Рефераты. Духовная культура адыгов

Духовная культура адыгов

42

Содержание

Введение

Глава 1.Устное народное творчество.

1.1. Адыгский нартский эпос - выдающийся памятник духовной культуры народа

Глава 2. Мифология адыгов

Глава 3. Развитие языка и письменности у адыгов в XVII - XIXвв.

3.1. История становления адыгейского языка

3.2. Развитие письменности

3.3. У истоков адыгской словесности

Заключение

Литература

Введение

Проблема культуры межнациональных отношений всегда стоит остро перед каждой многонациональной страной, а в нашей стране эта проблема стоит сейчас еще острее, чем про-блема экономики. За годы, так называемой, «дружбы народов» и «полного интернационализма», в каждом народе подавля-лось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что склады-валось веками и что было присуще только данному народу.

«Мой адрес не дом и не улица,

Мой адрес -- Советский Союз» -- пели дружно все на-роды большой страны, теряя при этом свое национальное са-мосознание, свою исконную национальную культуру, заме-няя уникальные, самобытные обычаи и традиции однотип-ными, так называемыми, «советскими обрядами», забывая свой родной материнский язык.

Все это способствовало тому, что за 70 с лишним лет все народы, проживающие в нашей стране, растеряли много цен-ного, интересного в своей культуре и в своем этикете, не став от этого ближе друг к другу. Иначе не было бы столько горя-чих точек на территориях бывшего Советского Союза и ны-нешней России.

Национальное самосознание, подавляемое многие десяти-летия, возрождаясь, стало принимать уродливые формы, как растение, вырастающее из-под камня. Это и понятно. Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь разрушит чужой очаг. Человек, кото-рый не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, человек, которому образно говоря, «не снится трава у дома», не будет никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, куль-туру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни национального согла-сия, ни культуры межнациональных отношений. У каждо-го человека Родина должна начинаться с той песни, «что пела ему мать» и только тогда он будет настоящим патриотом и интернационалистом.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,-- писал А. С. Пушкин. Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю, культуру, ис-кусство, обычаи и традиции.

Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален по-своему. У каждого народа кроме всеобщих тра-диций и норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отлича-ющие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни на какие испытания и страдания. И задача каждого куль-турного и истинно интеллигентного человека, изучить исто-рию, культуру, традиции своего народа и того народа, с ко-торым приходится ему жить и общаться, перенять все луч-шее, что есть у данного народа.

Адыги должны знать и гордиться своими предками, которые создали замечательные памятники духовной культуры, отличающиеся глубоким содержанием и художественным совершенством.

Замечательным пло-дом народного творчества, игравшим большую роль в духовной жизни народов в XVIII в. и начале XIX в., является богатый и своеобразный фольклор Северного Кавказа.

Народ, создавая свой героический эпос, воплотил свою жизнь, свой характер и духовный склад в монументальных эпических образах и этим внес свой неповторимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

В становлении и развитии культуры любого народа важное значение имеет создание письменности, наличие которой является одним из показателей национального самосознания.

Духовная культура адыгов (черкесов), как и любая другая сверхслож-ная социальная система, многообразна в своих началах и проявлениях. Ее научное осмысление требует исследовательской большой работы.

К настоящему времени по проблемам духовности адыгов имеется много статей и сборников, написаны монографии и защищены диссер-тации. Труды ученых различаются по направленности, объему и каче-ству.

В представляемой работе преобладает методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии, для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к духовным образованиям. В использованной методике преоб-ладают описательность и историзм. Основное внимание уделено содержательным ас-пектам духовных отношений.

Цель данного исследования: познакомиться с национальной культурой адыгов.

Задачи:

- выявить особенности и национальный колорит адыгейской мифологии и этноса;

- рассмотреть условия становления письменности у адыго;

- показать специфику адыгейского языка.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

Глава 1. Устное народное творчество

Как и в предшествующую эпоху, весьма популярен был среди адыгов в XVI -- первой половине XIX вв. нартский эпос. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изу-чения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гирей. В эпосе воспевались отва-га и честность, готовность отдать жизнь за счастье лю-дей. Гордые нарты привлекали к себе внимание адыгских рыцарей позднего средневековья.

Адыгский эпос «Нарты» является выдающимся памят-ником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни, поэмы (пщинатли) и легенды. В эпосе встреча-ется свыше 100 личных имен. Главные образы -- Сатанай гуаще, Орземес, Саусырыко, Шебатнуко, Пэтэрэз, Ащемез, Тлепш.

Распространенным жанром фольклора оставались так-же сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чу-дес и невероятных событий. Сказки отражали в прису-щих им специфических формах жизнь народа, его худо-жественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуа-таторами, с силами зла вообще. Сказки прославляют трудолюбие, честность, доброту. В них обильно исполь-зуются пословицы и поговорки, вобравшие в себя муд-рость народа.

Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды, новеллы и притчи. Сказания бывают героиче-ские и исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях встречаются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказками. В отличие от них, адыгские предания характерны полным отсутствием фантастики. Адыг не сомневался в достоверности пре-дания. Можно выделить предания исторические, топо-нимические, мифологические и предания, рассказывающие о происхождении адыгских народов. К последним сле-дует отнести предание «Как кабардинцы познакомились с соседними народами». Топонимическими называются предания о происхождении географических названий. Исторические предания рассказывали о наиболее важ-ных событиях истории адыгов. Таковы предания об Ощнауской и Бзиюкской битвах. Часто рассказывали сказители в адыгских кунацких легенды, новеллы, притчи (гъэсэпэтхыдэхэр). Весь-ма популярны и в наши дни новеллы о Черие Хахупэко, Алэ Хырцыжико, Ерстемэ Залэко.

Народные музыканты, певцы и сочинители песен -- джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в разви-тии устного народного творчества. Европейский наблю-датель Т. Лапинский, проживший в XIX в. несколько лет среди адыгов, писал об этих народных певцах: «Этих патриархальных певцов уважают и боятся. Каждый хо-роший или плохой поступок, храбрость и трусость, ко-рыстолюбие и самопожертвование, гостеприимство и скупость, красота и любовь, так же как и легкие нра-вы, находят своих хвалителей или бесподобных сатири-ков. Ими воспеваются старые сказания, геройские по-ступки и разные чудесные истории»[5,165].

Любые народные празднества и семейные торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Песня сопровождала горца от рож-дения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни. В XVI--первой половине XIX в. были особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших со-бытиях в истории народа и о подвигах отдельных героев. Немало песен посвящено борьбе с нашествиями орд крым-ских татар и турецких войск в XVI--XVIII вв. Часто ис-полняли певцы также абреческие песни, песни о бунта-

рях (например, «Песня о Мартине», «Об Али Черном»).

В песнях воспевались борцы против феодального гне-та («Песнь об Айдемиркане», «Песнь о Хатх Кочасе», поэма «Песнь о бравом тфокотле»). В первой полови-не XIX в. в народе слагаются песни о борьбе против за-воевательной политики русского царизма. Из них пред-ставляют большой интерес песни: «Как большой царь к абадзехам приезжал», «Бжедугские всадники», «Спор-ное сражение», «Песнь о битве при Шехапе».

Наряду с историко-героическими, в народе имели хож-дение, как и прежде, песни трудовые, любовные, свадеб-ные, колыбельные, шуточные, детские, бытовые.

Древний адыгский народ выработал самобытные му-зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. К музыкальным инструмен-там адыгов принадлежат: камыль (къамыл) -- вид про-дольной открытой флейты; сырын -- вид свистковой про-дольной флейты; бжамый (бжъэмый) -- мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин (1эпэпщын) -- щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко (пщынэт1аркъо) -- щипковый струнный инстру-мент типа угловой арфы; шичепщин (шык1эпщын) -- смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб (пщынэкъэб) -- смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырып!) -- ударный мембран-ный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэк1ыч) -- ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.

Кроме собственно адыгских были инструменты, заим-ствованные у других народов, но ставшие чисто нацио-нальными. Это пшине (пщынэ) -- язычковый инструмент типа гармоники, накыре (накъырэ)--духовой инстру-мент типа зурны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.