Рефераты. Маркетинговые стратегии цен

Современные условия рыночной экономики требуют преодоления многих тео-ретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой за-висят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы место и роль цены в рыноч-ном хозяйстве.

В рыночной экономике существуют многие механизмы регулиро-вания деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничитель-ный характер, защищают интересы общества, государства. В условиях рыночных отношений регулирование воспро-изводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.

Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принима-ются затраты на производство. Отсюда - затратный метод ценооб-разования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установлен-ной цене.

Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на то-вары должны определяться их собственниками - субъектами хозяй-ствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроиз-водителей от результатов их труда.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про-является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и такти-ческого.

Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на ос-нове стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный. Тактический фак-тор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор - это фактор долговременного, перспективного действия, второй - может часто меняться (в течение дней, часов), поскольку динамика конъюнктурных изменений очень высока. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, и ими нужно в совершенстве овладеть и в равной мере научиться пользоваться.

Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те пред-приятия, которые имеют современную технику, технологию, пользу-ются передовыми методами организации труда и т. д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже. Вто-рой фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприя-тия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъ-юнктурой. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глу-бокое изучение рынка (маркетинг), а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать и тот, и другой факторы.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формиро-ваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Но таковы законы рынка, их нельзя игнорировать. Напротив, необходи-мо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм тако-го воздействия в условиях перехода к рынку в России практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к быстрому росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управле-ния, направленные на развитие конкуренции; соответствующая на-логовая политика и др. Большую роль в этом должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. Поэтому особую роль играет систем-ный подход к ценообразованию в динамике, анализ рыночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы. Сво-бодные цены могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость продукции, принципы распределения при-были. Обязательным является знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воздействие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйствен-ных связей и др. Поэтому следует постоянно иметь информацию о состоянии экономики в целом, об экономическом законодательстве в ближайшей перспективе, о развитии экономических связей со стра-нами СНГ и дальнего зарубежья.

Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необ-ходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектую-щие изделия. На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предполагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товара для конкретных покупателей.

Проведение правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по сле-дующим вопросам: возможность повышения качества выпускаемых товаров; состояние и прогнозирование спроса; данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию; изыскание резервов для снижения себестоимости; прогнозирование цен на продукцию, выпускаемую предприятием, и данные о ценах на такую же продукцию у предприятий (фирм) - конкурентов; анализ динамики и структуры цен; данные о декларировании цен предприятиями монополистами; изучение эластичности спроса на товары, изготовляе-мые предприятием, его структуры и динамики; прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов; изучение биржевых цен; анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.

С переходом к свободному ценообразованию весьма остро встает проблема о приближении цен к стоимости, учитывающей объектив-ные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. Глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. Необходимо учитывать существенные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие рынки сбыта конкретных товаров, их деление на единый рынок и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен.

При отсутствии условий для нормального свободного ценообразования следует либо жестко ограничить сферу действия свободных цен, либо, до-пуская их свободное движение, осуществлять их государственное регулиро-вание. Поэтому представляется необходимым проводить контроль за свобод-ными ценами. По-видимому это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Так, в Российской Федерации объектом регулирования являются: тарифы на же-лезнодорожные перевозки, услуги некоторых видов связи, цены на нефть и нефтепродукты, газ, отдельные социально значимые товары (медикаменты), коммунальные услуги.

Основная цель такого контроля (регулирования) - добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, добиваться увеличения доходов за счет роста произ-водства, а не цен.

Должны последовательно и посте-пенно формироваться единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, вероятно, будет довольно болезненным и длительным, так как предстоит преодолеть ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других реги-онов.

Список использованной литературы

1. Багиев Т. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.

2. Голубков Е. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.

3. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998.

4. Данько Т. П. Управление маркетингом. Учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - Санкт-Петербург, АО «Корунд», АОЗТ «Литера плюс», 1994.

6. Липсиц В. Б. Цена в системе контроля за качеством ус-луг. - Ценообразование в управлении качеством услугу / Под ред. И. А. Плетниковой. - М.: НИИ цен, 1980, с. 109-110.

7. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: ме-тоды подготовки и анализа. - М.: Издательство БЕК, 1996.

8. Лорин А. Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельност промышленной фирмы. - М.: Международные отношения, 1993.

9. Манвелов Н., Жарков С. Экономные потребители и «до-брые» фирмы нашли общий язык//Капитал. 1996. 11-17 сент.

10. Организация маркетинга. -М., Дело, 1996.

11. Передел рынка состоялся //Коммерсантъ. 1996. № 12.

12. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом / Под ред. проф. Власовой В. М. - М.: Финансы и статистика, 1996.

13. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Меж-дународные отношения, 1993.

14. Романов А. Маркетинг.- М.: "Банки и биржи", 1996.

15. Российские предприятия: в поисках «эликсира выжива-ния» (научные руководители - И. В. Липсиц, И. Б. Гурков, А. А. Нещадин). - М.: Экспертный институт, 1995.

16. Свешников А. Лето может принести ценовую войну//Фи-нансовые известия. 1994. № 18.

17. Топить можно и мебелью // Коммерсантъ. 1995. № 37.

18. Торговля в России (научные руководители А. И. Баскин и Е. Г. Ясин). - М.: ТПП, 1995.

19. Уткин Э. А. Управление фирмой. - М.: «Акалис», 1996.

20. Ценообразование./И. К. Салимжанов и др. -М., АО «Финстатинформ», 1996.

21. Циханский О. С. Стратегическое управление. Учебник. - М.: Гордакира, 1998.

22. Шехобалов О., Загородняя Е. Больше тонны в руки не давать! (кризис на рынке твердых сыров) // Коммерсантъ-Daily 1995. 10 февр.

23. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1990.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.