Имеющаяся информация о движении, стоимости, сформированная нормативная база по запасам и оборотным средствам и т.д. по любой из применяемых марок материалов позволяет менеджеру оперативно управлять материальными и финансовыми потоками на предприятии в течение года. Данная информация позволяет решить следующий комплекс задач:
· выявить дефицитные позиции материальных ресурсов;
· выбрать позиции материальных ресурсов, по которым сформировались излишние запасы и их можно реализовать;
· оценить обеспеченность запасами и их структуру;
· проанализировать структуру оборотных средств на предприятии;
· определить, что и когда нужно заказать, в каком объеме, даты очередных заказов на поставку материальных ресурсов (т.е. сформировать план материально-технического снабжения на очередной месяц);
· определить потребность в финансовых ресурсах для обеспечения необходимых поставок материалов в плановом месяце и т.д.
Остановимся только на некоторых из вышеуказанных задач.
Контроль осуществляется по всем маркам материальных ресурсов, применяемых на предприятии (правда, с разной периодичностью в зависимости от важности рассматриваемого материала), а на печать выводятся данные по тем позициям, где имеет место дефицит, т.е. уровень запаса меньше установленной нормы запаса по данной марке товара. Например, остатки товаров, расходуемых ежедневно и в больших количествах, должны проверяться с периодичностью один раз в неделю. Для решения нужно по каждой марке товара определить средний остаток расходуемого запаса за определенный промежуток времени (например, за 90 или 60 предыдущих дней) и сравнить его с установленной нормой запаса по данному товару.
Исходной является следующая информация:
установленная норма запаса по i-ой марке товара в натуральном выражении Vi = 300 ед.;
индекс рассматриваемой марки товара i;
средний запас i-ой марки на складе, посчитанный за 90 предыдущих дней, Zсрi = 260 ед.
Поскольку Zсрi < Vi, то необходимо выдать данные на печать по данной марке товара с сообщением, что по ней имеет место дефицит. Эта позиция должна быть поставлена под контроль на своевременность осуществления заказа в следующем месяце ответственным исполнителем, ведущим данную группу товаров.
Размер заказа
Точка заказа
Фиксированный(Q)
Переменный(S)
Переменная (R)
Q,R
S,R
Фиксированная (T)
Q,T
S,T
Управление запасами - это балансирование между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках: сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечение максимальной надежности производственного процесса. Данное утверждение позволяет выделить правило управления запасами: увеличение запасов целесообразно до тех пор, пока предполагаемая экономия превышает затраты по содержанию дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств.
Первым шагом в управлении запасами является выделение целевых показателей для отдельных структурных подразделений или ответственных лиц:
· минимизация суммарных затрат, связанных с запасами (стоимость хранения, стоимость выполнения заказа, убытки, связанные с отсутствием необходимых товаров);
· ускорение оборачиваемости;
· снижение риска возможных срывов производственной программы или планов по продажам.
Модель управления запасами состоит из трех модулей:
· Построение среднесрочного (на месяц) прогноза сбыта - модуль прогноза.
· Текущий (ежедневный) контроль складских запасов и формирование заявок на основании «точки заказа» - модуль снабжение.
· Корректирование цен на основании соответствия среднесрочного прогноза текущей ликвидности остатков и ситуации в снабжении - модуль ценообразования.
Первый модуль функционирует независимо от системы корпоративного учета компании, с которой он связан посредством системы шлюзов импорта/экспорта информации. Второй и третий модуль целиком реализован в рамках системы корпоративного учета. Взаимодействие с пользователем осуществляется посредством системы специальных интерфейсов и отчетов.
Модуль прогноза
Прогноз сбыта - прогноз расхода каждой позиции прейскуранта на следующий месяц в количественном выражении.
Прогноз сбыта на n периодов от точки прогноза t0 строится на основании статистического ряда 3t, включающего в себя три предыдущих периода (рис. 3).
Рис. 3. Модуль прогноза сбыта
Для прогноза используются аппроксимированные значения предыдущих периодов с учетом существующих тенденций поведения прогнозируемой величины на всем промежутке 3t. Наиболее простым методом выявления тенденций временного ряда является сглаживание его уровней. Оптимальные результаты получаются по методу скользящей средней путем замены фактических уровней расхода рядом средних величин, которые рассчитываются для интервалов фиксированной длины. Чем продолжительнее интервал сглаживания, тем сильнее усредняется и больше поглощается разброс. При большом числе наблюдений удобнее пользоваться рекуррентной формулой:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5