Рефераты. Экономика развивающихся стран

- ТНК улучшают в развивающемся мире ситуацию с занятостью. Хотя следует отметить, что число рабочих мест, непосредственно связанных с прямыми инвестициями, невелико - менее 1% экономически активного развивающегося мира.

Международные организации предлагают развивающимся странам использовать ТНК при осуществлении технической помощи, а правительства этих стран в свою очередь борются за привлечение ТНК в свою экономику. Так, американская компания "Дженерал моторс" намерена к 2007 году удвоить свою долю на азиатско-тихоокеанском рынке, доведя ее до 10%. В этих целях компания собирается построить на Филиппинах или в Таиланде завод по выпуску автомашин и запчастей стоимостью 1 млрд. долл. По мнению специалистов, Таиланд имеет преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако Филиппины предложили "Дженерал моторс" ряд инициатив, включая налоговые и таможенные льготы, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.
Подчиняясь объективным законам развития международных экономических связей, развивающиеся страны ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями, проблемами социально-экономического развития и интересами ТНК в экономике их стран.

Оценивая общую ситуацию по включению развивающихся стран в процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, приходится констатировать, что отдельные части развивающегося мира находятся на задворках мирового хозяйства и международных экономических отношений. Процессы интернационализации производства и капитала практически не затронули значительную часть развивающихся стран, либо коснулись ее достаточно формально. В основном сохраняется большая группа стран с преобладанием замкнутой, самодостаточной экономики.

Параллельное существование международной глобальной и традиционной экономик не означает, что между ними нет никаких связей. Их взаимодействие осуществляется в основном путем саморазвития международной экономики, требующей себе новых ресурсов и пространства, которые она ищет и находит в сфере традиционной экономики.

Процессы интернационализации и глобализации вряд ли могут привести к ликвидации деления мирового хозяйства на центральные и периферийные зоны. Они будут возникать, и функционировать на новом уровне в результате развивающегося процесса международного разделения труда. Именно под влиянием этого процесса в обозримом будущем сохранятся отдельные части мирового хозяйства, находящиеся на разных уровнях развития и выполняющие разные функции на глобальном, континентальном, страновом, локальном уровнях.

В рамках этого процесса раскрылся феномен ускоренной дифференциации ряда стран, породив явление "новоиндустриальности", оказавшей существенное влияние на развитие международных экономических отношений.

 

5. Контрольное задание:

5.1. Какие меры предлагает МВФ для развития экономик PC: в чем, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки этих мер?


По данным аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) в 2003 г. в мире на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 2001 г. По сравнению с 2000 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН - 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.

Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. Так, долги государств Африканского контингента к югу от Сахары составляли в середине 90-х годов 211 млрд. долл., что вдвое превышает совместные доходы этих стран от экспорта.

При этом, с 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл.

Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.

Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).

Существующий долг развивающихся стран накапливается преимущественно за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США - 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией - 103 млрд. долл. Ее должники - это, в основном, страны Африки и Азии. В середине 90-х годов совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн. долл. При этом выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд. долл. Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.

Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым оценкам уже в период до 2007 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.

МВФ предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:

·        соблюдение принципов справедливой торговли;

·        концессиональная практика;

·        льготы по долгам;

·        распространение образования и профессиональных навыков.


5.2. Охарактеризуйте перспективы экономики Китая в XXI в.



Социалистический эксперимент в Третьем мире имел разные результа­ты - и частично успешные (ряд арабских стран), и полностью провальные (рад стран Тропической Африки), но везде он исчерпал себя в 70-е годы и, будучи не доведенным до конца, стал лишь историческим зигзагом. Исключение - Китай, шире - Pax China, где он не только полностью реализовался) но и, дой­дя до предела (культурная революция), нашел в себе силы к самоотрицанию и самотрансформацнн, оставаясь при всем этом и поныне неотъемлемой час­тью развивающегося мира. Эта уникальность - перекресток Третьего мира и социализма, способного к самопреобразованию, - и составляет, на наш взгляд, загадку Китая XX века. Попытаемся наметить пути к ее разгадке. После того как в Китае захватили власть коммунисты, и стало ясно, что именно под их руководством стране придется решать свои беспрецедентные по масштабам задачи, возникли по существу те же проблемы, что и у других стран освобо­дившегося постколониального мира.

Это накладывало да «свое китайское руководство особую от­ветственность, побуждая его прилагать титанические усилия для того, чтобы в действительности показать Азии и Африке пример успешного решения за­дач, поставленных историей. Эти задачи в общем были такими же, как и у всего Третьего мира, т.е. во-первых, модернизация (императив "догнать двад­цатый век") и, во-вторых, восстановление самобытности, утраченной или ис­каженной в эпоху чужеземного владычества Но по крайней мере два осо­бых, специфических для Китая обстоятельства усложняли достижение этих задач и требовали от маоистского руководства экстраординарных усилий.

Во-первых, проблема легитимности власти, связанная с тем, что ком­мунисты пришли к руководству страной в результате гражданской войны, а не освободительной антиколониальной борьбы. Практически во всех остальных странах Третьего мира новая власть обладала полнейшей легитимностью в глазах населения, поскольку ока непосредственно вышла из рядов авангарда национально-освободительного движения, была "освящена" ореолом силы, боровшейся за независимость и победившей в этой неравной борьбе. (Другое дело, что спустя уже несколько лет этот ореол померк под воздействием эко­номических провалов и социально-политического маразма, и первые пост­колониальные режимы стали рушиться один за другим). Маоисты же отняли класть не у колонизаторов, а у конкурирующей группировки китайских же политиков (гоминдановцев), и им надо было еще доказать народу свое полное превосходство по сравнению с предшественниками; в других странах Третье­го мира это было излишне, так как любая "своя", независимая власть по опре­делению была "лучше" господства иностранцев. Соответственно, коммунис­там в Китае просто необходимо было предпринять поистине чрезвычайные усилия, чтобы доказать, что кровь и страдания, сопровождавшие их поход во власть маршрутом гражданской войны, были не напрасны. Надо было в крат­чайшие сроки совершить полную трансформацию общества, модернизиро­вать экономику, поднять сельское хозяйство, осуществить индустриализацию, создать современную систему образования и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.