Рефераты. Коммерческое товароведение

Потребительские свойства можно разделить на про-стые и сложные. Простые, или элементарные, свойства не подразделяются на более мелкие, но сами могут яв-ляться составными частями более сложных свойств. Сложные, или комплексные, свойства всегда могут иметь несколько составляющих.

Штриховое кодирование: назначение, виды, правила нанесения.

Процесс управления товародвижением как составная часть маркетинговой деятельности требует информационного обес-печения. Для любого предприятия наличие данных о харак-тере продукции, ее происхождении, оперативность получе-ния информации о товаропотоках и правилах их учета жиз-ненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помо-щью товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. В соответ-ствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» изгото-витель (посредник, продавец) обязан своевременно предоста-вить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность выбора и оценки их качества. При этом, в, частности, для различных видов расфасованных продовольственных товаров на маркировочных знаках может быть представлена следующая инфор-мация:

на расфасованных в промышленности бакалейных товаpax (макаронные изделия, крупа, мука и пр.), как правило, -- наименование товара, его масса, сорт, дата вы-работки или конечный срок реализации (для импорт-ных товаров);

-- на отечественных фасованных кондитерских товарах (пе-ченье, коробки конфет, вафли и др.) -- дата изготовле-ния и срок их использования (например, срок хранения 3 месяца);

на консервированной (в жестяных банках) продукции -- номер смены, дата изготовления, ассортиментный номер консервов по системе кодификации (например, кофе с молоком -- 79, сгущенное молоко с сахаром -- 76, и т. д.).

Как видим, вся наносимая на упаковку информация содержит лишь потребительские характеристики товаров и не позволяет решить задачи оперативного учета движения продукции. Разрешительные возможности оперативного учета при такой маркировке ограничены субъективными способностями человека, проводящего инвентаризацию, учет, прием и отпуск товара. Одновременно сказывается и технологическое отстава-ние в использовании вычислительной техники, что делает ис-пользование ЭВМ в системе товародвижения оперативно неэффективным. Кроме того, возрастает вероятность допущения ошибок, которая, по некоторым данным, составляет 1:300, в то время как при использовании штрихового кода -- только 1:3000000. Но вероятность внесения даже одной ошибки в компьютерную информацию ставит под сомнение всю информацию и сами результаты подсчетов. Исправление ошибки требует значительных затрат и, по данным ряда компьютерных фирм США, составляет около 240 дол. США. Решение на первых порах виделось в создании верификационной технологии; (от лат. verus -- истинный и facio -- делаю, т. е. проверка, сопоставление с наблюдаемым объектом), но это привело к возрастанию затрат на обработку информации, составивших 40% всех издержек на систему. В этих условиях встал вопрос о раз-работке новой системы идентификации -- штрихового кодиро-вания.

Прак-тика показала, что при штрихового кодирования применении в торговле резко повы-шается производительность труда кассиров, снижаются расхо-ды на подготовку товаров к продаже, улучшается их учет на складе и в торговом зале, совершенствуется бухгалтерская об-работка по результатам движения. Наличие на товарах штри-ховых кодов позволяет спроектировать технологию управле-ния товарными потоками на оптовом складе, информирующую оператора о самом товаре, его местонахождении в конкретный момент времени.

По оценке ряда специалистов применение штрихового ко-дирования повышает прибыль предприятий розничной торгов-ли до 150% , а балансовая прибыль среднего супермаркета воз-растает более чем на 1% от суммы товарооборота Источник: Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие.- М.,1998. Штриховое кодирование при его внедрении в систему складирования това-ров позволяет повысить эффективность:

-- приемки и учета поступающих на склад товаров;

-- размещения товаров по зонам хранения с учетом их весо-вых и геометрических характеристик;

-- подготовки комплектовочных и отгрузочных документов;

-- оперативного управления отборкой и комплектацией то-варов в соответствии с заявочными документами;

-- материального учета и отчетности по складам;

-- оперативного автоматизированного составления бухгал-терской отчетности;

-- анализа финансовой деятельности, и др.

Достижение экономического эффекта от применения систе-мы штрихового кодирования обеспечивается за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств, оперативности управления товарными запасами, снижения внутрискладских издер-жек, уменьшения потерь товаров, и пр.

С января 1993 года штриховой код наносится на все товары, поступающие в Европу, - это одно из обязательных условий поставки. Те же предприятия, продукция которых каким-то образом все же прорывается без «зебры», несут довольно ощутимые потери: от 3 до 15% стоимости партии товара. А вот книги, к примеру, идущие в страны-члены Общего рынка без штрих-кода, в отдельных случаях теряют до 50% своей первоначальной цены. Кстати, прорыв незакодированной продукции на Запад вовсе не означает, что там она продается без штрихового кода: оптовый покупатель сам изготавливает липкие этикетки со штрих-кодом, сам наносит их на каждое изделие [3].

Применение штрихового кодирования в промышленной сфере позволяет увеличить оперативность управлен-ческого звена фирмы, его специалистов по маркетингу в реали-зации обратной связи потребитель -- производитель. Присвое-ние штрихового кода изделию, производимое в конце техноло-гического цикла, способствует качественной и количественной приемке изделий в процессах складирования готовой продук-ции, транспортировки до склада потребителя или направлении в оптовую и розничную сеть. С самого начала производственно-го цикла штриховой код на комплектующих деталях и сбороч-ных узлах позволяет наладить процесс автоматизированного комплектования сборочных линий, отследить движение изде-лия по операциям технологического цикла. Наличие штрихо-вого кода сказывается и на величине товарных запасов мате-риалов, полуфабрикатов и комплектующих. В результате пред-приятие более точно прогнозирует колебания спроса на свою продукцию.

Широко используемая в мировой практике система изготов-ления продукции «точно в срок» (ТВС) содержит в своей осно-ве полную и точную информацию для управляющего звена пред-приятия о состоянии дел на товарно-материальных складах, номенклатуре и количестве материалов, деталей, используемых в цехах каждый день и каждый час. Решение этой задачи воз-можно лишь с использованием системы штрихового кодирова-ния, позволяющей добиться минимизации запасов материалов, узлов, полуфабрикатов. В итоге данная система становится эле-ментом управления системы ТВС.

Применяя штриховой код обрабатываемых узлов и деталей, предприятие накапливает информацию о качественных пара-метрах проведенных технологических операций и поопераци-онном контроле. В последующем, проводя статистический ана-лиз собранной информации, оно выявляет то оборудование или узел, параметры которых вышли за пределы установленных допусков и требуют ремонтных воздействий.

В конечном счете применение штрихового кодирования на предприятии позволяет:

-- повысить производительность труда;

-- предоставить достоверную оперативную информацию ме-неджеру предприятия;

-- увеличить эффективность управления комплектацией про-изводства;

-- сократить затраты на делопроизводство;

-- организовать оперативный учет заказов и контроль за про-дажей товаров [4].

Штриховое кодирование обеспечивает реализацию следующих принципов:

-- пространственно-временная идентификация материаль-ных потоков посредством выполнения контрольных фун-кций на определенных постах, регистрирующих время и место возникновения события;

-- инвариантность по отношению к видам материальных по-токов, т. е. полная независимость от самих объектов;

-- модульность построения, что позволяет системе наращи-ваться и встраиваться в другие системы;

-- параллельность результата, т. е. одновременность повы-шения производительности и достоверности идентифика-ции.

В настоящее время применяется большое количество раз-личных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками. Условно они подразделяются на две группы: то-варные и технологические.

Товарные штриховые коды используются для идентифи-кации производителей товаров. Они разработаны Междуна-родной ассоциацией EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация ЮНИСКАН.

К концу 1994 году в ЮНИСКАН было зарегистрировано чуть более 200 отечественных предприятий, которым разрешено кодировать свою продукцию в рамках международной системы EAN. В это число входят, помимо российских, также фирмы, объединения, комбинаты Беларуси, Латвии, Украины. Однако их доля в общем списке невелика. Членами ЮНИСКАН являются как «тяжелые», так и «легкие» предприятия. Например, фирма «Мейкер» - комплектующие для компьютеров;

фабрика «Дукат» - табачные изделия; ПО «Звезда» -пластмассовые сборные модели, игрушки; комбинаты «Красный Октябрь», «Калев» - кондитерские изделия.

Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, что зарегистрированы в ЮНИСКАН. В противном случае использование штрих-кода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции.

Технологические штриховые коды наносятся на любые объек-ты для автоматизированного сбора информации о их переме-щении и последующего применения потребителями. Эти коды могут использоваться отдельно или вместе с товарными кода-ми EAN и преследуют цель предоставить дополнительную ин-формацию о продукции. Так, на телевизоре помимо его товар-ного кода в стандарте EAN-13 даны технологические содержа-щие: тип. серийный номер, номер гарантийного талона изделия, и др. Но чаще технологические коды применяются для иден-тификации различных объектов мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов как элемент автоматизированной системы управления предприятием. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM. В нашей стране на методичес-кой базе AIM ведутся разработки национальных стандартов сим-волики штриховых кодов, мест их расположения на товарах и качества нанесения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.