Важным аспектом соглашений, вошедших в Единый европейский акт, явилось и то, что Сообщество уделило большое внимание решению процедурных вопросов, имеющих громадное значение там, где речь идет о принятии решений в рамках международных организаций. Так, была значительно расширена сфера принятия решения квалифицированным большинством.
Важнейшей стороной успешного развития ЕЭС-ЕС всегда являлась законодательная база, включая своевременную ратификацию национальными парламентами и Европарламентом тех договоров и соглашений, которые требовали парламентского утверждения. На Родосской сессии Европейского совета, которая проходила 3-4 декабря 1988 г., было зафиксировано, что 50% необходимой законодательной базы, которая требуется для создания единого рынка (до конца 1992 г.), уже подготовлено. Почти 90% предложений, внесенных в программу Комиссии, были представлены на рассмотрение Совета, и 40% из них Совет принял. Из этого числа 70% предложений имели характер «технических барьеров», т. е. были связаны с необходимостью гармонизации стандартов товаров и услуг, включая таможенные правила и финансовые услуги. Полная либерализация рынка капитала для восьми государств ЕС была провозглашена 1 июля 1990 г. - это был решающий шаг на пути создания экономического союза, в то же время он стал мощной предпосылкой для формирования единой финансовой зоны Сообщества, где действуют общие правила, законодательные акты, стандарты, таможенные пошлины, сборы и т.п.
Одной из важнейших сущностных сторон деятельности органов ЕС, и в частности Комиссии, является разработка сложных процедур по взаимному признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласование законодательства, общих подходов по защите потребителя, создание одинаковых условий для вложений инвестиций, в области налогообложения, свободного передвижения рабочей силы, оплаты труда, условий найма и т.д.
Особое внимание Союз уделил региональной политике. Известно, что 15 стран ЕС имеют разный уровень развития, в масштабах многих стран существовали и поныне существуют экономически отсталые, слаборазвитые или депрессивные районы, нуждающиеся в особых подходах с целью их подтягивания к общеевропейскому уровню развития.[11] С учетом этих обстоятельств в январе 1989 г. были приняты новые структурные правила, которые преследовали задачи выравнивания уровней экономического развития разных стран и регионов Сообщества, устранения территориальных диспропорций. Ключевая роль в такой региональной политике отводилась фондам Сообщества - Европейскому фонду регионального развития, Европейскому социальному фонду, Европейскому фонду ориентации и гарантий сельского хозяйства, Средиземноморским интеграционным программам. Тогда же было согласовано распределение ассигнований на эти цели - цели выравнивания развития регионов. Наибольший объем средств направлялся в средиземноморские страны и Ирландию, что, кстати, вызывало недовольство крупных стран — основных доноров, но, тем не менее, всякий раз удавалось решать возникающие противоречия, поскольку при любом споре ни одна страна - участница ЕЭС-ЕС не ставила под сомнение свое пребывание в Сообществе. Даже М. Тэтчер не делала заявлений этого типа - слишком очевидными являются для большинства европейцев выгоды, получаемые от экономически объединенной Европы.
Население Европейского Союза и присоединяющихся к нему стран превышает 450 миллионов человек.[12]
В январе 2004 года Евростат - статистический комитет Европейского Союза (ЕС) - опубликовал предварительные данные о демографическом развитии стран, входящих на той или иной основе в состав союза, которые основываются на данных помесячной отчетности, прогнозных расчетах и экспертных оценках. Согласно этим оценкам, численность совокупного населения пятнадцати стран-членов ЕС на начало 2004 года составила 380,8 миллиона человек, а десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС2, - 74,1 миллиона человек (рис. 1 и 2 и табл.1).
Среди стран-членов Европейского Союза по численности населения выделяется Германия (82,5 миллиона человек, или почти четверть совокупного населения ЕС), а также Франция, Великобритания (почти по 60 миллионов человек), Италия (свыше 57 миллионов человек) и Испания (около 41 миллиона человек), а среди стран, проходящих процедуру вступления в Европейский Союз, - Польша (более 38 миллионов человек), Венгрия и Чехия (примерно по 10 миллионов человек).
Рисунок 1. Соотношение стран-членов ЕС по численности населения на начало 2004 года
Рисунок 2. Соотношение стран, присоединяющихся к ЕС, по численности населения на начало 2004 года
По оценкам, число родившихся в Европейском Союзе в 2003 году слегка увеличилось, составив 4,03 миллиона против 3,99 в 2002 году. Также немного возросло число умерших - с 3,68 миллиона человек в 2002 году до 3,74 миллиона человек в 2003 году. В итоге естественный прирост населения (число родившихся за вычетом числа умерших) сократился с 309 тысяч человек в 2002 году до 294 тысяч человек в 2002 году. Заметно сократился и миграционный прирост (число прибывших минус число выбывших), составив в 2003 году 983 тысячи человек против 1260 тысяч человек в 2002 году. Соответственно, общий прирост населения составил около 1,3 миллиона человек, или 3,4‰ против 1,6 миллиона человек, или 3,6‰ в 2002 году.[13]
В 2000-2001 годах в большинстве стран ЕС были проведены переписи населения. Их результаты оказались ниже, чем ожидалось по данным текущего учета, особенно значительно в Италии и Великобритании. Поэтому ряды данных о численности населения были нарушены, что обусловило расхождение в показателях прироста населения и чистой миграции. Численность населения на годы, пришедшиеся между переписями, будет пересчитана в ближайшее время.
По данным текущего учета, в прошлом году замедлилось сокращение совокупного населения десяти присоединяющихся к Европейскому Союзу стран. За 2003 год его численность уменьшилась на 60 тысяч человек, или 0,8‰, в то время как за предшествующий 2002 год - на 135 тысяч человек, или на 1,8‰. Снижение численности населения происходит, главным образом, из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), хотя в некоторых странах определенную роль играет и миграционный отток населения (превышение числа выбывших над числом прибывших в страну).
Таблица 1. Изменение численности населения ЕС за 2003 год, тысяч человек (по предварительной оценке)[14]
Числен-ность населения на 01.01.03
Число родив-шихся
Число умерших
Естест-венный прирост
Мигра-ционный прирост
Общий прирост
Численность населения на 01.01.04
EC-15
379 482,50
4 033,30
3 739,70
293,6
982,6
1 276,20
380 758,80
Австрия
8 067,00
77
77,3
-0,3
25,3
24,9
8 091,90
Бельгия
10 355,80
111,2
105,3
5,9
35
40,9
10 396,70
Великобритания
59 328,90
690
603,9
86
103
189
59 517,90
Германия
82 536,70
709,8
861,6
-151,8
160,2
8,4
82 545,10
Греция
11 018,40
102,5
104
-1,5
30
28,5
11 046,90
Дания
5 383,50
64,9
57,8
7,1
7
14,1
5 397,60
Ирландия
3 963,60
62,1
29,1
33
28
61
4 024,60
Испания
40 683,00
438
368,4
69,6
225
294,6
40 977,60
Италия
57 321,10
542,2
589,3
-47,2
207,7
160,5
57 481,60
Люксембург
448,3
5,2
3,8
1,4
1,1
2,5
450,8
Нидерланды
16 192,60
204,2
142
62,2
2,8
65
16 257,60
Португалия
10 407,50
112,3
103,4
9
63,3
72,3
10 479,80
Финляндия
5 206,30
56,5
48,1
5,5
13,9
5 220,20
Франция
59 629,10
759,3
552,8
206,5
60
266,5
59 895,50
Швеция
8 940,80
98,2
92,9
5,3
28,8
34,1
8 974,90
Исландия
288,5
4,1
1,8
2,2
2
290,5
Лихтенштейн
33,9
0,4
0,2
34,3
Норвегия
4 552,30
54,8
42,8
12
11,3
23,3
4 575,60
Швейцария
7 324,10
71,2
62,4
8,8
44
52,8
7 376,90
Присоединяющиеся к ЕС страны
74 200,90
683,1
774,9
-91,8
32,1
-59,7
74 141,10
Венгрия
10 142,40
96,5
136
-39,5
12,4
-27,1
10 115,20
Кипр
715,1
8
5,6
2,4
10,2
12,6
727,7
Латвия
2 331,50
20,5
32,7
-12,1
-0,8
-12,9
2 318,50
Литва
3 462,60
30,4
-10,5
-4,9
-15,4
3 447,10
Мальта
397,3
4
3,3
0,7
1,6
2,3
399,6
Польша
38 218,50
350,7
360,2
-9,5
-15,3
-24,8
38 193,70
Словакия
5 379,20
51,5
0
1,5
5 380,70
Словения
1 995,00
17,2
19,2
-2
3,6
1 996,70
Чехия
10 203,30
91,2
107,5
-16,3
24
7,7
10 211,00
Эстония
1 356,00
13
18
-5
-0,1
-5,1
1 350,90
Болгария
7 845,80
65,6
112,2
-46,5
-
7 799,30
Румыния
21 772,80
208,7
264,5
-55,8
-0,9
-56,8
21 716,00
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5