Рефераты. Экономика Франции

Из-за недостатка собственных средств предприятия сдерживали капиталовложения, заработную плату и создавали меньше рабочих мест. На рынке создалась напряженная ситуация. Для сохранения уровня оплаты труда и гарантий занятости трудящимся приходилось прилагать все больше усилий. В условиях неустойчивой занятости население увеличивало сбережения в ущерб потреблению, но эти деньги не возвращались в сферу производства.

В 1993 г. по решению правительства Э. Балладюра, накопленный дефицит системы социального страхования был присоединен к государственному бюджету и включен в государственный долг для централизованного погашения. Состояние системы социального страхования стало признанным барометром болезней национального хозяйства.

Личное потребление слабо поддерживало конъюнктуру. Норма сбережений в 1996 г. упала до самого низкого за 90-е годы уровня. Население меньше прибегало к потребительскому кредиту. С середины 1995 г. замедлилось жилищное строительство. Лишь правительственные меры по стимулированию спроса на автомобили положительно воздействовали на потребление.

В конце 1995 г. были приняты меры по увеличению налогов и ограничению госрасходов, чтобы высвободить дополнительные средства на расширение занятости. Самой болезненной стала экономия на заработной плате государственных служащих. В начале 1996 г. были заморожены расходы, изысканы возможности по поддержанию личного потребления и жилищного строительства, облегчению налогообложения малых и средних предприятий.

     В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад о налогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на 1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие с европейскими стандартами и стабилизировать экономический рост.

     Правительство намеревалось, в частности, упразднить многие сложные налоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня других западноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании, взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагалось уменьшить подоходный налог, снизить минимальный и максимальный уровни налогообложения, повысить обязательные отчисления в фонд социального страхования.

С начала 90-х годов темпы развития экономики Франции замедлились и стали просто несопоставимы с 60–70-ми годами. Так, если в конце 60-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял 5,7%, то в 90-е годы он снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11–12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Государственный долг в 1996 г. составил 100% ВВП.

Ускорился рост дефицита бюджета социального обеспечения, стимулируемый увеличением числа лиц, охваченных различными социальными пособиями, а также воздействием демографических факторов: сокращением суммарной рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни населения. При этом процесс старения населения сопровождается не только увеличением доли пожилых людей, но и сокращением доли молодежи. По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах уже три четверти французских семей пользовались помощью государства. При этом постоянно возрастали суммы практически всех социальных пособий. За период с 1970 по 1997 год они возросли на 16,1%. Среди социальных расходов в 1996 году большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).

Выявилась настоятельная необходимость реформирования системы социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. С 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. В 1997 году оно было вынуждено сократить расходы на социальное обеспечение, которые все же составили более четверти ВВП. Последовали и другие меры.

Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системы социального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых, система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений, рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы эти поступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примерно половину общего дефицита системы социального страхования, что было связано с ростом стоимости медицинских услуг и лекарств.

Приватизацию Национального общества железных дорог и группы «Креди эндюстриэль э коммерсьяль», объединяющей 11 региональных банков и 6 финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протеста служащих. В целом же программа приватизации на 1996 г. была выполнена. В частный сектор, кроме «Пешине», «Рено», части «Эльф - Акитен», перешли группа «Тоталь», банк «Креди локаль де Франс», страховая компания «Ассюранс женераль де Франс».

В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрация повысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственным предприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку «Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Креди лионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки.

Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 0,75 - «Эльф - Акитен», 6,4 - «Ассюранс женераль де Франс», 11,5 - «Пешине», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.

В 1997 г. и в последующие годы правительство, согласно утвержденной программе, денационализирует еще 10 предприятий - «Эр Франс», «Аэроспасьяль», «Бюлль», «СНЕКМА», страховую группу «ГАН» и компанию «Кесс сантраль де реассюренс», банки «Креди лионне» , «Кесс насьональ де кревуаянс», «Эрви» и «Сосьете марсейез де креди».

2002 год. Слабые темпы роста экономики ставят новое правительство Франции в сложное положение: с одной стороны, нужно выполнять обещанное во время выборов снижение налогов, с другой стороны - выполнять подписанное в ЕС соглашение, по которому Франция согласилась довести свой бюджет до бездефицитности в 2004 году. Правда, предполагалось, что рост экономики будет составлять около 3%, что намного выше реального уровня. И хотя многие экономисты заявляют сейчас о, мягко говоря, нереальности бездефицитного бюджета в 2004 году, правительство пока намерено твердо придерживаться заявленных ориентиров.

«Что действительно волнует в последних статистических данных Франции - это падение деловой активности», - говорит Давид Ноде, аналитик Deutsche Bank. По его мнению, «главной причиной падения спроса являются именно фирмы». Так, колебания курсов акций привели к падению инвестиций бизнеса на 0,4%, хотя в то же время общие капиталовложения в экономику выросли на 0,1%. Кроме того, опрос менеджеров французских компаний, проведённый компаний Reuters - CDAF/Reuters Purchasing Managers' Index показал, что ситуация продолжала ухудшаться и в августе. Индекс, который измеряет уровень потребления французских компаний, сократился с 52,5 до 52,2, хотя его значение все ещё свидетельствует о росте промышленности.

Единственными более-менее стабильными факторами роста в 2002 году остаются потребление частным сектором и экспорт. Но и тут всё не так уж безоблачно - французские потребители увеличили своё потребление на 0,5%, что, впрочем, можно списать на статистические ошибки французских экономистов, рост экспорта - довольно нестабильная штука, учитывая колебания евро и «перспективы» мировой экономики.

Г-н Ноде из Deutsche Bank говорит: «… далеко не блестящее положение промышленности указывает на вялый рост во второй половине 2002 года».  Оправдался прогноз аналитиков – 2002 год стал наихудшим для французской экономики с 1996 года.

Сейчас очень многое будет зависеть от успешности планов правительства по приватизации, снижению налогов и общего экономического роста в Евросоюзе. Впрочем, «вытягивать» Европу Франции придётся без оглядки на Германию, где положение дел в экономике ещё хуже.

Доверие французских потребителей к экономике страны упало на фоне ухудшения настроений предпринимателей, а безработица подскочила до максимума почти за два года.

Надежды на быстрое восстановление французской экономики остаются довольно призрачными. Согласно данным статистических органов, основной причиной замедления темпов экономического роста является низкий уровень инвестиций, причем не помогли и высокие расходы потребителей.

«Эти данные хуже того, что ожидалось, и подтверждают, что положение во французской экономике ухудшается», – считает специалист банка CCF Никола Клакен.

Ранее предполагалось, что рост экономики Франции - второй по величине экономики Евросоюза - составит в 2002 году +1,4%. Однако он оказался ниже.

Специалисты не выражают оптимизма и по поводу перспектив французской экономики и в 2003 году.

По словам Никола Клакена, темп роста ВВП может составить 1,4%. Банкир полагает, что прогноз правительства, в соответствии с которым экономический рост составит 2,5%, является сильно завышенным.


Современное положение экономики Франции

Экономика Франции объединяет современные капиталистические методы управления с обширным правительственным вмешательством. Правительство сохраняет значительное влияние по ключевым долям каждого сектора, оно имеет контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения и телекоммуникационных компаний. Правда, начиная с 1990-ых годов, правительство постепенно ослабляет контроль над этими секторами. Правительство медленно распродает часть своих акций в France Telecom, в Air France, в страховании, в банковском деле, и в различных отраслях промышленности. Тем временем, благодаря большим площадям плодородной земли плюс применению современным технологиям, Франция стала ведущим сельскохозяйственным производителем в Западной Европе. Но в тоже время в стране наблюдается постоянно высокий уровень безработицы.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощности ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Рено» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и т.д.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.