Рефераты. Возникновение и развитие феодального государства в Индии

Основным направлением внутренней политика Акбара было укрепление власти падишаха. Ему представлялись все дела, имеющие отношение к крупным назначениям , пожалованиям, налогам; особый день отводился для судопроизводства. Злом, подрывавшим власть монарха, Акбар считал своеволие и мятежность подданных . Дабы покончить с этим , он задумал лишить эмиров и прочих представителей военной знати источников их влияния Богатства, а именно обусловленных службой земельных владений - джагиров (ранее икта). Вместо джагиров служилые, согласно падишахскому указу от 1574г. , должны были получать денежное жалование, а налоги с деревень и округов передавались откупщикам - куруриям ( букв. «десять миллионов») , которые должны были посылать их в падишахскую казну, подобно налогам с земель халисе. Но острое недовольство бывших джагиров и мятежи вынудили его отказаться от реформы. Однако он решил упорядочить ее , с тем чтобы джагирдары - военачальники содержали наемные войсковые контингенты, по численности соответствующие доходу с пожалованной территории. С этой целью он сделал обязательным клеймение коней , чтоб джагиры при инспекциях не могли обмениваться ими. Кони должны были по своим физическим данным соответствовать принятым нормативам. Армия была наемной. Численность отряда определялся мансаб (ранг) джагирдара. По принятой Акбаром системе мансабдарства - рангированной структуре , включавшей как военных, так и лиц, занятых в административной системе все служилые разделялись на 3 категории. Обладатели высших мансабов - «10, 8, 7 тысяч» - были принцы крови. Следующая группа- мансабдары , имевшие чин от «5 тысяч» до «200» ( их примерно 412 человек); их именовали эмирами . Подавляющее большинство мансабдаров (1400 чел.) имели мансабы от «150» до «10». Ряд изменений был и в практике налогообложения. В большинстве областей налог переводился в денежную форму. Но он оказался обременительным для землевладельцев, и ввергая их в сферу товарно-денежных отношений, приводил к установлению зависимости от купцов-перекупщиков и ростовщиков. Одновременно вводился ряд правил, направленных на упорядочение налоговой системы и сбора налога. Размер его ставился в зависимости от категории земельного участка. С земель, возделываемых из года в год (поладж) , он составлял 1/3 урожая, с лежащих один-три года под паром(чачар) и вновь возделанной целены (банджар) налог был значительно ниже. В зависимости от выбора налогоплательщика размер налога устанавливали тогда, когда урожай стоял на корню , или после сбора урожая, или путем обмера полей. Учитывая злоупотребления чиновников при обмере полей, производившемся с помощью веревки, которую можно было в мокром состоянии удлинить или, высушив, укоротить, Акбар приказал использовать бамбуковый шест, скрепленный железными кольцами. При обложении учитывались урожайность последних 10 лет и рыночная стоимость земледельческих продуктов. Налог был весьма обременительным, и его не редко собирали с помощью войска.

Покровительствуя торговле, важному источнику доходов государства, Акбар издал ряд указов об унификации системы мер и весов, а также денежных едениц со стандартным содержанием золота и серебра.

В правление Акбара политическая раздробленность предыдущего периода исчезла. Принципам религиозной политики провозглашался «всеобщий мир», подразумевающий мирные отношения между последователями всех религий, за которыми в равной мере признавалась истинность.

Уже в 1563 году Акбар отменил дававшую казне большой доход джизью с поломников-индусов, а вскоре вообще упразднил этот подушный налог со всех иноверцев. Столкнувшись с неодобрением мусульманского духовенства, он восстановил джизью и повторно отменил лишь в начале 80-х гг. В соответствии со своими религиозными исканиями в 1575 году в столице Фатехпур-Сикри Акбар учредил «Молитвенный дом» предназначенный для религиозных диспутов. В 1578 году здесь начали приглашать приверженцев других религий. А с 1580 года Акбар стал появляться на официальных приёмах с кастовым знаком на лбу, со шнурами, украшенными драгоценными камнями, на кистях рук, как это было принято у брахманов. Тогда же, в знак уважения религиозных чувств индусов, он запретил убой коров и употребление в пищу говядины. При дворе отмечались индуистские праздники. В том же году представители мусульманской ортодоксии-улемы издали фетву (религиозные предписания), объявляющую Акбара еретиком, недостойным управлять мусульманским государством и поэтому низложенным. Под знамёна ортодоксии встали также многие мятежные феодалы Панджаба и Бенгалии, объявив о своей приверженности младшему, сводному брату Акбара, его наместнику. Акбар с трудом подавил восстание. В 1582 году при дворе была торжественно провозглашена «божественная религия», эклектически соединившая в себе положение различных религиозных учений. Утопичность концепции религиозного единства предопределило неудачу религиозной политики Акбара. Широкое распространение получило социокультурное явление бхакти . Проповедники и последовали бхакти отвергали религиозную обрядность и миссию священнослужителей как посредников между Богом-Абсолютом и человеком. С прповедью идей бхакти в период правления Акбара, выступили Шри Чайтанья в Бенгалии, Даду - в Раджастхане и другие.

17-го октября 1605 года Акбар скончался. Старший сын Акбара - Салима, ещё в 1601 году обосновавшись в Аллахабаде, вёл себя как независимый правитель, раздавал джагиры и издавал свои фирманы. Спустя насколько дней после смерти Акбара, Салим вступил на трон в Агре, приняв имя Нур уд-Дин Муххамад Джахангир-падишах Гази (1605 - 1627гг.). Вскоре по вступлении на трон, он отменил многие нововведения Акбара, в частности отражавшие политику веротерпимости. Это вызвало недовольство индусов-военачальников. При поддержке одного из них восстал Хосроу, старший сын Джахангира. Его мятеж вынудил отца прекратить начатые военные действия против правителя Мевара Амар Сингха, одного из самыж могущественных независимых ражпутских владетелей, и заключить с ним мир. Только в 1608 году военные действия возобновились, не принеся, однако, ощутимых результатов. Параллельно с операциями против Мевара военные действия были начаты против независимых афганских военачальников в Бенгалии, что привело к полному их разгрому и подчинению. Войны в Декане ослабили позиции Джахангира на западе, в Афганистане.

В 1627 году умер Джахангира. На престол вступил его сын Хосроу (1628-1658 гг.), короновавшийся под именем Шах-Джахан. Крупным успехом его было изгнание обосновавшихся в конце XVII века в Бенгалии, в Хугли, португальцев (1632 г.), превративших этот небольшой городок в крупный торговый центр. Напротив, неудачным оказались компании по захвату Балха и Бадахшана (1636-1646 гг.) Против султана Декана была направлена из Дели большая армия. Правители Голконды и Биджакура признали верховную власть Шах-Джахана и согласились на уплату дани. Наместником деканских владений шах назначил своего сына Аурангзеба. С согласия отца в 1657 году Аурангзеб вторгся в Биджапур, который затем отошёл к Моголам.

Шах Джахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управления государством. Внезапная его болезнь вызвала кровопролитную борьбу за власть между четырьмя его сыновьями. В этой борьбе погибли три брата Аурангзеба. В 1668 году Шах-Джахана умер заточенный в крепость Агра.

В противоположность отцу Аурангзеб был склонен к аскетичному образу жизни. Он запретил столь обширные при дворе музыку и танцы, как и употребление спиртных напитков и наркотиков. Был издан указ на запрет сеять на коронных землях наркотические растения. В 1679 году, дабы «покончить с неверными», Аурангзеб восстановил джизью, это оскорбляло достоинство индусов, но зата давало казне огромные доходы. Это вызвало волну недовольства в разных общественных слоях. В последние десятилетия XVII века Могольскую империю сотрясали мощные массовые движения. Правление Аурангзеба проходило в бесконечных войнах и карательных походах, во время одного из которых он погиб.

Общественный строй Индии в средние века был феодальным. Основу его составило самостоятельное мелкое хозяйство крестьян, у которых взимались частновладельческая и централизованная ренты ( в виде государственного налога). Оба класса - крестьянство и феодалы были неоднородными. Грань между ними была стёрта, существовало множество смешанных и промежуточных статусов.

Характерная черта средневекового индийского общества - сложные переплетения социальных кастовых градаций. Каста - эндогамная экстерриториальная социальная группа, осознающая свою общность. В аграрном обществе Индии к наиболее важным, ритуально чистым кастам принадлежали те, кто владел землёй и занимали определенное положение в структуре власти. Арендаторы на общинных и частновладельческих землях находились в феодальной зависимости. Общинники, имевшие право владения и распоряжения землёй могли выступать как мелкие феодалы, получатели ренты от наследственных и ненаследственных арендаторов.

Общины состояли из индивидуальных или больших семей, объединенных в кастовые группы, они также использовали труд низкокастовых рабочих. Преобладающим типом была соседская. Территориальная община представляла собой интегральную часть феодального общества. Община была миром, в котором жил индивид, единственным полем его духовного контакта и получения информации. Функции общины состояли в: организации производства, регулировании землепользования, упорядочивание налогообложения, обеспечение своего социального доминирования, организация вооружённого сопротивления.

При Моголах кастовые общины городских ремесленников и торговцев находились в подчинение феодальной администрации города. Фискальная администрация Моголов проникала в корпоративную структуру городских общин, присваивала или дублировала некоторые функции городских кастовых общин. Могольская империя была государством типо феодальной деспотии, не знавшей сословного представительства и выборных органов. Государство определяло размер и форму ренты земель халиса. Уплата ренты как и возделывание земли были обязанностью землевладельцев-крестьян. Помимо ренты с земледельцев взимали разнообразные дополнительные поборы (примерно 16). Отсутствие в Индии широких масштабов барщинного хозяйства во многом обусловило отсутствие крепостного права как юридически оформившегося института.

Таким образом, история доколониальной Индии представляет собой историю становления и развития феодальной формации . Историк Медведев предлагает следующую периодизацию истории Индии в и средневековье.

I. Первая стадия раннего феодализма с преимущественно государственной эксплуатацией («древнефеодальное» общество) на большей части Северной Индии и в ряде областей Деканского п-ва. Около VI-V веков до н.э. - III в. н.э.

II. Вторая стадия раннего феодализма, характеризующаяся массовым формированием частного феодального землевладения на большей части Индии - Примерно IV- VIIвв. 1. Развитой феодализм на большей части территории Индии. - Примерно VIII- XVIII вв. 1.1. Первая стадия развитого феодализма. - Примерно VIII-XVIвв. 1.2. Вторая стадия развитого феодализма ( прервана колониальным завоеванием). - XVII- XVIIIвв.

Как и всякая периодизация , эта схема в значительной степени условна, прежде всего потому, что исторический процесс непрерывен.

План

I. Введение (1-3)

II. Зарождение феодализма(4-8) III. Раннее средневековье(9-11)

IV. Зрелое средневековье (12-13)

V. Позднее средневековье (14-15) 1.Реформы Акбара (16-18) 2. Последователи Акбара (19)

VI. Заключение (20)

Array

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.