Судя по "дневникам...", Дарвин был озадачен тем, что западная и восточная стороны Анд растительность была существенно несхожа, хотя почва и климат были приблизительно одинаковы; а также сходство между видами существующими и видами, принадлежащими к предыдущей геологической эпохе было настолько убедительно, что может предполагать борьбу за существование и вымирание.
Галапагосский архипелаг был путешествием в биологическое прошлое. Ландшафт наводил на мысли об эволюции, фауна и флора островов просто требовали её. Особенности распространения видов в здешних местах делали теорию "творческих актов" смехотворной. Каждый из островов изобиловал видами и разновидностями, присущими именно ему, но родственные виды и разновидности как на архипелаге, так и по соседству, на материке, отличались друг от друга в зависимости от величины разделяющих их естественных преград. Несомненно, что растения и животные этих островов были занесены с Южноамериканского материка. Близость их была налицо, но только близость. Естественно напрашивается вывод, что при географическом разъединении у потомков общего прародителя различия усугубляются путем эволюции. Еще не покинув островов, Дарвин заметил, что его данные "подрывают идею устойчивости видов". Отныне этот вопрос "преследовал его неотвязно". И хотя главные его достижения относились к области геологии: смелая, принципиально новая история Южно-Американского континента и не менее смелая теория роста коралловых рифов и островов. А важные идеи об эволюции видов находились в зачатке и были спрятаны в глубинах его сознания, и они даже в XIX веке оставались великой ересью.
Дарвин был не такой человек, чтобы из-за ереси обречь себя на скандальную известность, пока не проникся убеждением, что скандальная известность, как и сама ересь, неизбежна. И даже после возвращения из тропиков, он по-прежнему мыслил о создателе и читал Библию. Но он мало-помалу углублялся в геологические научные изыскания. Неприметные сдвиги в его представлениях о видах сопровождались неприметными сдвигами в представлениями о христианстве. Размышлять о эволюции - значило задумываться о сотворении мира и его неизменности. Задумываться об этике, религии, о Библии, природе и Боге. И о том, что подумают положительные, серьезные ученые, а также его отец и ученые родственники. И хотя он получал положительные отклики со стороны Генсло, Седжвика и друзей, что вдохновляло его на новые порывы, в его психике боролись старое и новое, учение о неизменности и эволюционные идеи, новаторская гипотеза и консервативные теологические мысли, в которые он как священник искренне верил. Кто знает, может быть это и стало причиной неврастении депрессии, и ипохондрического состояния, преследующего Чарльза через всю его жизнь.
Доктор Хаббл полагает, что недуги Дарвина были не только злом, но и определенно приносили пользу: " Неспокойными бессонными ночами деятельный мозг его мог без помех вынашивать обобщение, а наутро за два часа наблюдений и записей гипотеза подвергалась трезвой проверке и работа за день была завершена". Но если отбросить наследственную предрасположенность или иные причины болезни, то может показаться, что болезнь могла быть вызвана той борьбой идей, может это был поиск решения и в тоже время поиск выхода из противоречия.
После возвращения в 1836 году в Англию и опубликования "Дневников" и геологических записей (1839-44), Чарльз переезжает в имение Даун. К нему приходит слава: его принимают в Королевские общества, геологическое и зоологическое, вскоре сделался членом совета первого и секретарем другого, он работает над костями ископаемых и заспиртованных насекомых совместно с виднейшими учеными, работал с Ляйеллом. В общем, "развивал науку вообще и свои идеи в частности".
В 1837 году он начинает первую тетрадь записей по изменчивости видов. Сначала Дарвин никого не посвящает в свою тайну. Очень рано он открылся Ляйеллу, который выслушал его только с сочувствием. Гукер оценил учение о эволюции достойно. Началось создание "новой веры".
Надо признать что в книге Ляйлла тоже рассматривались попытки происхождения видов, он ставит те же проблемы: изменчивость, приспособление, повторение зародышем основных этапов эволюционного развития, важность эволюционного распределения и научные данные геологии, не хватает лишь обобщений и решений. Ляйелл тщательно рассмотрел теорию эволюции Ламарка, опроверг её, решив, что виды способны изменяться только в определенных, строго ограниченных пределах. Так например у Ляйелла породы домашних животных, приспособившиеся при содействии человека к окружающим условиям самого разнообразного характера, в высшей степени изменчивы. Наоборот, виды диких животных, привязанных каждый к своему месту обитания и своей среде, изменяются очень мало. Сходство зародышевого развития означает просто подобие в строении и системе. В неизменности видов Ляйелла убедило относительное бесплодие гибридов.
Практические наблюдения в Южной Америке послужили для Дарвина катализатором, ускорившим превращение летающих в воздухе фактов и мыслей Ляйелла в проработанную и последовательную теорию.
Друзья как могли, помогали - "Гексли сообщал об эмбриологии рыб, Фокс следил за окраской лошадей, Аза Грей об альпийских растениях, Гукер о новозеландской флоре, даже знакомые соседские дети ловили ему жуков и змей, выводили голубей".
Если Ляйелл рассматривал вымирание как заранее спланированные акт, то Дарвин уже рассматривал вымирание видов как процесс усовершенствования или превращения-модель борьбы за существование. Разведение голубей натолкнуло его на отбор- т.к. секрет разведения заключался в отборе желательных изменений, накапливаемых из поколение в поколение. Прочтение "Принципов народонаселения" Мальтуса подтолкнуло Дарвина на мысль о том, что в борьбе за существование выживает вид, наиболее приспособленные к условиям и что природа порождает избыток пробных образцов, а затем избавляется от наименее удачных, убивая их.
После 1842 года работа о видах сильно дополняется. На вопрос о том, почему особи одного вида, изменяясь начинают разниться между собой автор дал не менее революционный ответ - так как формы в естественных условиях начинают приспосабливаться ко многим и разнообразным типам местности. Были выделены мутации как фактор внезапных изменений, узаконена роль внешних условий. Гениально обобщив многочисленные данные науки и селекционной практики, введя понятия искусственный и естественный отбор, приведя практические примеры обычных фермеров селекционеров. Ч. Дарвин создал учение о видах. Закон эволюционного развития видов удивительно точно, с математической ясностью и логикой объяснял всю совокупность биологических явлений, просто и убедительно решая запутанные загадки живой природы.
Весьма материалистически дарвиновская идея объясняет и происхождение органической целесообразности в природе, сводя её к борьбе за существование с выживанием приспособившихся особей к постоянно меняющейся внешней среде. Этот процесс продолжается непрерывно со дня создания жизни. Идет постоянная смена одних организмов другими, более соответствующих новым условиям.
В пятидесятые годы идет безустыльная работа над монографией (оно разрастается до 2300 страниц). Попутно Дарвин работает над множеством мелких разработок: работы об усоногих рачках, записки о червях.
1858 год-Дарвин получает от Уоллеса, молодого ученого занимающегося в Малайзии, знаменитую статью о взглядах Уоллеса на происхождение видов и несколько писем от него. Может это был удар? Но Уоллес "оказался великодушным и примерился с ролью Луны на небосводе, где солнцем был Дарвин" и уже 18 июля 1858 года, вместе с докладом и статьей Уоллеса, Ляйелл и Гукер зачитали очерк из "Происхождении видов". Так двадцатилетняя монументальная работа победила. Надо признать, что если бы не письма Уоллеса, послужившие толчком, может быть Дарвин не решился бы на революционное открытие и его работа не была опубликована. А теперь, после выхода очерка тезисов, работа над самой книгой ускорилась. Гексли писал: "Уоллес дал толчок, и Дарвин, кажется разошелся не на шутку. Я рад, что мы наконец по-настоящему познакомимся с его взглядами. Предвижу революцию".
Итак, благодаря помощи друзей и конкуренции, книга "Происхождение видов путем естественного отбора" была издана 24 ноября 1859 года, в этот же день весь её тираж (1250 экземпляров) был распродан. Это действительно была революция.
Теперь, оставив первую грандиозную работу Дарвина на пике её популярности, хотелось бы перейти к не менее замечательному открытию Дарвина, которое обычно ставят на второе место после "Происхождения видов", так как она вытекает и обосновывается из нее-а именно "Происхождение человека".
Поначалу он не помышлял писать такую книгу. Он по прежнему корпел над своим капитальным трудом о видах, выпуская дополнения и пополнения к каждому изданию нового тиража. А мир между тем ждал, когда, к тому времени уже авторитетный ученый, "учитель скажет слово в связи с вопросом вопросов". Дарвин же надеялся, что, может быть, такую книгу напишет кто-нибудь другой. Генсли например, уверенно и очень наглядно показал, что человек-животное, но так и не сумел показать, каким образом человек развился в столь необычайное животное. Главный вопрос, стоявший тогда, это в какой степени распространяется на человека теория Дарвина.
Идея естественного отбора (конкуренции) применительно к человеку появилась сначала в трудах политических мыслителей и социологов. Гоббс указывал на это в своем "Левиафане". Маркс и Энгельс в 1848 объединили идею конкуренции с идеей загнивания социальной системы.
Генри Мэн выпустил в 1861 году книгу "Древний закон и обычай", где показал зависимость всех нынешних законов и древних обычаев.
В 1864 году в Антропологическом обозрении Уоллес выступает с работой посвященной человеку. Доказывая, что все человечество берёт начало от единого вида, он делает заключение, что физические различия между расами восходят ко времени зарождения разума. При относительной скудности фактов в работе содержалось много светлых идей. Эта работа оказала большое впечатление на Дарвина. Он предложил Уоллесу написать монументальную работу о человеке, но тот сославшись на обилие систематизированной работы в Малайзии отказался, обещавши что может помочь огромным практическим материалом, что в последствии и сделал.
Дарвин мало-помалу стал склонятся к написанию небольшого очерка. Но дальнейшая переписка с Уоллесом а также убеждения друзей заставили отложить все остальные научные изыскания и взяться за книгу.
Тем временем вышло несколько талантливых работ, посвященной проблеме человека (работа Д. МакЛеннана "Первобытный брак", много обязанная "Происхождениям" Дарвина и "Древнему закону" Мэна). Френсис Гальтон напечатал в 60х годах несколько статей о человеке, а в 1869 году выпустил книгу "Наследственность и гениальность". Все эти работы были с одним крупным изъяном-неопределенностью о происхождении рас и самого вида человека.
Книга "Происхождение человека и рас" вышла в 1871 году. В нее вошли главы о эмоциях и другие приложения, не вошедшие в книгу о видах.
Первая глава этой книги была посвящена собственно происхождению человека, далее шло углубление в проблему полового отбора вплоть до последней страницы. Дарвин в этой книге пришел к выводу, что превосходство человека над животным объясняется не одним каким-то свойством (речью например), а многими-прямохождением, орудиями труда, речью и главное человек наделен умственными способностями, которые делают возможным появлением всех остальных свойств и качеств. При этом он вводит понятие естественного отбора, человек как продукт отбора отличается от животных "своими умственными и правовыми свойствами не качественно а количественно".
Через две эти книги проходит главная мысль о том, что естественный отбор представляет собой не гармонию, но столкновение и борьбу и совершается не по математически точным расчетам некой неведомой силы, а путем грубого и произвольного отбора изменений, осуществляемой внешней средой.
Заключение
Дарвин оказал огромное значение на дальнейшее развитие не только биологии, но и совсем не связанных с ней наук. С помощью этой теории появилась возможность ответить на основные вопросы биологии: 1) что определяет единство и многообразие органического мира; 2) чем обусловлено его развитие от простого к сложному; 3) в чем причина возникновения одних и вымирание других видов; 4) чем вызвана целесообразность строения видов. Дарвин утвердил историческое понимание живой природы и дал материалистическое объяснение явлениям целесообразности, нанеся "сильнейший удар метафизическому взгляду на природу". Благодаря ей встала на ноги палеонтология, генетика, сравнительная анатомия, эмбриология и биохимия.
С современных позиций естественный отбор рассматривается не как один тонкий фильтр, а как запутанную систему достаточно крупноячеистых сит. Он ежедневно и ежечасно подвергает тщательной проверке отдельные особи и устраняет непригодные, но он может также допустить и умертвить и потенциально жизнеспособные особи. "Это не только борьба за существование, но и соревнование в разносторонней жизнеспособности" (Ирвин).
Естественный отбор определяется совокупностью органических и неорганических условий, интенсивностью и характером борьбы, численностью популяций, и кроме того строением генов, способом воспроизведения, особенностями роста и физиологией отдельных особей. Эволюция жизни определяется как сложной борьбой на широких просторах внешнего мира, так и беспорядочной игрой на крохотных полях мира внутреннего.
Список использованной литературы
1. Ч.Дарвин. Сочинения, т.3. Изд-во АН СССР, Москва, 1989
2. Отец эволюции, Бахеев В. Г. М., 1997
3. Ирвинг Стоун. Собрание сочинений в 13 томах. Том 12. Происхождение. Роман-биография Чарльза Дарвина
4. Кенвуд. Жизнь и творчество Ч. Дарвина, в 3-х томах., 1987
5. Роль Чарльза Дарвина в развитии Биологии, Манышев Г. В.
Страницы: 1, 2