Рефераты. Затратный подход к системе ценообразования

В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям:

экономическое содержание (элементы затрат);

экономическое назначение (статьи калькуляции себестоимости);

отношение к технологическому процессу (основные и накладные);

способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);

отношение к объему производства (переменные и постоянные);

периодичность возникновения (текущие и единовременные);

состав (одноэлементные и комплексные);

роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные);

целесообразность расходования (производительные и непроизво-дительные);

возможность охвата планом (планируемые и непланируемые);

отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное про-изводство, затраты на готовый продукт).

Основным нормативным документом, на основании которого про-изводится расчет себестоимости, является "Положение о составе за-трат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке фор-мирования финансовых результатов, учитываемых при налогообло-жении прибыли", утвержденное Постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 года.

Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее распространенным в практике ценообразования российских предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой применяется система учета затрат "директ-костинг" (direct costing). Эта система предполагает разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоян-ными, и на затраты, которые изменяются пропорционально измене-нию объема производства. При этом для оценки запасов и реализованной продукции используются только основные расходы и переменные накладные расходы. Остальные затраты относятся пря-мо на прибыли и убытки. Сущность системы "директ-костинг" заклю-чается в подразделении затрат и оценке запасов.

Применение системы "директ-костинг" в российской практике ог-раничено сложившейся системой учета и отчетности.

Инструментом, связывающим расчет себестоимости с ценообразо-ванием, является калькуляция. Различают два вида калькуляции се-бестоимости для целей ценообразования:

1) прогрессивная; на основе производственных затрат рассчитывает-ся цена, полностью или частично покрывающая затраты; недостат-ком метода является недоучет влияния рынка;

2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно ориентированное ценообразование в чистом виде не со-здает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными осо-бенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоуда-ления с рынка.

Также различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция предполагает планируемые затраты на изготовление продукции. Нормативная калькуляция отражает затраты, вычисленные на базе установленных норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметная калькуляция разрабатывается на новую продукцию, впервые разрабатываемую предприятием. Фактическая калькуляция--отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

2. Цена - основной элемент рыночной экономики.

2.1 Цена и её функции.

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги -- главный показатель рыночного спроса; воздей-ствуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.

Термин "стоимость" впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредак-тированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина "стоимость" была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотре-ния, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер" Барабанов А.И. Разработка ценовой политики предприятия.. На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически не-наблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли "справедливой ценой" (justum pretium - лат.), "внутренней" (intrinsic - англ.) или "естественной" (naturale - лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о "застыв-шем" или "овеществленном в товаре труде" как субстанции.

В процессе исследования цены как категории появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены пос-редством ее "отклонения" от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капита-ла, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обус-ловило кризис теории ценности.

Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории цен-ности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены -- результат взаимодействия спроса и предложе-ния. По словам С. Франка, "На самые цены... кроме спроса и предло-жения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и пред-ложения, и действия их учитываются в действии последних".

Следует также отметить, что А. Смит использовал понятие цен-ности в двояком значении: ценность в потреблении (value in use) и цен-ность в обмене (value in exchange). Однако использование одного и того же термина "ценность" в столь различных значениях привело к путанице и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Поня-тие "ценность в потреблении" было вытеснено термином "полезность", а понятие "ценность в обмене" стало рассматриваться как синоним цены.

Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем тру-де "Капитал" дал следующее определение цены: "Цена -- денежное выражение стоимости". По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономи-ческие явления. Однако отечественная наука советского периода, при-знавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу.

Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательно-му результату, названному "затратным синдромом". Категория стои-мости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены ре-ального товара, на что неоднократно указывалось в работах осново-положников трудовой теории стоимости Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предпрятии..

Ф. Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стои-мость как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.

В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, то-вар -- это выражение труда, с другой -- полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две -- одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.

В настоящее время получила распространение гипотеза о неанта-гонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет ре-шить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяже-нии всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены -- стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его резуль-таты). Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положении различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.

Общепризнанное определение такой сложной экономической ка-тегории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

цена -- издержки производителя + искусство менеджера:

цена -- количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Возможно, что наиболее полное определение цены, приведено в работе Е. И. Пунина: "Цена конкретного товара -- денежное выражение системы ценообразующих факторов, действую-щих в данное время" Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предпрятии.

.

Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:

информационная -- предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;

стимулирующая -- ориентация предприятий на применение наибо-лее экономичных методов производства и рациональное исполь-зование ресурсов;

распределительная -- распределение доходов посредством цен;

балансирующая -- установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.

учётная -- отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.

2.2 Классификация цен.

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых взаимодействующих блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен, в свою очередь, состоят из более мелких блоков или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока -- оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Все блоки взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе -- на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., т.е. составные части рыночной экономики.

По ряду экономических признаков все цены разделяются на виды и подвиды.

В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики цены классифицируются следующим образом:

оптовые цены;

закупочные цены;

цены на строительно-монтажные работы и услуги;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы на оказываемые населению платные услуги;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Оптовые цены -- цены, по которым реализуется и соответственно закупается продукция предприятий, фирм и организаций. Как уже было сказано, оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и опто-вые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия -- цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям -- другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издер-жки производства и реализации и получить нормальную прибыль.

На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расче-ты стоимостных показателей работы. Таким образом, оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансферт-ная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одного и того же предприятия и может ис-пользоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и применительно к услугам, в том числе к управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получили большое распространение, поскольку внутрифирмен-ная торговля становится важным элементом международной торгов-ли. Трансфертные цены могут существенно влиять на конкурентоспособность предприятия на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность данного предпри-ятия. Пониженные цены иногда применяются для уменьшения тамо-женных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству.

Оптовые (отпускные) цены промышленности -- цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены применяются во многих отраслях экономики. Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок, с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены -- это цены (оптовые), по которым сельскохозяйственная продукция реализуется сельскохозяйственными предпри-ятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по раз-личным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.).

Цены на строительно-монтажные работы и услуги. Эти работы и услуги оцениваются по двум видам цен:

сметная стоимость -- предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

прейскурантная цена -- усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта -- плата за переме-щение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организация-ми с отправителей грузов и населения.

Розничные цены -- цены, по которым товары реализуются в ро-зничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена -- цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократ-но выше или ниже ее) и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Цены также классифицируются в зависимости от территории дей-ствия. При этом различают цены, единые по стране, и цены регио-нальные (зональные, местные).

Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продук-ции и услуги, при этом цены регулируются (фиксируются) государствен-ными органами (энергоносители, электроэнергия, квартплата и др.).

Региональные цены могут быть оптовыми, закупочны-ми, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовите-лями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными яв-ляются также цены и тарифы на подавляющее число жилищно-комммунальных бытовых услуг, оказываемых населению.

В практической деятельности предприятия процесс ценообразова-ния предусматривает следующие этапы:

выбор целей ценообразования;

выявление факторов, влияющих на цену;

формирование ценовой политики.

2.3 Цели и факторы ценообразования.

Цели ценообразования весьма разнообразны и формируются с учётом политики и стратегии предприятия на рынке. Целей может быть несколько, и их реализация возможна как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. По-разному воздействует на различные целевые параметры -- прибыль, оборот или долю предприятия на рынке-- и уровень цены. Задача ценовой политики состоит в нахож-дении оптимального соотношения возможно большего числа целей.

Выбирая цели, основанные на сбыте, предприятие заинтересовано в росте объемов реализации или максимизации доли на рынке. Цели выбираются по одной из трех причин:

предприятие заинтересовано в насыщении рынка или росте сбыта -- шаг на пути к контролю над рынками и стабильным доходам;

предприятие стремится максимизировать объем сбыта и готово пойти на снижение дохода с единицы продукции для получения большей массы прибыли;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.