Рефераты. История города Владимира

16

светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ров-ные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особен-ностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но веду-щими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифи-ческих грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.

Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором си-дит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изоб-ражениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший закон-ченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества -- Рождественского собора в Суздале и Георгиевского -- в Юрьев-Польском.

Успенский собор Княгинина монастыря.

(пос. Воровского)

Успенский собор расположен в северо-западной части Влади-мира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, по-стройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III -- Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричь-ся в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сло-жен из тонкого плиткообразного кирпича -- плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обсто-ятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько

17

раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924-- 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восста-новлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памят-ник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959--60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руковод-ством и по проекту архитектора И. А. Столетова.

Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647--1648 гг. рабо-ты московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым ко-лоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противо-положные группы -- праведников и грешников. В группе правед-ников -- она направляется в рай -- вместе со святителями, про-роками, мучениками изображаются князья и цари. Для представи-телей простого народа «недостает места». Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собо-ра все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867--69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецо-вым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окон-чания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.

Успенский собор был местом захоронения владимирских кня-гинь и княжен. В XIII веке здесь были погребены обе супруги Всеволода III -- Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Алек-сандра Ярославича Невского -- Александра Брячеславовна -- и их дочь смоленская княгиня Евдокия.

Княгинин монастырь принадлежал в XVI--XVII вв. к числу крупных феодалов. Его владения славились богатством, а эксплуа-тация жестокостью.

Рождественский монастырь.

(ул. III Интернационала, 70)

К востоку от Дмитриевского собора высится мощная кирпич-ная стена с бойницами (1729 г.) -- Рождественский монастырь, со-зданный в 90-х годах XII века и считавшийся

18

монастыря ста-вились местные епископы. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон - один из авторов известного памятника древнерус-ской литературы начала XIII века «Киево-Печерского патерика». Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукопис-ная летопись, известная под названием Лаврентиевской.

23 ноября 1263 года в главном монастырском храме (он перестроен в середине XIX века) был похоронен выдающийся полко-водец Александр Ярославич Невский. В течение последних одиннадцати лет жизни он был Великим владимирским князем. При нем в 1262 году во Владимире, Суздале и других городах вспыхнули народные восстания. Горожане избили и изгнали татарских численцев и баскаков, собиравших дань и нещадно грабивших народ. Надо было ждать от монголо-татар жестокой расправы. Чтобы предотвратить новое разорение Владимира, Александр Яро-славич отправился в Золотую Орду на поклон к хану. Цель была достигнута, но сам Александр Ярославич на пути во Владимир за-болел и умер в Городце на Волге.

Полагают, что именно при Рождественском монастыре была создана первая во Владимире цифирная школа, открытая в фев-рале 1722 года. Единственным учителем в ней был Алексей Маметьев, присланный во Владимир из Морской академии, а учащи-мися -- семь мальчиков.

В 1744 году с учреждением Владимирской епархии Рождест-венский монастырь был упразднен и превращен в архиерейский дом.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК XVIII ВЕКА

Здание бывших губернских присутственных мест

(ул. III Интернационала, 58)

За сквером Липки возвышается трехэтажное каменное зда-ние - памятник архитектуры XVIII века - бывшие присутствен-ные места. Это вытянутое в плане сооружение, фасад которого украшен в центре и по флангам портиками пилястр. Своеобразны его интерьеры. Все три этажа имеют длинные коридоры, перекры-тые сводами.

Присутственные места были построены в 1783--1785 гг. после учреждения губернии и превращения города в ее административ-ный центр. В здании сосредоточивался губернский управленческий аппарат.

19

В 1886 году здесь проходил суд над участниками знаменитой Морозовской стачки, вспыхнувшей в Покровском уезде. Стачка впервые в истории русского рабочего движения закончилась победой текстильщиков: царское правительство вынуждено было при-нять «закон о штрафах», ограничивавший произвол фабрикантов. В настоящее время в здании находятся отделы и управления исполкома областного Совета.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК НАЧАЛА XIX ВЕКА Здание бывшего дворянского собрания

(ул. III Интернационала, 33)

Здание бывшего дворянского собрания находится на площади Свободы. Оно построено в классическом стиле в 1826 году и отли-чается красивыми пропорциями, стройным портиком из классиче-ских парных колонн ионического стиля, завершенных легким фронтоном. Роскошный вестибюль с колоннадой и расходящимися маршами лестниц ведет на второй этаж здания.

В октябре 1905 года в этом здании на митинге выступал со-циал-демократ, известный потом публицист П. И. Лебедев-Полян-ский. 25 июня 1927 года в здании бывшего дворянского собрания выступал В. Маяковский.

В настоящее время здание отдано под Дом офицеров.

ЗДАНИЕ ШКОЛЫ № 23 Бывшая мужская гимназия

К бывшему дворянскому собранию примыкает, продолжая его, здание бывшей мужской гимназии с шестиколонным портиком, построенное в 1841 году. Здесь учились выдающийся ученый-физик А. Г. Столетов, его брат генерал Н. Г. Столетов, коммунист, комиссар Чапаевской дивизии П. С. Батурин, академики Ф. П. Саваренский и А. А. Благонравов. Сейчас в здании разме-щена средняя школа № 23.

20

Приобретения и утраты

Мрачные события

Самая страшная страница истории города связана с мрачными временами татар-ского нашествия. Владимир не выдержал осады и пал.

Взятие Владимира татарами замедлило его развитие, население города сократилось, пришли в негодность его оборонительные сооружения. Еще одно постоянное бедствие -- это пожары, страшный бич древнерусских го-родов. Вот краткое перечисление пожаров:

1185 г. -- сгорел почти весь город и 32 церкви;

1192 г. -- сгорела половина города и 14 церквей;

1199 г. -- сгорела половина города и 16 церквей;

1213 г.-- сгорело 200 дворов в городе и 4 церкви (Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Ильинская, Евпатьевская);

1227 г. -- сгорело 14 церквей, двор и церковь Константина;

1491 г. -- сгорело 22 церкви (9 в городе и 13 в посаде).

Не менее, чем от пожаров, город страдал от нашествия врагов:

1238 г. -- разграблен и сожжен татарами весь город;

1285 г. -- князь Андрей Александрович с татарами сожгли город;

1293 г. --- взятие Владимира Дедюней -- город разграблен и сожжен;

1382 г. -- очередное нашествие татар -- город разграблен и сожжен;

1411 г. -- взятие Владимира царевичами Талычем совместно с нижего-родским князем Данилой Борисовичем и боярином Семеном Карамышевым -- был сожжен город и много церквей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.