Модель Аллингема и Сандмо наглядно показывает, что реакция налоговых поступлений на изменение предельной налоговой ставки зависит от эластичности скрываемого дохода по предельной ставке.
В начале 90 - х гг., с переходом к рыночной экономике изменению подверглась в первую очередь законодательная база, были приняты новые законы «Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый Кодекс России, в систематизированной форме содержащий основные положения в этой сфере, как само понятие налога и других терминов, используемых в этой сфере, так и элементы конкретных налогов, В принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации удалось реализовать отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов. Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.
Введенная этими нормативными актами система, во многом пересмотренная и дополненная установила относительно четкую, экономичную, упрощенную, соответствующую основным положениям Конституции России систему налогообложения, охватывающую всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов..
Изменение налоговой базы и налоговых ставок, введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога; совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;
создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования - все это является регуляторами налоговой системы.
По признанию специалистов в области налоговой сферы тенденцией развития налоговой системы является упрощение, действующее законодательство России следует этой мировой тенденции и закрепляет более простые правила в отношении налогов и сборов, отражая в целом общие национальные представления о справедливости и эффективности; современном этапе экономического развития России для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы в мировом рынке необходима реализация системных преобразований налоговой системы.
Так, по мнению Глазьева, не соответствует современным задачам России налог на добавленную стоимость: «Следует наградить разработчиков НДС, выписать им премию в размере штрафа за его невыплату и отменить этот налог совсем. Все равно объем начислений по нему в 10 раз превышает сумму взимания, и платят его те, кто работает на внутреннем рынке, экспортёров и импортёров он не касается. Получается, что НДС представляет собой штраф за работу на внутреннем рынке страны. НДС себя исчерпал», - сказал Глазьев http://www.klerk.ru/news/?72522.
Излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать
Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России признаются:
- повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций;
- создание импульсов для преодоления подавленности функции сбережения и восстановления инвестиционных мотиваций у российских хозяйствующих субъектов;
- формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов;
- стимулирование приоритетных видов экономической деятельности;
- развитие финансово-кредитной сферы экономики;
- закрепление новой российской доктрины мирохозяйственно-го участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнера смолин Евгений Владимирович. Исследование предпосылок и обоснование направлений преобразования налоговой системы россии для конкурентного участия в мировом рынке прямых налогов. Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление системными преобразованиями). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. С. 20
.
Виды налогов
Зачисления в бюджеты
Основание
ный
региональный
местный
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
100
"О федеральном бюджете на 2004 год".
на 2004 год".
при реализации с акцизных складов
100*
на 2004 год"
Налог на прибыль организаций
20,83
70,84
8,33
Налог на доходы физических лиц
Единый социальный налог
100 (в части, зачисляемой в федеральный бюджет)
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Налог на операции с ценными бумагами
Возмещение инвестором прошлых затрат государства на проведение геолого-разведочных работ
50
50*
"О федеральном бюджете на 2004 год", ст. 20.
по внутренним водным объектам
ст. 48
Госпошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
"О федеральном бюджете на 2004 год"
ФЗ от 08.01.1998 № 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" ст.5
на остальных территориях
85,6
14,4
Плата за пользование водными объектами
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.1998 № 71-ФЗ, ст.8
Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
Налог на имущество организаций
ст. 372 Главы 30 Налогового кодекса РФ
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
100 (по месту регистра-ции)
Налог на рекламу
"О федеральном бюджете на 2004 год", ст. 12
Земельный налог и арендная плата за сельскохозяйственные угодья
ст. 5, ст. 19
Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", ст.18
** - в соответствии со статьей 94 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" 10 процентов доходов от уплаты акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей направляется в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, а 50 процентов подлежат распределению в соответствие с нормативами отчислений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты закрытых административно-территориальных образований, установленными приложением 35 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год"
Страницы: 1, 2