2
Cодержание
Введение ……………………………………………………… 3
Глава 1. Подготовка и принятие Табели о рангах …………. 5
Глава 2. Типы и классы чинов по Табели о рангах ………… 7
Заключение ………………………………………………….. 14
Список литературы …………………………………………. 16
Приложение I ………………………………………………... 17
Приложение II ……………………………………………….. 18
Приложение III ……………………………………………… 24
Введение
В 1722 году Петром I была издана Табель о рангах, устанавливавшая 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й -- высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.
Табель о рангах - законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии госслужбы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».
Важность изучения Табели о рангах и ее роль Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.
Данная работа посвящена изучению Табели о рангах и своей целью ставит анализ ее пунктов и определение роли Табели для развития государственной службы России.
Задачами работы являются:
а) изучение предпосылок необходимости принятия Табели в контексте петровских преобразований;
б) характеристика видов и классов чинов на основе непосредсвенно документа (опубликованном в IV томе «Российского законодательства X - XX вв.»).
Для реализации поставленной цели автор изучил работы исследователей, список которых приводится в конце работы. Основным источником послужило «Российское законодательство X - XX вв.» в 9 томах под редакцией А. Г. Манькова, а именно, том 4 «Законодательство периода становления абсолютизма». Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Там приводится сама Табель о рангах вместе с таблицей, а также комментарии исследователей, поясняющие суть документа.
Работа состоит из двух глав, в каждой из которых рассматривается одна из двух поставленных задач. В главе «Подготовка и принятие Табели о рангах» изучаются предпосылки необходимости принятия Табели в контексте петровских преобразований. В главе «Типы и классы чинов по Табели о рангах» рассматриваются виды и классы чинов, анализируется содержание описательных статей «Табели».
Кроме того, в конце работы представлены Приложения, в которых приводится таблица чинов и пункты Табели о рангах, приводимые по 4-му тому «Российского законодательства». Там же. С. 56 - 61. Кроме того, в Приложении I дана краткая таблица классов чинов, обычно приводимая в справочниках и энциклопедиях. Использован: Данилов А. А. Справочник школьника: История России IX - XIX века. М., 1999.
Глава 1. Подготовка и принятие Табели о рангах
«Табель о рангах» обычно рассматривается исследователями в контексте петровских преобразований, и это вполне справедливо, поскольку, задумав реформировать неповоротливую страну «на западный манер», Петр I взял за основу в первую очередь структуру заграничных армий. Так возникла «Табель о рангах», которая и определяла положение государственных служащих в России с 1722 по 1917 год. Она не раз реформировалась, что однако просуществовала вплоть до развала Российской империи.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате.
В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. Царь Петр лично принимал непосредственное участие в редактировании этого закона, в основу которого легли «расписание чинов» королевств французского, прусского, шведского и датского. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России.
Вот эта военизированная модель уравнивания различных должностей между собой и была применена ко всем видам государственной службы. У каждого вида были свои особенности, свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина, свои знаки различия. Названия чинов скоро стали условными, смысл понятия "асессор" или "тайный советник" уже никого не интересовал.
"Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение.
Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.
Первоначально закон состоял из собственно Табели (Таблицы) чинов и поясняющих статей, а также установленных довольно высоких штрафов за их нарушение. Так, за требование почестей и мест выше чина полагался штраф, равный 2-месячному жалованью нарушителя. Из них две трети как премия причитались доносителю, а оставшаяся часть шла на содержание госпиталей. Такое же материальное наказание полагалось и за уступку своего места лицу, низшему по чину.
Глава 2. Типы и классы чинов по Табели о рангах
Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой. Первоначально Табель о рангах делила все должности на 14 разрядов. К началу XIX века эта схема немного изменилась, в военной службе осталось 14 классов, в гражданской - 12 (перестали употребляться XIII класс, "провинциальный секретарь", и XI, "корабельный секретарь", повышение происходило из XIV сразу в XII и из XII - в X классы), а в придворной - 4 (от V до II класса).
Любой чиновник с 14-го класса получал личное, а с 8-го -- потомственное дворянство. Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. С. 15 Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна». Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 15.
С помощью Табели о рангах чиновничество обособилось от низшей бюрократии, появившейся в огромном количестве с созданием абсолютистского государства. Вне табели уже при Петре остались многие «уряды»: «… нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют».
Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни исследователи рассматривали последний буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. По мнению третьих, "Табель о рангах" включала и те и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Там же. Ст. 17.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). Впоследствии это правило не раз пересматривалось. Так, по Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
Общеизвестно, что гвардейские офицеры имели преимущество перед армейскими офицерами в два чина, но не все знают, что это преимущество выражалось в том, что армейский прапорщик имел XIV класс по Табели, а гвардейский XII класс. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний. Но в армии XII класс имел поручик и вчерашний гвардейский прапорщик становился армейским поручиком.
Впрочем, в наказание, выгнанным из гвардии офицерам в приказе иногда писали "Перевести из Лейб-гвардии гусарского полка в Нижегородский драгунский полк прежним чином".
Страницы: 1, 2, 3