Рефераты. Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Конечно же, локали были местом не только употребления пива и проведения политических митингов. В пивных немцы отмечали свадьбы, дни рождения, праздники: Рождество, масленицу. Рождество герои «Трех товарищей» отмечали в «Интернационале». «Старый прокопченный зал был почти неузнаваем. Огни на елке ярко горели, и их теплый свет отражался во всех бутылках, бокалах, в блестящих никелевых и медных частях стойки» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 273.. «Гостями» масленицы они оказались неожиданно, зайдя в кафе, где почти все места были заняты. «Играл женский ансамбль, и все шумно веселились. На оркестрантках красовались пестрые бумажные шапки, многие посетители были в маскарадных костюмах, над столиками взвивались ленты серпантина, к потолку взлетали воздушные шары, кельнеры с тяжело нагруженными подносами сновали по залу. Все было в движении, гости хохотали и галдели» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 294.. На вопрос, «что здесь происходит?», молодая блондинка швырнула в героев «Трех товарищей» пригоршню конфети и заявила: « Вы что, с луны свалились? …. Разве вы не знаете, что сегодня первый день масленицы?» Там же. С. 295..

Чрезмерное увлечение немцев спиртными напитками, особенно в «инфляционные годы» и их негативные последствия, подтверждаются романами Ремарка, Фаллады, свидетельствами очевидцев. «В описании жизни немцев, в культуре, литературе, театре и кино ярко отражалось это опасное и тревожное время, когда нужда разрушала мораль и люди старались забыться в пьянстве, жажде громких сенсаций и эксцентрических удовольствий. Как грибы росли ночные клубы. Обнаженные танцоры демонстрировали себя аплодирующей аудитории, опьяненной спиртным и похотью. Это была эпоха садизма и мазохизма, всевозможных извращений и чудачеств. Бурно расцвели гомосексуализм и астрология» Штрассер Отто. Указ. Соч. С. 42.. Может быть, в несколько утрированном виде изобразил атмосферу того времени Фаллада: «…есть повсюду героин, кокаин и морфий… нагие танцовщицы, французское шампанское и американские сигареты… грипп, голод, отчаянье, разврат, преступление» Фаллада Г. Волк среди волков. М., 1959. С. 64.. Конечно центром развлечений веймарского времени был Берлин. Однако на характеристике Берлина 20-х годов сказывались политические пристрастия современников. Американский журналист У. Ширер тосковал по старому Берлину времен республики. Для него Берлин того времени ассоциировался с атмосферой беззаботности, свободы и цивилизации. «Женщины с вздернутыми носиками и коротко подстриженные «под мальчика», и молодые мужчины … сидели с тобой ночь напролет и что-то обсуждали умно и страстно» Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002. С. 17. . Для Й. Геббельса, который в 1926 г. был назначен нацистской партией гауляйтером Берлина город предстал другим: «… бескрайняя бетонная пустыня с современными уродливыми зданиями, населенная четырьмя миллионами обитателей, которые, казалось вечно спешили, подгоняемые необъяснимым желанием все успеть и ухватить от жизни как можно больше, мечтающие сделать Берлин самым «американским» городом в Европе» Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. М., 2000. С. 58. . И вместе с тем - Берлин «город лучших в мире театров, город самых разнообразных и порочных развлечений, город, где все было возможно» Там же. .

В веймарское время наблюдался расцвет немецкого театра, который за-воевал европейское признание. Известный исследователь повседневной жизни Веймарской Республики Биск И.Я. отмечает, что только в одном Берлине было два десятка крупных театров и десять-пятнадцать театров районного значения. Знаменитый немецкий режиссер М.Рейнгардт неустанно экспериментировал и создал синтетический театр, в кото-ром сочетались литература, музыка, скульптура, пантоми-ма и другие искусства Биск И.Я. Указ. соч. С. 105.. Несмотря на расцвет веймар-ского театра его посещаемость заметно падала, что объяснялось причинами материального и психологического характера. Все сказанное выше подтверждается Ремарком, который описывает и дорого-визну билетов: «Я взял два кресла в ложу, хотя они стоили целое состояние» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 131., и то, что театр - времяпрово-ждение для богатых: «У входа толпилась публика. Была большая премьера. Прожектора освещали фасад театра, одна за другой подкатывали к подъезду машины; из них выходили женщины в вечерних платьях, украшенные сверкающими драгоценностями, мужчины во фраках…» Там же., и то, что театр был действительно в расцвете: «Музыка к «Сказкам Гофмана» околдовала зал. Она была, как южный ветер, как теплая ночь, как вздувшийся парус под звездами, совсем непохожая на жизнь. Открывались широкие яркие дали. Казалось, что шумит глухой поток не-здешней жизни; исчезала тяжесть, терялись границы, были только блеск и мелодия, и любовь; и просто нельзя было понять, что где-то есть нужда и страдание, и отчаяние, если звучит такая музыка» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 132.. В словах Роберта Локампа, героя «Трех товарищей» Ремарка, можно найти объяснение причинам падения интереса к традиционным видам досуга представителей «потерянного покаления»: « Театры, концерты, книги, - я почти утратил вкус ко всем этим буржуазным привычкам. Они не были в духе времени. Политика была сама по себе в достаточной мере театром, ежевечерняя стрельба заменяла концерты, а огромная книга людской нужды убеждала тебя больше всяких библиотек» Там же..

Кино начинало входить в моду в Германии лишь после Первой мировой войны. Герои Ремарка и Фаллады часто посещали кинотеатры. Один из героев романа Ремарка высказывает предложение сходить в кино, отмечая, что обойдется это не дороже, чем два часа в кафе Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29.. Кино доступно, и посещение кинотеатра было практически единственным развлечением, которое могли позволить себе, перебравшись в Берлин, молодые Пинненберги, герои романа Фаллады Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 281.. Из многих тематических направлений веймар-ского кино Ремарк глухо упоминает об эротико-порнографических фильмах, которые действительно процве-тали, хотя отнюдь не были единственными. Так Роберт Локамп познакомился с представителем прокатной конторы порногра-фических фильмов Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 266..

Мощным конкурентом театра в Веймарской рес-публике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был ис-кренне удивлен Там же. С. 33.. Популярны были также стрельба, гимнасти-ка, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безра-ботные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж во-круг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключе-нию пари находилось в довольно большом помещении. Спра-ва был табачный киоск, слева - тотализатор. Витрина пе-стрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объ-явлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными прибо-рами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были не-обыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, дру-гой метался взад и вперед с какими-то бумажками, тре-тий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стой-кой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ре-месленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 261.. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев. «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял са-мого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 85.. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.

Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демо-кратические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные кон-курсы, один из которых описан Ремарком в романе «Возвращение»: «Сегодня здесь танцевальный конкурс, и мы все собираемся принять в нем участие. Призы перво-классные ... Вилли упражняется в уанстепе, где самое главное быстрота движений... Хорошо танцующие дамы на-расхват. Раздается туш. Некто с хризантемой в петлице выходит и объявляет, что прибывшие из Берлина артисты продемонстрируют сейчас новинку - фокстрот. Этого танца мы еще не знаем, только слышали о нем краем уха.... Вносят стол на котором расставлены призы; броса-емся туда. На каждый танец - уанстеп, бостон и фокстрот имеется по три приза» Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 283.. В «Возвращении» Ремарк показал де-мократическую танцевальную площадку, в «Трех товарищах» - дансинг для благополучных людей: «Мы поехали в «Каскад». Это был весьма элегант-ный дансинг с отличным оркестром... Для нас внесли столик, стулья, и, через несколько минут, мы сидели у барье-ра, на отличном месте, откуда была видна вся танцеваль-ная площадка» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 166.. В тот период открывалось большое количество дансингов с барами, что показал Ремарк в «Возвращении»: «На углу Хакенштрассе происхо-дит длительная заминка: тут строится новый ресторан с дансингом и вся улица запружена кучами песку, возами с цементом и лесами. Между лесами над будущим входом, уже светятся красные огни вывески «Астория. Дансинг и бар» Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 284.. О популярности в Веймарской Германии танцев высказывались герои Ремарка. Одна из героинь романа «Три товари-ща» Эрна Бенинг считала, что «если не танцевать, то и жить не захо-чется» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 29., и далее: «Мужчине, который не умеет танце-вать, я бы сразу дала отставку» Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 75.. Эти высказывания и вообще танцевальное поветрие довольно логично объяснимо. Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономи-ческая и политическая конъюктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 году из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были располо-жены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 - в рабочих северо-восточных кварталах Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадоч-ное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосоз-нанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных по-следствиях Биск И.Я. Указ. соч. С. 135..

Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний - пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний - дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 192.. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 216 ., затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы Там же. С. 95.. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны» Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 94 .. На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одно-именном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 20., и чуть ниже с любовью описан-ный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Бороз-ды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огром-ные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скры-вал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках» Там же..

Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими ат-тракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики - передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных на-кидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракциона-ми. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск - освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели... на «американских горках» ...был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфари-сты. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они огла-шали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и провали-вался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней... А теперь на чертово колесо... Это был большой и гладкий круг, ко-торый вращался с нарастающей скоростью. Надо было удер-жаться на нем... Путь через лабиринт привидений был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в тем-ноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения... Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки» Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 85-86..

Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.