Соревнования превратились в "битву гигантов". Начались злоупотребления для достижения результата и победы любой ценой. В обиходе появились допинги и запрещенные к применению наркотические вещества.
Началась эра коммерциализации спорта. Ряд фирм готовы любой ценой добиться права рекламы своего товара по телевидению и именоваться официальными поставщиками и спонсорами спортивных соревнований.
Появились различные категории спонсоров, как то: спонсоры-патроны, спонсоры по рекламе товаров, фирменных знаков, хронометража времени, табло и др.
Имеются несколько видов рекламы изделий, товаров, оборудования в ходе проведения или трансляции спортивных соревнований (на форме спортсменов, на спортивных снарядах, транспарантах, щитовой и напольной рекламе на стадионах, спортплощадках, в залах, на ринге и т.д.), а также в печатной продукции.
Телевизионные компании не скупятся на средства, чтобы заполучить права на телетрансляцию наиболее интересных крупнейших спортивных соревнований, в частности, Олимпийских игр, чемпионатов мира, разного рода Гран При и т.д. Для примера следует отметить, что общая сделка на право трансляции Игр столетия - Олимпиады в Атланте составила сумму в 900 миллионов американских долларов, в том числе американская компания Эн-Би-Си заключила сделку на сумму 456 миллионов долларов. Европейский союз телевидения - на сумму 250 миллионов долларов, японская телекомпания Эн-Эйч-Кей - на сумму 99,5 млн., долларов. В Барселоне в 1992 году было истрачено 635 млн. долларов (в том числе США - 401 млн., Европа - 130 млн., Япония - 62,5 млн. долларов США).
Динамика отражения спорта в средствах массовой информации рада стран Западной Европы
Телевидение и радио
Великобритания
Германия
Финляндия
Франция
1. Государственное телевидение
2. Государственное радиовещание
3. Частные телестанции
4. Частные радиостанции
5. Ежедневные спортивные новости
6. Спорторганизации, участвующие в планировании спортпрограмм
7. Доходные международные соревнования, идущие по телевидению
8. Наличие договоров телевидения и спорторганизаций по рекламе
xxxxрегулярноxx-
xxxx20 минут-ФутболОлимп. игрыФормула-1x
xxxx10-15 мин-Большинство соревнованийx
xxxx15 мин-ФутболФормула-1Регбиx
Спортивные новости в газетах
-отдельные виды
не все
отдельные виды
мало
-50%15%30%30%
-20%10%55%10%
x60%5%30%5%
1. Ежедневные спортгазеты
2. Международные спортновости
3. Большой спорт (по видам)
4. Национальный спорт по видам
5. Массовый спорт и отдых
Спонсорство
авто-мото-велогонки,футбол,регби,крикет,теннис
бадбинтон,сквош,боулинг,плавание
нет средств,
интереса,
транспаранты,щитовая,одежда, обувь
футбол,лыжный спорт,Формула-1,
гантболгребля,бадбинтон,гимнастика
нет интереса
хоккей
с шайбой,лыжи,футболплавание,бейсбол,фигурное
катание
футбол,гольф,велоспорт
Формула-1,дзюдо,бокс,борьба
одежда, обувьтовары
1. Основные спонсируемые виды спорта
2. Малоспонсируемые виды спорта
3. Причина отсутствия спонсоров
4. Типичные виды
рекламы/спонсорства
Вышеназванные телекомпании проникают в другие страны и континенты, передавая наиболее красочные и престижные соревнования, что зачастую не в состоянии сделать местные телестудии. До недавнего времени малые страны Европы пользовались преимуществами от долгосрочных контактов с Европейским союзом телевидения за передачу им прав вещания соревнований в собственных странах. Сейчас это положение сильно меняется.
Спортивные федерации и организаторы соревнований наряду с телекомпаниями также участвуют в дележе прибыли от телетрансляции и рекламы продукции фирм. Зрители же порой запоминают не столько сами соревнования, сколько названия фирм-спонсоров и выпускаемую ими продукцию.
Иногда в контрактах спортивные федерации дают организаторам соревнований право самим подыскивать телестудии, спонсоров, фирмы-рекламодатели, назначать время трансляции и рекламы. Правда, в том случае, если организаторы соревнований не в состоянии охватить все или часть данной работы сами, телестудии вправе продать рекламное время третьей стороне.
В ряде стран фирмы и компании, как частные, так и государственные, которые не являются производителями продукции или товаров, а также не имеют аудио-визуальных средств, но участвуют в рекламе чужих товаров, должны выделять соответствующие средства для поддержания своего имени, торговой марки, имиджа. Компании-патроны, участвующие в рекламе своей продукции (товаров), подвержены определенным ограничениям:
Ш они всецело полагаются на телевидение и не вправе требовать для себя особого времени,
Ш они обязаны в начале и конце рекламы указать свою эмблему (лого),
Ш они не должны упоминать о продаже, аренде или покупке своих товаров и услуг,
Ш они не могут рекламировать сигареты и алкогольные напитки.
Хочется отметить, что при правильной политике государства и разумном подходе коммерциализация спорта вполне допустима и возможна - при условии, если она не идет вразрез с истинными ценностями и интересами спорта и спортсменов.
Средства массовой информации должны не только гнаться за сенсацией и подавать что-то "жареное", но и стремиться на здоровой основе учить население этике, философии, гуманным ценностям спорта и физической культуры. Показывать спортивных кумиров как образец для подражания молодому поколению, если, конечно, спортсмены того заслуживают, не приукрашивая трудностей и лишений, которым зачастую спортсмены вынуждены себя подвергать.
Заключение
Движение - основное преимущество телерекламы, использующей мотивы спортивной пластики. Это объясняется природой человека - мы быстрее обращаем внимание на движущиеся объекты, чем на неподвижные. Кроме того, динамичные отношения между предметами воспринимаются значи-тельно быстрее, чем сами предметы.
Спортивная пластика позволяет демонстрировать товар в действии и на-глядно показывать его использование. Поэтому вызыва-ют недоумение поля «мертвых» товаров в некоторых об-разцах отечественной телерекламы. Не надо показывать десятки образцов модной одежды, застывшей на вешал-ках в магазине. Лучше показать три-четыре модели, но они должны быть на двигающихся людях, вступающих в отношения между собой и со зрителями.
Спортивная пластика, спортивное движение доступно и иллюстрациям в печатной рек-ламе. Человек устроен таким образом, что умеет домыс-ливать развитие остановленного мгновения. Фотографии или рисунки, демонстрирующие предмет рекламы в дей-ствии (в движении), возбуждают эту способность и обя-зательно привлекут внимание.
Список литературы
1. «Cosmopolitan» (русское издание). - Июнь. - 2000.
2. Гуськов С., Хуссам М. Телевидение и спортивная политика. // Спорт для всех. - № 3-4. - 1998.
3. Делл Д., Линда Т. Учебник о рекламе. - Мн.: ООО «СЛК», 1996.
4. История физической культуры и спорта. / Авт. колл. - В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
6. Матвеев Л.П. Спорт для всех и спорт не для всех. // Спорт для всех. - № 1-2. - 1999.
7. Мокшанцев Р. Психология рекламы: Учеб. пособие / Науч. ред. Удальцова М.В.. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
8. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
9. Сребницкая Д. Кабаеву выдали замуж за Бузникина. // Советский спорт. - №225. - 1 декабря 2000 г.
Страницы: 1, 2, 3