План
Введение
1. История возникновения направленности внешнеполитического курса России на Евросоюз
1.1.Отношения Советского союза и Европейского Экономического Сообщества
1.2 Образование Российской Федерации и развитие отношений с Евросоюзом
2. Эволюционные изменения отношения России и Евросоюза
2.1. Вектор военного сотрудничества
2.2 Политическое сотрудничество
2.3 Развитие экономических отношений
2.4 Культурно-гуманитарное направление отношений
3. Проблемы и перспективы отношений России и Евросоюза в контексте эволюционного развития
3.1 Перспектива сотрудничества России и Евросоюза
3.2. Кризисные моменты в отношениях России с Евросоюзом
Заключение
Список литературы
Приложение
Современная модернизация России охватывает все важнейшие сферы жизни общества, и, в первую очередь, политическую и экономическую. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют, а также стимулируют политические действия. Это общее правило, но каждый раз оно реализуется своеобразно. Будущее России целиком зависит от результатов проводимой уже полтора десятилетия масштабной модернизации, а итог самой модернизации – от специфики взаимодействия экономики и политики.
Существенное воздействие на модернизационные процессы оказывает внешнеэкономическая деятельность России. Она непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, и, прежде всего, с национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире, с осуществлением эффективных преобразований в экономике, с повышением жизненного уровня населения. Эти важнейшие стратегические задачи российского государства на современном этапе обоснованы в посланиях Президента РФ В.В. Путина, развернуты и утверждены в документах России. Сами по себе эти задачи имеют политическую направленность, но они также мотивируют внешнеэкономические отношения России, придавая им политическую значимость. Наряду с этим на характер и направленность внешнеэкономических связей РФ серьезно воздействуют политические процессы и развитие экономики в стране.
Для понимания логики этого воздействия важно учесть, что политические процессы, характеризующие развитие России последних лет, представляют собой сочетание демократических и административных начал. С одной стороны, продолжается дальнейшее развитие демократической политической системы, укрепление различных ее элементов. С другой стороны, усиливается централизация государственного управления, а вместе с ней – административные механизмы осуществления политической власти. Все это своеобразно проявляет себя в разработке государственной политики по обеспечению интересов страны, в формировании законодательной базы деятельности государства и частного бизнеса за рубежом, в конкретной работе с внешнеэкономическими партнерами.
Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов российская экономика пережила глубочайший спад, вызванный последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной, но вместе с тем значительно усугубленный рядом политических факторов. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления.
Только с началом XXI века в российской экономике начался реальный подъем, появилась финансовая стабилизация, стал повышаться жизненный уровень населения. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.
В таких условиях политические цели и задачи государства становятся особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности. Они существенно влияют на выбор региональных направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах социально-экономического развития России. Исследование этих аспектов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России.
В 90-х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90-х гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой.
Тема дипломного проекта звучит как: «Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
· Выявление предпосылок направленности вектора внешней политики России на страны Евросоюза;
· Освятить эволюционные изменения экономического сотрудничества России и ЕС в период с 1992 по 2007 годы;
· Показать трансформацию сотрудничества России и Евросоюза в политической сфере в рассматриваемые временные рамки;
· Охарактеризовать наличие проблем и перспектив российско-европейского сотрудничества на примере Евросоюза с 1992 по 2007 годы
Объектом исследования являются эволюционные изменения внешнеполитического курса российского государства в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007 годы.
Предметом исследования выступают особенности и проблемы трансформации вектора внешней политики России в контексте развития отношений со странами Евросоюза.
Методология исследования. Основными методами исследования, использованными в работе, являются сравнение, анализ и синтез, которые позволили выявить особенности изменения внешнеполитической направленности России во взаимоотношениях с европейской общественностью
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. История возникновения направленности
внешнеполитического курса России на Евросоюз
1.1 Отношения Советского союза и Европейского Экономического
Сообщества.
В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация. В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений. Отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Сообщества [1, с.213].
Взаимоотношения между Европейским Союзом и современной Россией имеют небольшую историю, можно сказать эта история только началась. На наш взгляд, пятнадцатилетний период попыток, направленных на эффективное сотрудничество России и государств членов Евросоюза это еще не срок. И Европейский союз, и Россия заинтересованы в дальнейшей интеграции, но подходят к решению этого вопроса осторожно, не спеша, поскольку находятся в поисках взаимовыгодных путей сотрудничества.
Не смотря на то, что бывший Советский Союз и в недалеком прошлом Европейское Экономическое Сообщество были по своему географическому расположению соседями, ни с одной, ни с другой стороны не было до определенного периода предложений о сотрудничестве. В то время ЕЭС и СССР имели абсолютно разное устройство экономики, разные политические режимы, по-разному выдели строение гражданского общества в своих государствах. Советский Союз занимал прочные позиции в международном плане, противостоя Соединенным Штатам Америки, Европейское Сообщество было где-то посередине, ближе к Америке, дальше от Советского Союза [2, с.21].
Впрочем, еще во время становления “европейской идеи”, многие ее сторонники были против участия России в европейской интеграции. Одной из целей будущего союза виделась борьба с “имперскими” устремлениями Российской Империи. Один из сторонников этой точки зрения на исходе XIX столетия Стефано Ясини утверждал, что существует “безусловная необходимость образования полуфедеральной организации государств, способной противостоять двум колоссальным гигантам, формирующимся на пороге нового столетия России, неудержимой в Азии, и Соединенным Штатам Северной Америки, каждый из которых обладает более 100 миллионами жителей”.Опасение России ее огромной географической, экономической, военной мощи, способной “поглотить” небольшие государства Западной Европы, разделяли и многие другие сторонники европейского единства[2, с.23].
Советский Союз направил в 1970-е годы усилия на сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. СССР отдавал приоритет торговым отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи. Сообщество в свою очередь отказывалось признавать Совет Экономической Взаимопомощи в качестве торгового партнера. С начала “эпохи перестройки” в СССР изменилось отношение к ЕЭС. Сообщество с Советом Экономической Взаимопомощи подписало 25 июня 1988 году совместную декларацию, которая ознаменовала юридическое признание Сообщества Совета Экономической Взаимопомощи и входящими в него странами. Декларация предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри Совета Экономической Взаимопомощи и сделать важный шаг на пути к нормальным международным отношениям. Ключевой идеей взаимоотношений СССР и ЕЭС была нормализация экономических связей между ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10