18
План.
1. История армян в Крыму.
2. Трудовая деятельность.
3. Национальная одежда.
4. Религия и церковные праздники.
5. Семья, брак и семейные обряды.
6. Похоронная обрядность.
7. Праздники и обряды.
8. Литература.
ИСТОРИЯ.
Первые связи армян с Крымским полуостровом известны со времён армянского царя Тиграна Великого Митридата Понтийского (II-I вв. до н.э.). К XI в. н.э. относятся первые поселения армян в Крыму, преимущественно из Амшена и Ани (Малая Азия).
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках, что было связано с монгольскими нашествиями на Армению. С начала XIV века армянские поселенцы развёртывают в Крыму активную деятельность (возводят постройки, занимаются ремёслами, сельским хозяйством, включаются в оживлённые торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории).
Армянские купцы принимали активное участие в черноморской торговле, о чём свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они играли значительную роль в торговле самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозных товаров на Север и Восток. Большую роль сыграли они в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Каффы, Сурхата, Судака, Карасубазара. В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именовалось «Приморской Арменией».
Большим испытанием в жизни армянской колонии Крыма явился захват полуострова в конце XV века объединёнными татаро-турецкими силами. Генуэзская колония прекратила своё существование. Из-за кровопролитий 1475 года и последующих жесточайших гонений христиан, сильно сократилась численность армянских поселений Крыма. Обстановка изменилась лишь в начале XVII века. Появились условия для мирной культурной жизни. Оживились ремесленное производство торговля, обновлялись старинные рукописи, открылись учебные заведения, из которых особенно славилась духовная школа монастыря Сурб Хач, где преподавали выдающиеся личности своего времени.
В 1778 году в числе других христианских народов Крыма, было выселено более 12 тысяч армян. Им выделили пустынные земли у берегов Дона. В Крыму осталось лишь несколько сот армян, которым, по тем или иным причинам, было разрешено остаться. Важным фактом является то, что крымские армяне вывезли с собой многие, созданные ими в Крыму материальные ценности, в том числе и рукописи.
После вхождения полуострова в состав Российской империи часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность в Крыму умножилась за счёт переселенцев из Восточной и Западной Армении. Для возрождения колонии правительством были созданы привилегированные условия: возвращены храмы, земли, городские кварталы, в Старом Крыму и Карасубазаре были созданы национальные городские самоуправляемые общины.
В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. Оказавшись на полуострове, некоторые из них приняли российское гражданство, другая часть имела подданство других стран. Причиной переселения в Крым значительной части армян послужили, прежде всего, опустошительные нашествия турок на Армению. В такой ситуации определённое число армянского народа вынуждено было покинуть свою родину и искать пристанище в чужих для себя краях, и некоторые из них, как, например, Крым, впоследствии становятся для армянских переселенцев второй родиной.
Практически по всей территории полуострова отмечаются поселения армян: Феодосии, Старый Крым, Судак, Белогорск, Балаклава, Перекоп, Евпатория и др. Приобретая постоянное место жительства, армянское население капитально обосновывается в Крыму. Развёртывается строительство жилья, школ, торговых домов, церквей, бань, ремесленных цехов и др. Доказательство этому сохранившиеся до наших дней древние армянские церкви и другие архитектурные сооружения и предметы быта.
Исторические материалы с достаточной долей достоверности восстанавливают этапы развития армян в Крыму, определяют свойственные им в прошлом характерные особенности. Восстановление прошлого осуществляется, во-первых, на базе изучения памятников письменности, которые сохранились с XI века. Во-вторых, путём изучения материальной культуры в результате археологических исследований.
На протяжении всего исторического пути армянская культура во всех её проявлениях (архитектура, школа, миниатюрная живопись, литературные и художественные ремёсла, рукописное дело и многое другое) продолжала и развивала лучшие традиции своей многовековой культуры. Армянские колонии в Крыму оставили нам своеобразное наследие.
Численный состав армянского населения на полуострове в конце XIX века насчитывал 9 тыс. человек; в 1913-14 гг. по неполным данным - 14-15 тыс. чел. Большинство населения (около 70%) составляли городские жители и более 30% проживали в сельской местности со смешанным населением. Армяне не создавали крупных сельскохозяйственных общин.
Армянские переселенцы какое-то время сохраняли этнокультурные традиции той группы армянского этноса, к которой принадлежали, но постепенно культура их подвергалась существенному нивелированию, чему способствовала дисперсность расселения в Крыму, высокий процент смешанных браков, а также общая специфика общей этнокультурной ситуации региона. В последнее время заметно возрождение национальных традиций.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Торговля - как вид трудовой деятельности - велась как внутри Российской империи, так и с Кавказом, Турцией, Персией. Армяне выступали в роли не только непосредственных торговцев, купцов, что имело широкое распространение, но и инициаторами и реализаторами различных товарных сделок. Их участие было заметно и в розничной торговле: частной и объединённой в гильдии.
В начале XIX века, в перечне товаров крымской торговли преобладали в основном продукты питания и предметы одежды. На полуостров ввозились всевозможные ткани, готовые изделия из них, а также рис, растительные масла, кофе, строительные материалы и многое другое - всё, что не производил или производил недостаточно промышленный и сельскохозяйственный потенциал Крыма, но имело спрос у населения.
Из Крыма вывозились шерсть, кожа, мука, пшеница, рыба и другие продукты питания. Строительство железной дороги, связывающей полуостров с материковыми губерниями России, ещё более расширяло возможности торговли. В начале XX века, по данным П.П.Надинского, в гильдии Крыма было записано 4938 купцов различных национальностей, среди них армянские купцы составляли 10,6% занимая пятое место в общем списке.
Значительное место в хозяйстве армян занимали различные ремёсла и домашние промыслы, продукция которых благодаря добротности и высокохудожественности пользовалась неизменным интересом и спросом. Особенно следует отметить ковроткачество, плетение кружев, камнерезное и ювелирное дело. Ковры разных размеров и форм, пожалуй, один из самых необходимых в быту предметов. Коврами устилали полы, закрывали стены, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах. Ковроделие у армян относится к числу древнейших ремёсел. Но и современные ковроделы выделывают ковры ручной работы, пользующиеся большим спросом.
Армян, где бы они ни жили - на своей этнической территории или в других местах жительства - всегда отличала способность к ремесленному делу. В рамках домашнего ремесленного производства создавались почти все виды орудия труда и предметы повседневного быта.
В культурно-бытовом облике и национальном мастерстве армян, населявших Крым, можно отметить как общеармянские черты, так и особенности полуострова. Большое мастерство армянские умельцы проявляли в качестве каменщиков, строителей и резчиков, создававших прекрасные произведения из камня. Свидетельством тому - древние храмы и монастыри, часовни, резные надгробия.
Начиная со второй половины XIX века зажиточные армяне организовывают фабрично-заводское производство, вкладывая в него свой капитал. Среди таких производств выделялись рыбные заводы в Феодосии, черепичные - в Старом Крыму, мукомольные, кожевенные, обувные, мыловаренные, свечные и другие.
Армяне на протяжении всей своей истории на полуострове активно участвовали в развитии и благоустройстве Крыма. Материальные ценности, созданные гением и кропотливым трудом многих мастеров: ювелиров, гончаров, строителей, камнетёсов, кузнецов и многих других профессионалов, на многие века прославили крымский полуостров как сокровищницу неповторимых произведений искусства, имеющих мировую известность.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА.
Национальная одежда у армян существует теперь как праздничная и театральная.
В мужском костюме преобладали рубахи с низким воротом, архалук сатиновый, холщовый или шёлковый, доходивший почти до колен, а поверх него более длинная тёмная суконная или шерстяная чоха, присборенная и застёгивающаяся в талии. В отличие от черкески, чоха газырей на груди обычно не имела. Пояс был кожаный, наборный, серебряный или шёлковый.
Мелкие торговцы и ремесленники особое внимание уделяли дорогим поясам, в основном из серебра, украшенным филигранной работой, дорогими каменьями и золотом. Шаровары заправляли в узорчатые носки или обматывали полотняной лентой до колена.
Некоторые мужские костюмы не предусматривали архалук. Вместо него носили поверх расшитой рубахи жиле, а сверху ещё короткую куртку. Шаровары бывали либо суженными, либо расклешёнными. Кроме пожилых людей, все старались как можно богаче расшивать и жилет, и куртку, и даже шаровары по бокам. Орнамент вышивки был в основном растительный - цветы, стебли, листья. Вокруг талии обматывали широкий шарф, в складки которого закладывали кисет, кошелёк, трубку, нож и другие предметы.
На голове мужчины носили меховые папахи разных фасонов, вязаные или войлочные шапки, обмотанные по краю платком, как тюрбаном. Женские головные уборы были сложны и разнообразны - например, высокая «башенка» из нескольких слоёв жёстко накрахмаленной ткани, а поверх неё ещё несколько платков, один из которых прикрывал рот и нос. Такие «башенки» украшали расшитыми лентами, ленточками с монетками, серебряными и коралловыми подвесками. В головных уборах армянок сохранились до наших дней короны и диадемы. Такой сложный убор «строили» на несколько дней и, чтобы не разрушить его, спали, положив затылок на валикообразную подушку. Наряду с такими сложными носили и простые, но более практичные головные уборы с платками.
Страницы: 1, 2, 3, 4