.
20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.
Вступление Владимира в Киев способствовало подавлению восстания в городе. Мономаха знали как справедливого и честного правителя именно по этому эму доверили управление Киевом, в котором он становился борцом за справедливость.
Наконец то у горожан появилась надежда на порядок, которого в Киеве давно уже не было, надежда на правосудие, надежда на защиту от врагов не столько внешних, сколько внутренних.
Новое перенесение мощей Бориса и Глеба.
Даже и Святославичи не противилась общему же-ланию, уступили Мономаху свои права, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии по самой их кончины. Они счастливее отцов своих торжествовали вместе пронесение (2 мая 1115года) мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский. Этим действием Владимир изъявил в начале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству, ибо древняя России признавала этих Муче-ников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств.
Еще будучи Князем Переяславским, он украсил серебряную раку Святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и художест-ву. Из отдаленнейших стран России собрались тогда и Вышегороде Князья, Духовенство, Воеводы, Бояре; бес-численное множество людей теснилось на улицах и сте-нах городских, всякий хотел прикоснуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для Клиро-са, велел бросать народу ткани, одежды драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям, три дня угощали бедных и странников.
Это торжество, и церковное и государственное изобра-жало дух того времени, достойного замечания в Истории.
Мономах всячески содействовал церкви, поскольку сам был очень набожным, пытаясь жить по законам божьим, одновременно он не забывал о законах земных, которые требовали его вмешательства.
«Русская правда». Закон о ростах.
Мономах спешил также благодеяниями человеко-любивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа, было лихоимство Евреев, вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостью денег, угнетали должников не-умеренными ростами (процентами за пользование деньгами). Мономах, желая облегчить судь-бу несостоятельных людей, собрал в своём Берестовском дворце знатнейших Бояр и Тысячских: Ратибора Киев-ского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяс-лавского, Нажира Мирослава и Боярина Олегова, Иоан-на Чудиновича, рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала, иначе как ни велики тогдашние годовые росты, но месячные и третные превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярославов, называемый «Русской правдой».
Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Отныне расчёты за взятый долг были изменены.
«Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Всё это на некоторое время сняло социальное напряжение в обществе.
По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.
Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону.
Владимир жалел своих людей, но знал, что самое верное средство, чтобы утвердить свою власть и навести порядок в мире необходимо проявлять свою силу и могущество, демонстрировать своё умение по защите как от внешних, так и от внутренних неприятелей.
Сын его Мстислав, два раза победив Чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою в Ливонии. Призванный отцом княжить в Белгороде, он поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, кото-рый ознаменовал воинский дух спой счастливым, но многотрудным походом: в Финляндию. Плохие зимние дороги и бедность земли угро-жали Россиянам голодною смертью, недостаток был так велик, что они за каждый хлеб платили ногату.-- Младший брат Мстислава, Георгий, княживший в Суздале, ходил по Волге на судах в землю Казанских Болгаров, победил их и возвратился с добычей. Третий сын Мономаха, Ярополк, воевал в окрестностях Дона. Он захватил три города в Половецкой области: Балин, Чешлюев, Сугров, пленил множество Ясов, обитавших на тех землях, и в том числе девушку, ставшую в последствии его женой. В этот же период времени Владимир выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков, новых пришельцев, утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, они - любители грабежа, не могли кочевать там спокойно. Однако же многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков или Черкасов и служили Россиянам. В 1120 г. тот же Ярополк уже не нашел половцев на Дону: кочевники ушли в глубь степей.
В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами были приведены к покорности. Половцы, жившие на этой территории, вошли в состав Руси на началах автономии и, будучи некрещеными, стали называться "свои поганые" (от латинского paganus - "язычник"). В противоположность им половцы, жившие за Доном - на Волге и Кубани, - именовались "дикими". "Дикие" половцы обыкновенно выступали союзниками ростово-суздальских князей, тогда как их степные враги, жившие на южной границе Волыни, - торки - поддерживали князей волынских и киевских.
Летопись времени Мономаха упоминает еще о Веловежцах, охотно принятых Великим Князем. Эти жители некогда знаменитой крепости Козарской на берегах Дона, взятой мужествен-ным Святославом I, спасаясь от свирепости Половцев, основали новый город в верховье реки Остера и назвали его именем древнего, или Белою Вежею, известные развалины которой (во 120 верстах от Чернигова) свидетель-ствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. Козары, наученные Греками, строили лучше наших предков.
Мономахова шапка.
Успехи оружия Мономаха так прославили его на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и правители стран, соседствующих с Русью уважали его и трепетали перед ним.
Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю. Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предка-ми над Греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию, что устрашенный Алексий Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Ав-густа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимира, что Неофит, Митрополит Ефесский, вручил эти дары Великому Князю, склонил его к миру, венчал в Киевском Соборном храме Импе-раторским венцом н возгласил Царем Российским.
В Оружейной Московской Палате хранятся так назы-ваемая Мономахова златая шапка или корона, цепь, держана, скипетр и древние бармы, которыми украшаются наши Самодержцы в день своего торжественного вен-чания и которые действительно могли быть даром Им-ператора Алексия. Мы знаем, что и в X веке Государи Российские часто требовали Царской утвари от Визан-тийских Императоров.
Мономахова шапка по сей день остаётся символом великой, могучей, ни кем непобедимой России.
Владимир Мономах - завоеватель Фракии?
Завоевание Фракии кажется сомнительным, и в древних летописях находятся только сле-дующие известия о делах Владимира в отношении к Грекам:
«В 1116 году супруг дочери Мономаха Марии, Царевич Леон, сын бывшего Императора Диогена, собрав войско на берегах Черного моря, вступил в север-ные области Империи и завладел Дунайскими городами, но Царь Алексий 15 августа подослал к нему в Доростол двух Аравитян, которые злодейски умертвили его. Тогда Владимир, желая или отомстить за убий-ство зятя, или сохранить для юного сына Марин Василия взятые Леоном города, отправил на Дунай Воеводу, Иоанна Войтишича, и сына своего, Вячесла-ва, с другим Боярином, Фомою Ратиборовичем. Иоанн Войтишич действительно занял некоторые из городов, а Вячеслав без успеха отступил от города Доростола» Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 1 / том I-II/. М.: Издательство «Книжный сад», 1993. - 264 с.
Вопреки этому факту, Анна Комнина и Истории отца ее, славного Императора Алексия, уверяет, что Леон, сын Диогенов, погиб в сражении с Турками недалеко от города Антиохии. «Чрез некоторое время,-- пишет Анна,-- явился и Империи об-манщик, принявший на себя его имя. Сосланный за то в Херсон, он был освобожден Половцами и предводи-тельствуя им толпами, шел во Фракию, но взятый в плен Греками, испытал, что дерзость не остается без наказа-ния: ему выкололи глаза» Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 1 / том I-II/. М.: Издательство «Книжный сад», 1993. - 265 с.
(в 1096 году). Этого несчастно-го и другие византийские Летописцы именуют самозван-цем. Но зять Мономаха, убитый в Доростоле, был, конечно, истинным сыном Диогена, иначе Владимир, находись в тесных связях с Константинополь-ским Дворцом, не ног, кажется, дать себя в обман лжецу-бродя-ге.-- Вдовствующая супруга Леона Мария, сконча-лась монахинею в России, где сын её, Василий, служил Великим Князьям, а города Дунайские были скоро возвращены Империи или силою оружия, или вследствие мирных договоров.
Многие факты в истории остаются нераскрытыми, поэтому нельзя с точностью судить о том или ином событии; имело оно место в истории или нет.Был ли Мономах завоевателем Фракии или нет - об этом факте история умалчивает.
Усмирение Минского Князя и Новгородцев.
В 1116 - 1123 годы Владимир, одолевая внешний не-приятелей, пытался усмирить и внутренних.
Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захваты-вал людей между Припятью и Двиною; за то сын Мономаха, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей и новый городок, основанный специально для них. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольгови-чами взял город Вячеславль, Оршу, Копыс, осаждал Минск, повиновал себе Глеба и вновь им оскорбленный, привел его как пленники в Киев, где он и скончался.-- Беспо-койные Новогородцы, пользуясь юностью своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторым у себя, а других заточил. Невиновные, или не столь виновные, возвратились домой, на своём опыте ощутив, что самый человеколюбивый, но мудрый государь не оставляет дерзких ослушников без наказания. Уже через некоторое время Новгородские Посадники были избираемы из тамошних граждан. Владимир, опасаясь их мятежного духа, дал этот сан Киевскому Вельможе Борису.
Страницы: 1, 2, 3