Рефераты. Формирование болгарской народности

Глава 2. Ассимиляционное взаимодействие болгар

со славянским компонентом

Территория южнее нижнего Дуная к этому времени была довольно прочно освоена славянами. Они начали проникать на Балканы еще в конце V века. Во второй половине VI века их нашествия участились и они начали оседать на правом побережье Дуная. Вскоре после этого многочисленные славянские племена заселили территории фракийцев и начали их ассимилировать. У фракийцев вышел из употребления их родной язык, а также и латинский язык, которым они долгое время пользовались.

Славяне не принимали участия в военных действиях на стороне Византии, не помогали и болгарским ордам в сражениях против нее.

Славянское население Западного Причерноморья, очевидно, еще не создало военно-политического образования, которое могло бы выступить против войска Аспаруха как единая самостоятельная сила. Отдельные племенные формирования славян были неспособны противостоять военизированной болгарской орде. Петров П. Указ. соч. С. 44. Подчинение славян Аспаруху обошлось, очевидно, без столкновений. Аспарух переселил славянское племя северов на юг, к приморскому проходу; они должны были препятствовать вторжениям византийцев.

Существовавшее до прихода болгар славянское объединение "Семь родов" Там же. Аспарух, став повелителем славян, расформировал, переселив часть населения на запад для защиты от Аварского каганата. Некоторые славянские формирования сами признали верховную власть Аспаруха. Протоболгары (этим термином в историко-археологической литературе называются болгары-тюрки для различения от болгар-славян) на первом этапе устроили свои станы в районе Плиски - Шумена.

Карты протоболгарских и славянских могильных памятников, составленные У. Фидлером, свидетельствуют, что славянское население было в значительной степени действительно переселено из Мисии и Малой Скифии к югу в порубежные земли с Византией и северо-западу к границам с Аварским каганатом. Лишь кое-где в землях, примыкающих к Дунаю, протоболгары сразу же расселились вперемежку со славянами.

Уже в 680 г. власть Аспаруха распространялась на обширные пространства Западного Причерноморья от Черного моря до долины р. Тимок, основным населения которого оставались славяне. В 680 - 681 гг. протоболгары совершили походы на земли Византийской империи к югу от Балкан. Это вынудило императора заключить мирный договор с Аспарухом с выплатой ему ежегодной дани. Время Аспаруха - начало государственного образования "Болгария".

Это было крепнущее военно-политическое объединение, высшая власть в котором принадлежала пришлому кочевому тюркоязычному племени, а подчиненное земледельческое население составляли славяне. В окраинных регионах последние сохранили свои подвластные хану этносоциальные организмы, именуемые Славиниями. Управлялись они князьями, которые также возглавляли подчиненные им отряды славянских ополченцев. Эти отряды участвовали в военных операциях хана, им была поручена охрана границы государства. На первых порах Болгария была обычным полукочевым государством.

Во главе его стоял связанный со своим родом и знатью хан, которому были подвластны как другие протоболгарские роды, так и все славянское население, в той или иной степени оформленное в Славинии. Это была своеобразная федерация, ядро которой составляли протоболгары, а периферию - зависимое славянское население, по численности заметно превосходившее болгар-тюрок. Государственным в формирующейся державе стал тюркский язык.
Около полутора столетий (примерно до 30-х годов IX в.) Болгарское государство сохраняло некоторые особенности, унаследованные от предшествующей эпохи родо-племенного строя. Институты власти протоболгар восходили к военно-политической системе кочевого скотоводческого народа. Вместе с тем, несомненен административный дуализм: Славинии выплачивали дань центральной власти и несли военную службу. Одним из первых мероприятий Аспаруха стало строительство ставки-резиденции. Она была основана на месте славянского селища Плиски и создавалась по кочевнической традиции. В плане столица государства имела форму двух концентрических трапеций. Общая площадь ее достигала 23 кв. км. Центральная часть отводилась ставке хана, а периферийная предназначалась для шатров сородичей и для стад скота. Окружал резиденцию глубокий и широкий ров, общая длина которого составляла около 21 км (западная и восточная стороны по 7 км, северная и южная - соответственно около 4 и 3 км). Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода… С. 9.

Почти в центре этого укрепленного лагеря была устроена крепость, опоясанная массивной каменной стеной. Длина ее по периметру составляла около 3 км. Крепость была сооружена из огромных известняковых блоков. Такая кладка применялась и при строительстве зданий внутри крепости. В некоторых постройках использована и кирпичная кладка. Были построены также баня, бассейны и цистерны для воды. Дворец хана и соседние административные здания ярко выделялись на фоне кочевнических юрт.

Каменные сооружения в Плиске безусловно были воздвигнуты не протоболгарами. Монументальная архитектура была чужда их быту. Строительство ханского дворца, бань, цистерн и бассейнов велось квалифицированными мастерами. Корни его идут в Византию. Строителями каменной крепости и дворцовых зданий, очевидно, были византийцы и, может быть, славяне. Следы пребывания здесь последних зафиксированы археологически. Там же.

Кроме ханской ставки в окрестностях Плиски археологами исследовались еще два крупных селения протоболгар. Следы протоболгарских станов обнаружены и в других районах Малой Скифии. Жилищами протоболгар были юртообразные постройки. Одна из них исследована раскопками в Блашково в округе Варны. В плане она имела овально-подчетырехугольные очертания свыше 4 м в поперечнике с прирезкой для входа. Пол жилища был опущен в грунт на 30 см.

По периметру котлована прослежено свыше четырех десятков ямок от кольев, составлявших каркас юрты. В срединной части ее имелся ямный очаг. Подобные жилища-юрты овальной формы исследовались еще на двух раннеболгарских поселениях - около Кладенци в Толбухин-ском округе, в Стермен близ г. Бяла, Нова Черна в Силистренском округе. На 261 поселении у с. Река Девня найдена глиняная модель юртообразного жилища. Исторические источники свидетельствуют, что и внутри Болгарского государства, и за его пределами вплоть до начала IX в. в составе населения отчетливо различались два основных этноса. Они были разными и по хозяйственно-культурному типу, и по социально-общественной структуре. Их культурное различие отчетливо проявляется в погребальных памятниках. Могильные древности славян рассматриваемого периода эволюционировали из предшествующих.

По-прежнему широко был распространен обряд кремации умерших с последующим захоронением остатков трупосожжений в грунтовых могильниках. Встречаются в этих некрополях и трупоположения, но они немногочисленны. Среди трупосожжений есть безурновые и урновые, последние иногда имели покрытия. Эта деталь обрядности, по всей вероятности, была воспринята славянами Балканского полуострова от местного фракийско-романского населения. Основная масса захоронений лишена вещевых находок.
Между остатками трупосожжений встречаются кальцинированные кости животных. Как считают исследователи этих древностей, это - остатки жертвенного мяса, брошенного в погребальный костер. Одним из характернейших погребальных памятников протоболгар является могильник близ Нови Пазар, датируемый концом VIII и началом IX в. В нем открыты трупоположения, ориентированные Северо-северо-восток - Юго-юго-запад. В одной из могил рядом с мужчиной был погребен конь. Захоронения сопровождались обильным и разнообразным вещевым инвентарем.
Это костяные накладки лука, сабля и другие предметы, а также горшки с яйцевидным туловом и кувшины. Аналогичные могильники открыты и в других местах. О протоболгарской принадлежности их свидетельствуют ориентировка трупопо-ложений, наличие коня и вещевые материалы. К протоболгарам У. Фидлер относит и некоторые биритуальные могильники. Исследователь полагает, что захоронения по обряду ингумации в таких некрополях принадлежат преимущественно протоболгарам. Для этих могил типичны ниши.
Сверху над скелетными захоронениями обычно клались камни, что объясняется исследователями боязнью вампиризма умерших. Номадские элементы в трупо-положениях проступают весьма отчетливо. Антропологические изыскания подтверждают это: черепа из захоронений несут некоторые монголоидные особенности. Среди захоронений по обряду кремации биритуальных некрополей доминируют безурновые.

Остатки жертвенного мяса свойственны как для сожжений, так и для трупоположений, но в последних находки их (кости коня, коровы и овцы) обычны, а в трупосожжениях встречаются далеко не всегда. У.Фидлер считает, что захоронения по обряду кремации в таких могильниках могли принадлежать и протоболгарам, и славянам, но дифференцировать их не представляется возможным.
К смешанным в этническом отношении памятникам У.Фидлер причисляет также некрополь Истрия-Капул Винлор, в котором было раскопано 55 трупоположений (многие из них имели ниши) и 197 погребений по обряду кремации умерших. К подобным памятникам принадлежит и могильник в Султана и некоторые другие. Процесс сближения протоболгар и славян носил естественно-исторический характер.

В новых естественно-географических и культурно-исторических условиях, в которых оказались протоболгары в Западном Причерноморье, сохранение ими кочевого хозяйственного уклада оказалось бесперспективным. В этом регионе не было обширных степных пространств. Свободные перегоны скота были ограниченными, поскольку значительные площади удобных земель были освоены земледельческим населением. Проживая в тесном общении со славянами, протоболгары стали переходить к 262 оседлому образу жизни.

Проживание славянского населения и протоболгар на одних поселениях и использование одних могильников для захоронений умерших свидетельствуют не только о территориальном смешении, но и о начавшемся процессе метисации. Протоболгарский этнос перенимал у славян не только атрибуты земледельческого уклада, но и многие элементы быта и духовной жизни.

По сравнению со славянским населением численность протоболгар была незначительной, а по мере расширения Болгарского государства за счет присоединения новых славянских земель доля протоболгарского этноса постоянно уменьшалась. Его представители оказались рассеянными на широкой территории, и славянская среда все более и более активно поглощала отдельные группы протоболгар. Со временем погребений, которые можно более или менее уверенно связывать с болгарами-тюрками, становится все меньше и меньше.
Славянам-земледельцам при их численном преобладании не было нужно осваивать тюркский язык. Непосредственными их администраторами были старейшины, жупаны и князья из славянской среды. Во главе воинских формирований, состоявших из славян, стояли военачальники-славяне. Поэтому проникновение тюркского элемента в славянские диалекты было весьма незначительным.
Славянами был усвоен лишь минимум прото-болгарских слов, касающихся в основном титулатуры должностных лиц, некоторые воинские термины, наименования специфически протоболгарских бытовых вещей, слов, выражавших основы счета и понятия времени. На территории единого государственного образования в условиях совместного проживания славян и протоболгар и их тесного взаимодействия начиная с рубежа VIII и IX вв., а в основном в IX столетии формируется единая археологическая культура.

Ядром ее стали земли Западного Причерноморья между поречьем Дуная и Балканскими горами. Отсюда эта культура быстро распространилась и на левый берег нижнего Дуная, и севернее вплоть до Прутско-Днестровского междуречья. Расцвет ее падает на период с IX по начало XI в.

Элементы славянизации протоболгар выявляются уже в конце VIII в. Тюркские надписи этого времени при передаче антропонимов, топонимов и должностной номенклатуры, как показал В. Бешевлиев, обнаруживают славянское языковое влияние. В этих надписях первой четверти IX в. славянские подданные хана еще отличаются от болгар-тюрок. Но позднее термин болгары стал ассоциироваться со всем населением Болгарского государства. В отличие от предшествующего периода болгарский хан Крум (803 - 814 гг.) в изданных им законоположениях уже не делал никаких различий по этническому признаку. В составе администрации Болгарского государства уже присутствовали славяне, и роль их постепенно возрастала.

Так, при Круме послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных хана находились лица со славянскими именами. В середине IX в. существенные этнические различия среди основной массы населения Болгарского государства уже не усматриваются. Если прежде византийские авторы употребляли термин болгары в двух значениях (им обозначались и протоболгары, и население Болгарского государства), то с середины IX в. он стал однозначным (все население Болгарии без вычленения болгар-тюрок). Там же. С этого времени можно говорить о начальном этапе становления болгарской народности как одного из этноязыковых образований славянства. Славянский язык вскоре становится государственным языком Болгарии.

Вместе с тем, остается несомненным, что в среде складывающейся славянской народности некоторое время продолжали сохраняться небольшие островки тюркоязычных протоболгар.

Глава 3. Фракийский компонент

Вопрос о роли фракийского этнического компонента в этногенезе болгарского этноса остается не вполне ясным. Одни исследователи полагают, что фракийское население Балканского полуострова в те столетия, когда эти земли входили в состав Римской империи, было романизировано и не сохранилось к началу средневековья.

Однако топонимические материалы свидетельствуют все же о сохранении редкого фракийского населения, преимущественно в горных местностях Мисии, где они и контактировали со славянами. В этой связи высказывается предположение о том, что фракийцы в процессе славянского расселения были вытеснены с удобных земель. Следы воздействия фракийской культуры на славян выявляются не в археологических данных, а в материалах этнографии (в элементах праздничных обрядов, свадебных и похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и украшений) и некоторых фольклорных особенностях.

Это послужило основанием для утверждений о значительном участии местного фракийского населения в этногенезе болгарской народности. Согласно исследованиям болгарского лингвиста Б. Симеонова, в лексике болгарского языка имеется много слов, воспринятых от фракийского субстрата.

Исследователь полагает, что в римское время фракийское население Балканского полуострова не было окончательно романизировано. Здесь получила распространение не латинская речь, а сформировался фракийско-латинский язык; с этим-то населением и встретились славяне. Следовательно, таким образом, фракийский этнос, его язык и культура стали компонентами формирующейся болгарской народности. Седов В. В. Указ. соч. С. 594 - 605.

По-видимому, активное славяно-фракийское взаимодействие относится в основном к периоду первоначального освоения славянами балканских земель, который весьма слабо представлен археологическими материалами. Допустимо также предположение о контактах славян с остатками фракийцев в горных местностях, откуда смешанное славяно-фракийское население могло расселяться в равнинных землях по мере стабилизации жизни в Первом Болгарском государстве.

Глава 4. Роль религиозного фактора в консолидации болгарской народности

Мощным импульсом в становлении и укреплении болгарского этноса стало принятие христианства. Сохранение двух видов языческой религии - славянской и протоболгарской - препятствовало оформлению единства духовной жизни складывающейся болгарской народности. О формирование этнического самосознания болгарской народности в V - Х вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49 - 82. Для укрепления болгарской державы и формирования единой болгарской народности пришлось преодолевать этнические различия между группами, населяющими Болгарию - праболгарами, славянами, фракийцами и др. Кроме того, для приобщения государства к европейской христианской культуре было необходимо утвердить христианство официальной религией.

В 864 г. византийская армия вторглась в пределы Болгарии, и болгары во главе с ханом Борисом (852-889 гг.) под давлением Византии приняли христианство. Попытка протоболгарской знати помешать принятию новой религии была пресечена самым решительным образом. Христианство укрепило центральную власть Болгарского государства и сыграло заметную роль в завершении ассимиляционного процесса, то есть в слиянии протоболгар со славянами.

Болгарская держава превратилась в одну из крупных европейских монархий, и имеются все основания говорить о завершении к началу Х в. процесса становления болгарской народности, славянской по языку, своему облику и культуре. В правление Симеона (893 - 927 гг.) официальным для Болгарского государства становится славянский язык, все делопроизводство велось уже на славянском языке. Краткая история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М., 1987. С. 87.

В те же годы совершился переход к церковнослужению на славянском языке. Столица государства была перенесена из Плиски, связанной с протоболгарскими традициями, в Преслав, который стараниями царя Симеона существенно перестраивается и преображается. Возводятся новые оборонительные стены, белокаменный государев дворец расширяется, за его пределами строятся многочисленные жилища, а в окрестных долинах и предгорьях - монастыри и усадьбы феодалов. IX столетие было периодом становления раннесредневековых болгарских городов как торгово-ремесленных центров. Там же. С. 88.

Заключение

Первый период формирования болгарской народности связан со взаимодействием и метисацией более значительного по численности славянского этноса с протоболгарами и какими-то остатками древнего местного населения (фракийцами).

Становление этой народности, прежде всего, было процессом этногенетическим. Протоболгары, многократно уступавшие по своей численности славянскому и автохтонному населению и вынужденные приспосабливаться к новому хозяйственно-культурному укладу жизни, оказались ассимилированными. Весь уклад жизни и быта протоболгар претерпевал коренные изменения и становился одинаковым со славянским. Создавалась новая этническая общность.
Термин «болгары» из узко племенного (то есть этнонима тюркского племени) в условиях территориального смешения славянского и протоболгарского этносов стал обозначать всех подданных Болгарского государства, а с формированием единой народности, славянской по своей основе и языку, превратился в самоназвание новой этнической общности.

Ареалом становления болгарской народности была в основном область взаимодействия славянского и протоболгарского этносов, которая соответствовала лишь территории Болгарского государства на первом этапе его истории. В дальнейшем государственные границы многократно изменялись, не оказывая существенного влияния на формирование и эволюцию болгарской народности.

Список источников и литературы

1. Ангелов Д. Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского государства // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 5 - 9.

2. Ангелов Д. Формирование болгарской народности. Ее развитие в эпоху средневековья (IX - XIV вв.). София, 1978.

3. История южных и западных славян. В 2-х томах. М., 1998.

4. Краткая история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М., 1987.

5. О формирование этнического самосознания болгарской народности в V - Х вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49 - 82.

6. Петров П. Военно-политические союзы болгарских славян в VII в. // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С. 44 - 49.

7. Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994.

8. Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002.

9. Седов В. В. Этногенез ранних славян // Вестник Российской академии наук. Т. 73. №7 (2003). С. 594 - 605.

10. Шабашов А. В., Шабашова М. Н. Этнонимия и антропонимия праболгар в связи с реконструкцией их ранней истории // Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. Киев, 2002. С. 272 - 275.

Примечания

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.