Рефераты. Великая Отечественная война

Великая Отечественная война

Введение.

1. Противоречивость внешней политики страны в 30-е годы.

2. Основные этапы Великой отечественной войны.

3. Правовая политика государства в военный период.

4. Итоги Великой отечественной войны.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, стала одним из самых кровавых и драматических событий за всю историю человечества. Она вовлекла в свою орбиту 72 государства - 4/5 всех жителей земли. Вторая мировая война явилась результатом глобальной конфронтации середины ХХ века. Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось разгрому СССР. Фашистское руководство предусматривало в этой войне главную цель своих изуверских планов - полное уничтожение Советского Союза и порабощение народов нашей страны. В 1940 г. был разработан "план Барбаросса" - подготовки и проведения блицкрига ( "молниеносной войны") против Советского Союза.

Вот почему столь грозно звучит для нас и по сей день словосочетание Великая Отечественная война, которая, являясь частью второй мировой войны, была наиболее важной и кровавой. Эта война - история, но народы России, как и других государств мира, и сегодня хотят разобраться в причинах (объективных и субъективных) того, почему не удалось избежать катастрофы, почему за победу пришлось заплатить столь большую цену. Какие выводы необходимо сделать из событий тех лет, чтобы не допустить повторения трагедии? Вопросов много. Рассмотрим наиболее важные из них.

Цель данной работы: изучение тема «Великая отечественная война 1941-1945гг.».

Для достижения этой цели автор выдвигает несколько задач:

o Определение предпосылок начала ВОВ

o Изучение внешней политики СССР в предвоенные годы

o Исследование основных этапов ВОВ и их характеристик

o Анализ изменений в системе советского права, произошедших в изучаемый период

o Исследование основных итогов ВОВ

1. Противоречивость внешней политики страны в 30-е годы.

Как уже отмечалось во введении Великая отечественная война является часть второй мировой войны, поэтому ее истоки нужно искать именно в механизме разворачивания последней.

Вторая мировая война официально началась 1 сентября 1939 года с нападения гитлеровской Германии на Польшу. Но очаги ее возникли раньше, и она стала реальностью уже в середине 30- х годов. Захват Японией Северо-Восточного Китая в 1931-1932 годах, нападение Италии на Абиссинию в 1935 году, германо-итальянская интервенция против республиканской Испании в 1936-1939 годах - все это звенья одной цепи действия агрессоров, постепенно слившиеся в общий поток фашистского нашествия, который захлестнул в конечном итоге весь мир. Образовавшийся в Германии тесный союз фашизма, монополий и вермахта был направлен на подготовку, а затем и на практическое ведение мировой войны. Стремясь освободиться от насвязанных Версалем тяжелых условий и поощряемая правительствами государств противостоящего блока, проводившими так называемую политику "невмешательства", "умиротворения", т.е. политику уступок, Германия усилила свою экспансионистскую деятельность.

Просчетом миролюбивых сил мирового сообщества было отсутствие единого фронта миролюбивых стран и народов, противостоящего силам агрессора. Здесь следует отметить ряд важных и взаимосвязанных факторов, зависящих прежде всего от СССР. С одной стороны, СССР в 1933-1934 годах настойчиво выступал за необходимость создания в Европе системы коллективной безопасности, а с другой стороны, каждое отступление от внутренней политики оказывало серьезное негативное воздействие на советскую дипломатию. Командно-административные методы не обошли и внешнеполитическую область, важнейшие решения в которой нередко принимались узким кругом лиц, без коллективного всестороннего рассмотрения и анализа. Отсутствие демократического механизма выработки и принятия решений приводило подчас к неадекватной реакции на международные события и политику других государств, к ошибочным выводам. Это во-первых. Во-вторых, резко негативные оценки социал-демократов, данные Сталиным и утвержденные Коминтерном в конце 20-х - начале 30-х годов, и конкретные действия, нацеленные на их реализацию, явились серьезной помехой в своевременном формировании широкого антифашистского фронта. В-третьих, сталинское осуждение "абстрактного гуманизма", неприятие пацифистов в западных странах мешали расширению связей Советского Союза с либеральными пацифистскими кругами западных стран, которые играли немаловажную роль в общественно-политической жизни своих стран. В-четвертых, ослабляли доверие к советским позициям и инициативам на международной арене произвол и репрессии 30-х годов. К тому времени, когда Гитлер отдал приказ о нападении на СССР, среди репрессированных оказались Маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, А. И. Егоров, командующие военными округами И. П. Белов, П. Е. Дыбенко, И. Э. Якир и многие другие военачальники. В-пятых, серьезные трудности были созданы договором СССР-Германии 1939 года, особенно последовавшими за ним соглашениями.

Установление в 1933 г. в Германии диктатуры национал- социалистов, уничтоживших коммунистическое движение, которое активно поддерживал Советский Союз, вызвало смену ориентиров в советской европейской внешней политике. Пленум Исполкома Коминтерна в конце 1933 г. (он принимал решения, подготовленные советским руководством) охарактеризовал фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна ориентировал компартии европейских стран на создание антифашистского народного фронта.

В 1933--1939 гг. СССР значительно активизировал свои внешние усилия на международной арене, причем они носили антигерманский характер. В середине 30-х гг. Москва активно поддерживала идеи создания коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу СССР с демократическими странами и к изоляции Германии и Японии. Первыми реальными достижениями в этой сфере было установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций -- международную организацию, близкую по характеру работы с послевоенной ООН. Установление дипломатических отношений между СССР и США было вызвано прежде всего необходимостью координации действий двух стран в связи с расширяющейся японской агрессией на Дальнем Востоке.

Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи (“Восточного пакта”), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Результатом было заключение в мае 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи. В марте 1935 г. в Москве успешно проходил визит английского лорда-хранителя печати А. Идена, в ходе которого стороны договорились согласовывать свои шаги на международной арене.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону Советский Союз предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, не поддержали советские предложения, так как, с одной стороны, они начали уже проводить политику, получившую впоследствии название “умиротворения”, т. е. старались путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, а с другой -- стремились использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР.

Аналогичные подходы СССР и западных стран нашли свое отражение и в отношении таких важнейших событий 30-х гг., как гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936--1939 гг., присоединение (аншлюс) Германией Австрии в марте 1938 г., мюнхенское соглашение в сентябре 1938 г. и присоединение к Германии Судетской области.

СССР оказал значительную помощь -- экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, -- испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало. Западные страны заняли позицию невмешательства, так как победа любой стороны (советской или немецкой) ослабляла их собственные позиции.

Рост военного потенциала Германии и реальная угроза объединения всех развитых стран на антисоветской основе активизировали попытки советской дипломатии установить надежные связи с демократическими государствами. Именно поэтому в 1938 г. Москва активно поддержала идею создания системы коллективной безопасности, против которой она, по существу, выступала совсем недавно. Однако западные страны предпочли пойти на налаживание отношений с Германией. Кульминацией этого курса было соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г., в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было присоединение Судетов -- промышленно развитой области Чехословакии -- к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Контакты между Англией, Францией и СССР начались в марте 1939 г. после того, как войска германского вермахта оккупировали столицу Чехословакии Прагу. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией. Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны -- заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз -- увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции -- Румыния, Польша и страны Прибалтики -- резко негативно высказывались о предложении Советского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии, так как опасались, что они не будут выведены оттуда никогда. Несмотря на различия в подходах, постепенно стороны начали сближать свои позиции. Это сделало возможным проведение в Москве 12--21 августа 1939 г. переговоров англо- франко-советских военных миссий. Основные противоречия по-прежнему вызывали вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.