В соответствии с Договором о ЕС учреждаются:
1. Единое европейское гражданство 2. Экономический и валютный союз (ЭВС)
° Экономический союз. Основное направление экономической политики государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать определенные меры. ° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка, который вместе с центральными банками государств-членов образует
Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). 1. Политический союз. ° Общая внешняя политика и политика безопасности. ° Увеличение роли Европейского Парламента.
° Расширение сферы компетенции Сообщества.
° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание европейского полицейского ведомства - Европол).
Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости интеграционных процессов в этих государствах.
Основные цели Договора о Европейском Союзе:
- закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность механизмов и органов Сообщества.
- содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу.
- повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как единое целое.
- усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем введения гражданства Европейского союза.
Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры политического объединения, сотрудничество правительств становится непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету, состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны укреплять, как предусмотрено договором.
Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы (промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование, культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) – изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский договор обозначает важный этап на пути европейского строительства.
Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств- членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые будут заниматься пересмотром. '
Институты Европейского союза.
Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов. Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров, Европарламент, суд и Европейский Совет.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия. Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб- квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.
Функции. В широком смысле роль Комиссии такова: Инициировать выработку политики Выполнять решения Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию. Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат). Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены.
Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где ' работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.
Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны, представитель которого выполняет функции Председателя.
У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности Совета и его вспомогательных органов.
Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом, уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году. Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию, определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя Европейского союза происходит так же, как это было указано выше. Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив. Регламенты носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г. Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне.
В зависимости от того или иного направления политики, решения принимаются Советом Министров или единогласно или квалифицированным большинством. Количество голосов каждой страны ЕС зависят от ее размеров: Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство – 10 голосов, Испания – 8 , Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – 5, Австрия и Швеция – 4, Дания, Ирландия, Финляндия – 3, Люксембург – 1. Для того чтобы заблокировать какой-либо законопроект, необходима следующая пропорция блокировки – 26 из 87.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8