В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям:
экономическое содержание (элементы затрат);
экономическое назначение (статьи калькуляции себестоимости);
отношение к технологическому процессу (основные и накладные);
способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);
отношение к объему производства (переменные и постоянные);
периодичность возникновения (текущие и единовременные);
состав (одноэлементные и комплексные);
роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные);
целесообразность расходования (производительные и непроизво-дительные);
возможность охвата планом (планируемые и непланируемые);
отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное про-изводство, затраты на готовый продукт).
Основным нормативным документом, на основании которого про-изводится расчет себестоимости, является "Положение о составе за-трат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке фор-мирования финансовых результатов, учитываемых при налогообло-жении прибыли", утвержденное Постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 года.
Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее распространенным в практике ценообразования российских предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой применяется система учета затрат "директ-костинг" (direct costing). Эта система предполагает разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоян-ными, и на затраты, которые изменяются пропорционально измене-нию объема производства. При этом для оценки запасов и реализованной продукции используются только основные расходы и переменные накладные расходы. Остальные затраты относятся пря-мо на прибыли и убытки. Сущность системы "директ-костинг" заклю-чается в подразделении затрат и оценке запасов.
Применение системы "директ-костинг" в российской практике ог-раничено сложившейся системой учета и отчетности.
Инструментом, связывающим расчет себестоимости с ценообразо-ванием, является калькуляция. Различают два вида калькуляции се-бестоимости для целей ценообразования:
1) прогрессивная; на основе производственных затрат рассчитывает-ся цена, полностью или частично покрывающая затраты; недостат-ком метода является недоучет влияния рынка;
2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно ориентированное ценообразование в чистом виде не со-здает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными осо-бенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоуда-ления с рынка.
Также различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция предполагает планируемые затраты на изготовление продукции. Нормативная калькуляция отражает затраты, вычисленные на базе установленных норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметная калькуляция разрабатывается на новую продукцию, впервые разрабатываемую предприятием. Фактическая калькуляция--отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги -- главный показатель рыночного спроса; воздей-ствуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.
Термин "стоимость" впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредак-тированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина "стоимость" была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотре-ния, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер" Барабанов А.И. Разработка ценовой политики предприятия.. На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически не-наблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли "справедливой ценой" (justum pretium - лат.), "внутренней" (intrinsic - англ.) или "естественной" (naturale - лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о "застыв-шем" или "овеществленном в товаре труде" как субстанции.
В процессе исследования цены как категории появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены пос-редством ее "отклонения" от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капита-ла, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обус-ловило кризис теории ценности.
Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории цен-ности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены -- результат взаимодействия спроса и предложе-ния. По словам С. Франка, "На самые цены... кроме спроса и предло-жения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и пред-ложения, и действия их учитываются в действии последних".
Следует также отметить, что А. Смит использовал понятие цен-ности в двояком значении: ценность в потреблении (value in use) и цен-ность в обмене (value in exchange). Однако использование одного и того же термина "ценность" в столь различных значениях привело к путанице и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Поня-тие "ценность в потреблении" было вытеснено термином "полезность", а понятие "ценность в обмене" стало рассматриваться как синоним цены.
Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем тру-де "Капитал" дал следующее определение цены: "Цена -- денежное выражение стоимости". По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономи-ческие явления. Однако отечественная наука советского периода, при-знавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу.
Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательно-му результату, названному "затратным синдромом". Категория стои-мости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены ре-ального товара, на что неоднократно указывалось в работах осново-положников трудовой теории стоимости Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предпрятии..
Ф. Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стои-мость как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.
В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, то-вар -- это выражение труда, с другой -- полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две -- одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.
В настоящее время получила распространение гипотеза о неанта-гонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет ре-шить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяже-нии всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены -- стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его резуль-таты). Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положении различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.
Общепризнанное определение такой сложной экономической ка-тегории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:
цена -- издержки производителя + искусство менеджера:
цена -- количество денег, уплачиваемых за данный товар.
Возможно, что наиболее полное определение цены, приведено в работе Е. И. Пунина: "Цена конкретного товара -- денежное выражение системы ценообразующих факторов, действую-щих в данное время" Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предпрятии.
.
Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:
информационная -- предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;
стимулирующая -- ориентация предприятий на применение наибо-лее экономичных методов производства и рациональное исполь-зование ресурсов;
распределительная -- распределение доходов посредством цен;
балансирующая -- установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.
учётная -- отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.
предприятие стремится максимизировать объем сбыта и готово пойти на снижение дохода с единицы продукции для получения большей массы прибыли;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5