Несмотря на то, что Кологривское земство, по мнению Л.Сизинцевой «было самым неповоротливым, консервативным, а его гласные - самыми неуступчивыми и скаредными», (60) все же оно было в состоянии решить многие проблемы: от образования до строительства дорог и прокладывания телеграфных линий. Кроме того, в Парфентьево, хоть и с опозданием, приходили все новшества из больших городов.
Среди выдающихся людей Парфентьева стоит выделить писателя-этнографа С.В.Максимова, родившегося здесь в 1831 г. в семье почтмейстера. (61) В этой настоящей костромской глуши Сережа Максимов провел детство. Часто предоставленный самому себе, он играл с крестьянскими ребятишками и не понаслышке знал о сельских заботах, сельских традициях и обычаях. Здесь он учился в Парфеньевском народном училище, потом два года -- в Кологривском уездном училище. В 1842 году Максимов поступил в Костромскую гимназию, которую через восемь лет успешно закончил. Он мечтал о филологическом факультете, но занятия литературой доходными никогда не были, а в то время модными стали естественные науки, и потому Максимов оказался в Московском университете на факультете медицины. Но мечта о филологии не исчезла, и потому молодой студент времени зря не терял -- стал сотрудничать с журналом «Москвитянин». После двух лет учебы в Москве Максимов переехал в Петербург, не оставляя надежды поступить на филологический факультет уже Петербургского университета. Но судьба опять распорядилась иначе: он стал слушателем медико-хирургической академии. Попутно, «в подспорье к скудным средствам существования», он начал работу в «Справочном энциклопедическом словаре» Старчевского. В 23 года Максимов наладил связи с журналом «Библиотека для чтения», где были опубликованы его первые очерки -- в основном они были написаны по воспоминаниям детских лет о жителях родного Парфеньева. Сборник «Лесная глушь» -- по впечатлениям путешествия по Владимирской губернии, «Год на Севере» -- о путешествии на русский Север, организованном морским ведомством. Географическое общество за эту книгу удостоило писателя золотой медали. (62) Побывал С.В.Максимов и на Амуре, писал очерки о ссыльных и заключенных. Он знал многих людей -- старообрядцев, нищих, бродяг. А в свои последние годы по заданию князя Тенишева занялся изучением жизни родной губернии, костромских крестьян.
В посаде Парфентьеве существовало огромное количество традиций. Одна из них - это плачи по призванным на военную службу. Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. Сбором плачей в 1879-х гг. занимался Ф.Д.Нефедов. Он записывал причитания во всем Кологривском уезде. (63)
2.3 История села Парфеньево в 20 в.
В начале 20 в. в Парфеньеве продолжает развиваться образование и медицина. В 1907 г. больницу Парфеньева признали межуездной в связи с тем, что там лечились жители Галичского и Чухломского уездов. Это привело к тому, что в больнице учредили должность второго врача и решили устроить родильный приют. Кроме того, повсеместно открывались новые медицинские участки, что облегчило работу парфеньевских врачей с уменьшением числа больных. В 1916 г. был составлен проект новой больницы, т.к. прежняя уже не отвечала современным требованиям. (64)
В селе Парфеньево существовало огромное количество традиций, которые до сих пор помнят старожилы. В святки жители Парфеньево любили гадать. Как вспоминает А.Воронина, в этот день обычно «завораживались на перекрестке дорог». (72) В центр вставал тот, кто хотел заворожиться, т.е. узнать свою судьбу. Его три раза обходили кругом со сковородником. Им чертили круг, приговаривая: «Чертово место, чертов крест!» Завораживали в левую сторону, а развораживали в правую: «Богово место, богов крест!» Завораживал обычно кто-нибудь один, а остальные разбегались в разные стороны и слушали, кто что услышит. По услышанному пытались предсказать свое будущее.
Рокотянская Н., всю свою жизнь прожившая в селе, утверждает, что все праздники проводились очень весело. Вечеринки в святки были с песнями и плясками, уходя по домам старались подслушать под окнами, кого сватают. Зимние вечера молодежь коротала за долгими беседами, осенью устраивали вечеринки, летом ходили от одного конца улицы до другого. Впереди шли девушки и пели песни, а за ними шагали парни с гармонью и балалайкой. Молодежь любила летом долго сидеть на берегу реки. (73)
Платья и сарафаны обычно шили сами, или покупали, кто мог. Носили шести-восьми клинки и широкие юбки. Во время пасхи пекли особый пирог Пасха, его украшали крашеным пшеном и искусственными цветочками, втыкая их в тесто.
Перед тем, как кого-то забирали в армию, собирали молодежь, родных и соседей на вечеринку. Всех угощали, пели «Последний нонешний денечек». Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. (74)
Свадьбы справляли осенью после уборки урожая. На свадьбу невесте всегда выносили елочку, наряженную лентами и цветами, на поднос бросали деньги. Считалось, что это приносит удачу молодоженам. Невеста была одета в белое или розовое платье, на голову одевали венок или цветочки. На следующий день жениха и невесту будили наряженки, невеста одевалась в другой наряд, днем катались на лошадях, тоже украшенных лентами. Песни обычно пели такие как «Хасбулат удалой», «Имел бы я златые горы», «Во субботний день ненастный, нельзя в поле работать» и др. песни. (75)
Характерной особенностью современного села Парфеньево является отсутствие больших промышленных предприятий. Главными достопримечательностями села являются храмы на Соборной горе, музей писателя-этнографа С.В.Максимова, а так же Парфеньевский литературно-художественный музей. Картинная галерея является филиалом Костромского государственного объединенного художественного музея. Она была основана в 1967 г. и открыта 27 июня того же года. Музей занимает двухэтажное деревянное здание, выстроенное в 1972 г. Общая площадь - 457 кв.м; экспозиционная - 385 кв.м; фондовая - 35 кв.м. Общее количество единиц хранения - 2672, в том числе: живопись - 849; графика - 281; скульптура - 92; декоративно- прикладное искусство - 29; нумизматика - 712; быт и этнография - 284; фотографии - 112; документы - 63; прочее - 250. Музей основан художником и краснодеревщиком П.Н.Уховым, в собрании 240 его работ. В коллекции - произведения художников Москвы и Парфеньева: живопись Н.Анатольева, А.Аронова, А. и Н.Белых, Н.Грошева, А.Иванова, И.Крылова, М.Кончаловского, И.Лукомского, С.Маковея, А.Мариева, Е.Расторгуева, Е.Фимкина, Г.Смирнова, А.Соловьева, В.Стожарова, В.Федорова, В.Хохрина, М.Шиновского, Н.Шлейна, Н.Шувалова; графика М.Зуенкова, И.Айзенштадта, Е.Ведерникова, В.Ветрогонского, М.Райской, К.Сарафановой-Легат. Представлены самодеятельные художники Д.Белоруков, Б.Смирнов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6