Рефераты. Возникноние восточных славян

Все это говорит о том, что полочан, как одного из древнерусских племен, по-видимому, никогда не существовало. В XI-XII вв. Так называли жителей Полоцка и его земли, точно так же ,как население Новгородской земли и Новгорода Великого называли новгородцами. «Слово о полку Игореве» говорит о курянах -жителях Курска. Эти термины относятся к новому ,территориальному делению русского населения, которое повсеместно стало вытеснять старое, племенное деление.

Интересно, что в древних летописных сводах, предшествующих «Повести временных лет», восстанавливаемых А.А.Шахматовым, полочане вовсе не фигурируют.

Вероятно, что именно составитель «Повести...», которая создавалась в Киеве, причислил жителей Полоцка-полочан-к числу северных древнерусских племен, допустив, таким образом, существенную ошибку.

Как известно, Н.П.Барсов - автор исторической географии, склонялся к мысли, что полочане являются «разветвлением кривичей, назвавшихся по имени реки Полоты».

Когда-то в VII в. на Волыни, по Бугу и в Северном Прикарпатье обитало древнее племенное объединение - дулебы. Они подвергались нападениям со стороны аваров, которые всячески «мучаху дулебы». Дулебы были известны и в последующие столетия. В летописи они упоминаются в последний раз в рассказе о походе Олега на Царьград в 907 г. Как участники этого похода. В начале X в. о дулебах было извествно в арабских странах. Масуды упоминают «племя, называемое дулаба, царь же их называется Ванд-Слава».

Н.П.Барсов полагал, что волыняне назывались по названию города Велыня или Волыня, а бужане - по названию Буга, но вернее от города Бужьска, как полочане от Полоцка, смоляне от Смоленска, куряне от Курска и т.п.

Проникнуть в тайны племен «Повести временных лет» не раз пыталась лингвистическая наука. Выше шла речь о том, что между диалектами восточнославянских языков и племен Начальной летописи намечаются какие-то связи.

Однако карта современных диалектов восточнославянских языков оказалась далеко не соответствующей карте летописных племен. За 800-900 лет, которые отделяют одну карту от другой, в среде восточного славянства произошли огромные изменения: возникли славянские нации, русская, украинская и белорусская, расширилась территория, занятая славянством, были поглощены славянами некоторые поволжские и ,вероятно, подонские неславянские племена ; не раз происходили значительные передвижения внутри самой восточнославянской массы. Поэтому исторические выводы лингвистики далеко еще не решают вопроса о летописных племенах, тем более, что они долгое время шли по путям, указанным индоевропейской теорией.

Диалекты восточнославянских языков восходят к трем основным группам: северной, средней и южной. Но распределение племен «Повести временных лет» среди этих групп вызывает в среде ученых значительные разногласия. По мнению А.И.Соболевского, первую группу составляли кривичи и новгородцы, вторую -дреговичи, вятичи, северяне и , по-видимому, поляне; к третьей группе им была отнесена юго-западная группа племен.

Некоторый свет на картину этнического состава древнего славянского населения Восточной Европы могла бы пролить, вероятно, антропологическая наука, если бы среди подавляющего большинства славянских племен не был распространен обряд сожжения умерших, доживший до X-XII вв. и лишивший, таким образом, антропологов необходимого им материала. Что же касается антропологических данных, относящихся к последующим столетиям - к XI-XIV , то на их основании представить картину древнего славянства пока что затруднительно. Следует лишь отметить, что антропологическая наука еще в конце XIX в. решительно протестовала против антропологического единства древнего славянства, указывая, что славяне сложились из целого ряда различных расовых типов. В настоящее время антропологическая наука дает еще более детальную классификацию восточного славянства XI-XIV вв., обещающую в дальнейшем дать некоторый материал и для изучения древних племен.

Как мы увидим ниже, многие из летописных племен прослеживаются по археологическим данным, начиная с IV-V вв., а может быть, и с III-IV вв. н.э. Поляне, северяне, кривичи, вятичи, славене и некоторые другие восточнославянские племена существовали задолго до возникновения антского объединения , часть их , а именно племена более южных областей, входила в его состав. По отношению к кривичам, вятичам, словенам, древлянам, дреговичам и т.д. было бы правильнее применять не термин «племена» , который , кстати сказать, летописью и не употребляется, а называть их « небольшими народностями» или «народцами». Таковыми они действительно и являлись - примитивными народностями или народцами, формирующимися на основе теряющих свою древнюю структуру мощных восточнославянских племенных конфедераций.

Словене и кривичи.

С прибалтийским регионом тесно связаны были два племенных объединения восточных славян - кривичи и словене новгородские. Первые занимали территорию, включающую верхние течения Днепра, Западной Двины и Волги, а также бассейн реки Великой, т.е. Смоленскую, Полоцкую и Псковскую земли. Словенам же принадлежал бассейн озера Ильмень - ядро Новгородской земли.

До последних веков I-го тысячелетия н.э. основным типом поселения у славян были селища. Позднее, Когда наряду с неукрепленными поселениями стали строиться городища и города, основная масса населения была по-прежнему сосредоточена на селищах. Располагались они обычно по берегам рек или озер на наиболее плодородных почвах.

В VI-VIII вв. в северной лесной полосе Восточной Европы у славян господствовали небольшие, порой недолговременные, что обусловлено еще заметно ролью подсечного земледелия.

Бурное развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к укреплению деревень. Судя по материалам археологии Смоленской земли в IX-XI вв. преобладали сельские поселения , состоящие из 7-10 дворов. Более значительные размеры имели селения, возникшие на торговых путях. Таковым, в частности, было Гнездовское селище, основанное в начале IX в. при впадении в Днепр р.Свинки, через которую осуществлялась связь между бассейнами Днепра и Балтийского моря. Около этого селища возник известный Гнездовский могильник, насчитывающий около 4-х тысяч курганов, - одно из крупнейших курганных кладбищ восточных славян. В XI-XIII вв. крупными поселениями были погосты-центры сельских общин.

Ранние городища в земле кривичей и словен появляются в VIII столетии. Таковы Изборское, Старо-Ладожское, Псковское, Камновское и др. Это были поселения ремесленников-кузнецов и камнерезов, ювелиров и косторезов, снабжавших своей продукцией окрестные деревни. Строились городища в местах концентрации населения. Вместе с тем их расположение на окраинах славянского ареала свидетельствует о том, что они выполняли и оборонительные функции.

Все ранние городища принадлежат простейшему мысовому типу. Сооружались они на возвышенных мысах при слиянии рек или соединении оврагов. С напольной стороны городища защищались валом и рвом. Раскопками Изборского городища установлено, что постройки на нем располагались в один-два ряда по периметру городища, а середина оставалась незастроенной. Площадь его 9500 кв.м. В VIII-IX вв., по-видимому, это был племенной центр одной из групп кривичей.

Начиная с XI в. имелись и частновладельческие городища - укрепленные усадьбы феодалов. На основе раскопок одного из них - городища Воищина на Смоленщине (упоминается в летописи в связи с событиями 1258 года) -удается восстановить облик северорусскиз замков.

Жилищами северной ветви славян были наземные срубные дома с деревянным тесаным полом и печью-каменкой в одном из углов. Изборские жилища имели размеры от 4х3,5 м до 6х4.5 м .Двускатные крыши домов покрывались соломой или досками. Судя по раскопкам в Новгороде и этнографическим материалам, жилые постройки обычно украшались резными досками и фигурками.

Ведущей отраслью хозяйства сельского населения было земледелие . Для его характеристики имеется значительная коллекция железных частей почвообрабатывающих орудий, серпов и кос, а также зерна культурных растений (ржи, ячменя, овса).

Древнейшими городами Северной Руси были Изборск, Ладога, Новгород, Полоцк и Смоленск. Судя по летописям, они существовали уже в IX в. В X-XI вв. летописи называют Псков, Витебск, Голотическ, Друтеск, Логожеск, Ршу и Юрьев.

Быт и верования Восточных славян

Для совершения языческих , празднеств и гаданий кривичи и словене сначала использовали холмы и рощи, а в VIII-X вв. сооружали для этих целей специальные святилища. Это были ровные площадки, устроенные на островках среди болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. Они имели округлое очертание и окольцовывались рвом или рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или каменные идолы. Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода.

Из русских летописей известно, что языческие боги изображались в виде людей. Об облике этих изображений дают представление дошедшие до нас скульптурные каменные идолы. Это погрудные фигуры человека высотой 0,6-0,8 м. Большинство идолов, в том числе новгородский и себежский, высечены из гранита.

Погребальными памятниками кривечей VI - IX вв. являются длинные курганы. Это невысокие валообразные насыпи длиной от 10-12 до 100 и более метров, расположенные, как правило, в общих могильниках с полусферическими курганами IX-XII вв. Как и у всех славян, у кривичей в это время господствовал обряд телосожжения.

Одежда и украшения сгорали в погребальных кострах. Только в единичных захоронениях встречены сплавленные стеклянные бусы, слитки стекла и остатки бронзовых предметов.

Погребальными сооружениями новгородских словен в VI-IX вв. были сопки - крутобокие насыпи высотой 2-10 м. И с округлым основанием, обставленным кольцом из валунов. и уплощенной вершиной. Количество захоронений в сопках исчислялось десятками.

Полусферические курганы сооружались славянами до XIII -XIV вв.В конце X-начале XI вв. обряд кремации вытесняется захоронениями.Поскольку умершие погребались в своих лучших нарядах, то по вещам из курганов реконструируются детали одежды и урашений. Полностью сохранившейся одежды в курганах пока не найдено, но фрагментные остатки ее встречены многократно. На их основе и по изображениям

XI-XVI вв.можно составить представление об одежде сельского населения Северной Руси X-XI вв.

Одной из основных частей одежды были сорочицы - мужские и женские рубашки из льняной беленой ткани. Ворот и подол мужской сорочицы, которую не заправляли в штаны, а носили навыпуск, украшались каймой вышивки или узором тканья. Рубашка всегда подпоясывалась. Пояса были шерстяные (плетеные или тканые) и кожаные, с пряжкой , а иногда и с набором различных металлических бляшек, орнаментированных рельефным узором. Женские сорочицы отличалась более яркими украшениями. Мужские штаны шились из прямых полотнищ холста. Набедренной женской одеждой была распашная плахта из шерстяной или клетчатой полушерстяной ткани . Женский головной убор в виде шапочки или венка изготавливался из бересты или ткани. Он часто урашался металлическими или стеклянными изделиями. Так, в ряде курганов Смоленщины найдены оловянные круглые и ромбические бляшки, покрывавшие, как чешуйка, берестяную основу головного убора. На некоторые головные венки были нашиты стеклянные или сердоликовые бусы и пронизки. В еденичных случаях встречены головные венчики из парчовой ткани. Изредка венчики делались из тонкой металлической полосы. Обувью служили мягкие кожаные туфли или лапти, сплетенные из лыка.

Излюбленным украшением были ожерелья из бус и привесок. В кривичских ожерельях преобладали стеклянные позолоченные бусы цилиндрической или бочонкообразной форм, в Новгородской земле - хрустальные многогранные. Металлические украшения являются прекрасным материалом для характеристики прикладного искусства, поскольку вышитые ткани и расшитые кожи до нас не дошли. К сожалению, до нас дошли только немногие кривичско-словенские изделия этого времени. На городищах Камно и Изборска найдены каменные литейные формочки, служившие для изготовления привесок.

Заключение.

До возникновения государства Русь на территории Восточной Европы не существовало устойчивых государственных образований. Возникновение государствености у славян относится к эпохе раннего средневекоья.

Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX-X вв. В начале IX в.сфоррмировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве, другим - объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз.Ильмень. В середине IX в. ( по летописи, в 862 г.) в него был приглашен на княжение выходец из скандинавии Рюрик. По-видимому, его призвали для того,чтобы иметь противовес в брьбе с набегами шведских викингов, и для преодоления острых внутренних противоречий, объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.

Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами, в которой важную, а порой и решающую роль играли политико-идеалогические соображения. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является «скандинавская » версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников.

В IX-X вв. киевские князья постепенно подчиняли себе восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе военно-служилая знать - дружина киевских князей. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X в. Структура государства оформилась при князе Владимире. С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием политической и культурной жизни Руси. Сам акт принятия христианства Владимиром был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии.

Дата крещения Руси - 988-990 гг., точная хронология остается предметом дискуссий .Новая религия стала распространяться по всей Руси частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Православное духовенство на Руси было на первых порах греческим .Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше.

Принятие христианства не только оказало влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей.

Таким образом, у восточных славян сформировалось устойчивое христианское государство - Киевская Русь, бывшее крупнейшей державой Восточной Европы.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.