевропейских государств. Целью всех перечисленных договоров было ускорение экономического роста и повышение жизненного уровня населения стран-участниц, предотвращение войны, укрепление мира и «упрочение союза европейских государств». Первоначально управление ЕОУС и ЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными руководящими органами. В 1967 г. произошло слияние Высшего руководства органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новый орган заложил институциональную основу современного Европейского сообщества.
План создания ЕОУС, провозглашенный Р. Шуманом в мае 1950 г., стал первой ступенькой долгосрочного процесса развития Европейского Сообщества. Одним из необходимых условий участия страны в Сообществе является пребывание у власти демократического правительства, деятельность которого построена на принципах плюрализма. Это условие длительно отсутствовало в Греции (период военной диктатуры), а также – до начала 70-х гг. – в Испании и Португалии.
Основные этапы развития сообщества «вширь»: 1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Евратоме вступают в действие. Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном членстве. Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией. Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства. Число членов Сообщества выросло до 9. Январь 1981 г.: Вступление Греции. Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с Кипром и Мальтой. Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на страны ЕАСТ. Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за подписавшими их государствами право стать полноправными членами Союза, как только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам ЕС. Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении. Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, ЕС довел число своих членов до 15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994 г. Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией. Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале 1998 года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей, Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.
Краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.
ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: . Европейская Комиссия . Совет министров . Европейский Парламент . Суд . Счетная палата Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов. Европейский Совет не следует путать с расположенным в Страсбурге Советом Европы ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКАя КОМИССИя - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. Её ДВАДЦАТЬ чЛЕНОВ НЕЗАВИСИМЫ В СВОЕЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ХОТя И НАЗНАчАЮТСя ИМИ. В КОМИССИЮ ВХОДяТ ПО ДВА ПРЕДСТАВИТЕЛя ОТ КАЖДОЙ ИЗ 5 КРУПНЫХ СТРАН-чЛЕНОВ - ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИСПАНИИ - И ПО ОДНОМУ ОТ КАЖДОЙ ИЗ 10 МАЛЫХ СТРАН - БЕЛЬГИИ, ДАНИИ, ГРЕЦИИ, ИРЛАНДИИ, ЛЮКСЕМБУРГА, НИДЕРЛАНДОВ, АВСТРИИ, ПОРТУГАЛИИ, ФИНЛяНДИИ И ШВЕЦИИ. СОСТАВ КОМИССИИ, НАЗНАчАЕМОЙ СРОКОМ НА ПяТЬ ЛЕТ, УТВЕРЖДАЕТСя ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ. С яНВАРя 1995 Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ яВЛяЕТСя ЖАК САНТЕР. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза, такими как ФАРЕ, Тасис. Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТ МИНИСТРОВ яВЛяЕТСя ОСНОВНЫМ ОРГАНОМ ПРИНяТИя РЕШЕНИЙ, В ЕГО РАМКАХ чЛЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРОВОДяТ ПЕРЕГОВОРЫ, ОБСУЖДАЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СООБЩЕСТВА И ПРИНИМАЮТ (ЛИБО ОТВЕРГАЮТ) ИХ ПУТЕМ ГОЛОСОВАНИя. ОН СОБИРАЕТСя НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, И ЕГО СОСТАВ МЕНяЕТСя В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ (СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ, СОВЕТ МИНИСТРОВ ЭКОНОМИКИ И Т.Д.) Законодательные акты Сообщества издаются в виде постановлений и директив. Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства стран-участниц. Обязательными к исполнению являются и директивы. Однако выбор методов их реализации является прерогативой стран- участниц. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных представителей, который по заглавным буквам своего французского названия обычно именуются КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами и национальными чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров. В соответствии с договорами об учреждении Сообществ, решения Советов Министров принимаются в зависимости от их профиля – либо единогласно, либо на основании квалифицированного большинства. Количество голосов каждой страны-участницы зависит от масштабов ее экономики. Германия, Франция, Великобритания и Италия располагают 10 голосами каждая. Испании принадлежит 8 голосов, Бельгии, Греции, Португалии и Нидерландам – по 5, Дании и Ирландии – по 3, Люксембургу – 1 голос. Таким образом, ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то или иное решение: для этого необходимо совместное действие по меньшей мере трех стран. Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех стран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет 6 месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4