Победа на реке Граник была не только крупным военным успехом македонян, но и важным политическим мероприятием Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 52.. Сокрушив силы персов, они уничтожили или, по крайней мере, ослабили средства дальнейшего их сопротивления в Малой Азии. Персидский флот был отрезан от гавани и берега, откуда он мог нанести удары по наступающей македонской армии; остальные военные силы персов, состоявшие частью из персидских, а большей частью из греческих наёмных отрядов, не были отмобилизованы и, рассеянные по отдельным гарнизонам, не представляли непосредственной опасности. Победа при Гранике открыла Александру путь в Малую Азию.
«Широко рекламируя демагогический лозунг освобождения малоазийских греков от гнёта и унижения, которым полвека назад они подверглись из-за диктата персидского правительства, Александр использовал его в политических целях для завоевания симпатий у населения городов Малой Азии» Там же. С. 52. Л. П. Маринович в своей монографии (Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). М., 1993) отмечает, что уже в первые годы похода Александр «порывает с панэллинизмом и, отослав греческие контингенты домой, окончательно освобождается от него; греки и их проблемы отходят на задний план» (с. 159).. и действительно, как отмечает Плутарх, сражение при Гранике сразу произвело большой переворот в отношениях к Александру Плутарх. Александр // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (16). . Важным результатом этого события было отпадение малоазийских эллинов от Персидского царства.
Без всякого сопротивления Александр занимает Геллеспонтскую Фригию и Лидию, их столицы, их столицы, которые являлись воротами к центральным малоазийским землям.
Из Лидии Александр пошёл на Эфес, гарнизон которого состоял из греческих наёмников, при известии о македонской победе на Гранике, оставил свои позиции и обратился в бегство. Александр прибыл в Эфес четыре дня спустя Арриан. поход Александра (I, 17). .
Надо заметить, что далеко не все города Малой Азии переходили на сторону Александра. Такие крупные её города, как Милет и Галикарнас, оказали ему сопротивление.
После завоевания Галикарнаса Александр отослал часть своего войска, состоящую из фессалийской конницы, союзнических отрядов и всего обоза, во главе с Парменионом в Сарды и приказал покорить оттуда Фригию Там же. С. 38-39.. Сам же он решил оккупировать области Ликии и Памфилии и тем самым помешать вражескому флоту использовать малоазийское побережье как базу военных действий.
Первая фаза событий в истории восточных походов заканчивается захватом Киликии. В результате первого года войны была захвачена большая территория малоазийских земель. К числу обстоятельств, способствующих жтому А. С. Шоффман относит: «близорукость персидского командования, отсутствие единого фронта малоазийских городов во всеобщей борьбе против македонян…, превосходство македонского оружия, тактики и стратегии, сложную и гибкую политику Александра» Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 68..
Весной 333 года до н. э. македоняне, овладев Киликией, получили сведения о том, что в северной части Сирии сосредоточены большие силы персидской армии. Предстояла решительная битва, в которой сталкивались основные силы противников. Их количественное соотношение источниками определённо не выясняется. По Арриану можно заключить, что у Дария было около 600 тысяч войнов Арриан. Поход Александра (II, 8).; Курций Руф общее количество персов определяет в 180 тысяч Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (III, 8). . О силе македонского войска источники не упоминают. Можно предположить, что их было приблизительно столько же, сколько и при Гранике, несколько больше 30 тысяч. В битве при Иссе персы потерпели сокрушительное поражение. Во многом этому способствовало поведение самого Дария, который в самый ответственный момент боя кинулся на колеснице в бегство вместе со своими вельможами. Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 74-75. Победители захватили лагерь Дария, его семью…
Битва при Иссе сыграла огромную роль в ходе войны. В руки Александра перешла вся западная половина персидского государства. Македонскому царю открылась теперь дорога на восток, в глубинные области Персидской державы. Однако сразу он не воспользовался этой возможностью. Перед ним стояла дилемма: следовать ли за убегающим Дарием, углубившись во внутрь Персии, или идти на юг, закрепиться на восточном побережье Средиземного моря, особенно на финикийском побережье, отрезать Персидскую державу от связи с ним, тем самым лишив её флота и контактов с мятежной Элладой. Александр избрал последний путь.
Крупные финикийские города Арсад, Библ и Сидон сдались добровольно. Но Тир оказал Александру упорное сопротивление. Тир выделялся своими размерами и славой среди всех городов Сирии и Финикии Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (III, 2). . Он был расположен на острове и укреплён со всех сторон высокими стенами. На море господствовал персидский флот. Тирийцы отчаянно защищались. Они показали неодолимое упорство сопротивления. Осада города длилась семь месяцев. когда город был взят, 8 тыс его жителей было убито (по свидетельству Диодора), около 30 тыс продано в рабство.
После захвата Сирии, Александр направился в Египет, который был последним недостающим звеном в бассейне Восточного Средиземноморья. Персидский сатрап Мазак отказался от сопротивления и добровольно передал Александру страну, войска и казну. Александр предпринял ряд военных мероприятий для управления Египтом и утверждения своего престижа в нём, чем и закончил окружение Восточного Средиземноморья и отнял у персов последнюю возможность свободного сношения с Элладой Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 85-86..
В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти македонского царя Эволюция религиозной политики Александра прослеживается в статье А. С. Шоффмана (Религиозная политика Александра Македонского // ВДИ. 1977. № 2)..
В начальный период завоевательного похода Александр опирался почти исключительно на собственные силы. Однако, со времени пребывания в Вавилоне, Александр стал допускать персов к управлению страной. постепенно они стали занимать всё более и более высокое положение Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 240..
Принимая на службу персидскую знать, победоносный царь сначала выражал этим, что он не противостоит персидскому народу как враг, а только борется с разбитым персидским царём, который не хочет признать его высшую власть над Азией.
В дальнейшем персидская знать не только всё больше и больше участвовала в управлении государством, но и стала занимать важные посты в армии. И это лишь отчасти можно объяснить потребностью в восполнении понесённых потерь. Скорее, в этом следует видеть создание новой социальной опоры царской власти. Так число македонских гетайров увеличилось за счёт конных бактрийцев, согдов, арахотов, ариев, парфян и персов. когда македонские ветераны взбунтовались в Описе, Александр раздал командные посты персам и сформировал персидскую личную охрану Там же. С. 241.. Арриан приводит очень показательный случай. Вернувшись в Вавилон, Певкест, завоевал сердце царя тем, что он, будучи македонянином, изучил персидский язык, облачился в мидийскую одежду, стал преданным защитником восточной политики Александра. Он привёл ему 20 тыс. персидского войска. Они были хорошо обучены, и зачислены в македонские полки Арриан. поход Александра. СПб., 1993 (VII, 22)..
Наконец, по пути в Индию Александр приказал набрать из восточных сатрапий 30 тыс. юношей, вооружить их, обучить и привести к нему. Он хотел, чтобы они были заложниками и войнами Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993 (VIII, 5)..
Последним из мероприятий Александра в его восточной политике было заключение брачных союзов с представителями восточных народов, чтобы путём смешения крови соединить победителей и побеждённых Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 242..
Первый пример показал сам Александр. Ещё в 327 г. до н. э., когда он овладел опорными пунктами повстанцев в Бактрии и Согдиане, он женился на Роксане, которая считалась самой красивой девушкой в Персидском государстве Арриан. Поход Александра (IV, 19).. Свою свадьбу с Роксаной Александр устроил по персидским обычаям. однако последователей у него долгое время не было. Его пример оставался без подражания. Лишь несколько лет спустя Александр приказал 80 близким друзьям жениться на дочерях из самых знатных родов Персии Там же. .
Верное толкование всем этим фактом было, на наш взгляд, дано ещё античными авторами. Так, Курций Руф обращал внимание на то, что Александр сам не верил в прочность своих завоеваний и искал средства, чтобы укрепить узы непрочной империи Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (VI, 3).. Как земные плоды требуют времени, чтобы созреть, так и племена и народности, привыкшие к иной власти и иным нормам жизни, имевшие другую религию, другие нравы и язык, должны иметь время и возможность приобщаться к новым условиям. победа над ними не обеспечивает прочности положения Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (VI, 3).
.
В данной работе мы проследили основные «вехи» восточного похода Александра Македонского. Успех македонской армии, её исключительная боеспособность были обусловлены, на наш взгляд, спецификой македонского общества (или той стадии, которую оно проходило в своём развитии в эпоху Филиппа и Александра). Разумеется, огромную роль сыграл и «субъективный фактор», личность самого Александра. Но необходимо отметить, что военный успех сопутствовал македонянам до тех пор, пока не была окончательно разрушена «патриархальная» связь царя со своим войском. Военный успех сопутствовал македонянам до тех пор, пока «интересы» царя соответствовали чаяниям македонской аристократии и общинников-крестьян.
Основную тенденцию эволюции взаимоотношений царя и войска (разумеется, речь идёт о старом, «филипповском» поколении) можно сформулировать так: каждый новый военный успех македонских войск приносил всё большее отчуждение в эти отношения. И это лишь на первый взгляд кажется необъяснимым парадоксом. Невозможно наладить механизм управления и контроля над огромной империей, опираясь на народ небольшой страны. Подтверждается вывод, сделанный Шахермайром, что основателем «империи Александра» был не вовсе Александр, а Кир.
Для осуществления успешной завоевательной политики на Востоке Александр был вынужден опираться на македонскую аристократию; а для удержания завоёванного он должен был склонить на свою сторону аристократию персидскую. Коль скоро между этими двумя группировками существовало антагонистическое противоречие (а оно, на первых порах, безусловно, существовало, их интересы были несовместимы), идея всемирного господства изначально была обречена остаться только идеей. Потребность удержания и освоения (хозяйственного, культурного и политического) завоёванных земель на определённом этапе вступила в противоречие с осуществлением идеи всемирного господства.
1. Арриан. Поход Александра. Пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.
2. Диодор. Историческая библиотека. Пер. М. Е. Сергеенко // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Отв. редактор А. А. Вигасин. М., 1993.
3. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Отв. редактор А. А. Вигасин. М., 1993.
4. Плутарх. Александр. Пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.
5. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. Пер. Г. П. Чистякова, Э. Г. Юнца // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.
1. Бойназаров Ф. А. Проблемы традиции и современности (Образ и личность Александра Македонского). М., 1990.
2. Вигасин А. А. Предисловие // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.
3. Ковалёв С. И. Александр и Клит // Вестник древней истории. 1949. № 3.
4. Крюгер О. О. Арриан и его труд «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра. М.; Л., 1962.
5. Тревер К. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. № 5.
6. Трохачев С. Ю. Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993.
7. Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов н/Д., 1996.
8. Шифмана И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.
9. Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.
10. Шофман А. С. Религиозная политика Александра Македонского // ВДИ. 1977. № 2.
Страницы: 1, 2, 3