Рефераты. Становление римской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие царского Рима

Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политической жизни, а потому - главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. Борьба закончилась победой плебеев: патрицианская родовая община была насильственно разрушена, а на её обломках образовалось государство, в котором со временем окончательно растворились и патрициат, и плебс.

Мировая история знает и другой путь формирования государственности. Можно предположить, что постепенно сословия патрициев и плебеев могли бы превратиться в классы-сословия крупных землевладельцев и мелких землевладельцев, «лишённых владельческих прав на свои участки, оставленные им в аренду или прекарное пользование за ренту и трудовую повинность, и попали бы индивидуально или целыми общинами в зависимость от собственников земли. Тогда последние создали бы государство, монархическое или олигархическое, развив в государственный аппарат прежние органы принуждения» Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 84..

Однако Рим, как и наиболее развитые полисы Греции, пошёл по иному пути.

Глава III. Социально-политические реформы VI в. до н. э.

Реформа, приведшая к образованию Римского государства связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI веком до н. э. Структурным изменениям в римском обществе, приведшим к образованию древнеримской государственности, всегда уделялось большое внимание. «Реформы Сервия Туллия» подробно рассмотрены в монографиях Ф. М. Нечая и А. И. Немировского. См.: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972; Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. В данной главе мы, основываясь на материалах названных работ, рассмотрим наиболее принципиальные изменения в римском социально-политическом устройстве.. Как время проведения этой реформы, так и её авторство вызывают у многих исследователей серьёзные сомнения. Вполне правдоподобной представляется гипотеза о том, что реформа не явилась результатом одномоментного государственно-правового мероприятия, но представляет собой результат целого комплекса разновременно произошедших изменений.

По реформе, приписываемой Сервию Туллию, вместо старого принципа родовой принадлежности в основу общественного устройства Рима были положены два новых принципа - имущественный и территориальный.

Всё население (как патриции, так и плебеи) было поделено на 5 разрядов (классов); в основу деления был положен критерий имущественной состоятельности. К первому разряду были отнесены те граждане, которые владели имуществом в 100 тыс ассов Один асс, или сестерций, представлял собой медную монету весом 327,5 грамма (см.: Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 144). или земельным участком площадью свыше 20 югеров. Имущество граждан второго разряда было оценено в 75 тыс. ассов (XV-20 югеров земли), третьего - в 50 тыс. ассов (10-XV югеров), четвёртого - 25 тыс. ассов (5-10 югеров земли), пятого - 11 тыс. ассов (менее 5 югеров земли).

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определённое количество военных подразделений - центурий; центурия, следовательно, была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей. Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвёртый - по 20, пятый - 30; таким образом всего насчитывалось 170 классных центурий. С учётом внеклассных центурий (центурии всадников, ремесленников, музыкантов и «пролетариев») их количество составляло 193. Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (центуриатных комициях) каждая центурия имела один голос. Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого класса составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Римские центурии являлись военными отрядами приблизительно одинаковой численности. Тот факт, что наибольшее количество центурий выставлялось гражданами одного только первого разряда, делает неизбежным вывод о том, что в рассматриваемый период большинство населения Рима владело земельными участками, превышающими 20 югеров. соотношение имущественных разрядов, в целом, достаточно объективно отражает тогдашнюю земельную статистику.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям.

Другой важнейший принцип реформы Сервия Туллия нашёл выражение в делении всего неаселения (без учёта патрицианского или плебейского происхождения) на территориальные округа - трибы. Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции) каждая триба также имела один голос.

Историческое значение реформы сервия Туллия заключается, на наш взгляд, в том, что она вывела плебеев из противоестественного состояния общественной изоляции и включила их в состав «римского народа». Она решила задачу консолидации всего свободного населения Рима в единый господствующий класс, противостоящий классу рабов. Положение плебеев изменилось самым радикальным образом: включившись в несение воинских повинностей, они стали полноправными участниками центуриатных народных собраний.

Реформы VI в. до н. э. способствовали также изменению внешнеполитического положения Рима. Создав армию, значительно превышающую военный потенциал соседних народов, Рим открыл эпоху широкой внешнеполитической экспансии, обеспечившей ему через несколько веков полное господство в Средиземноморье Л. А. Ельницкий пишет о том, что увеличение подвластных Риму территорий в свою очередь также способствовало окончательному утверждению государственных форм жизни (Ельницкий Л. А. У истоков древнеримской культуры и государственности // Вестник древней истории. 1958. № 3. С. 155). .

В результате реформ Сервия Туллия военная демократия, каковой являлась по существу «эпоха царей», сменилась подлинной государственной организацией, в рамках которой прение различия между патрициями и плебеями утратили свой изначальный принципиальный смысл. В течение следующего исторического периода (V-III вв. до н. э.) идёт процесс дальнейшего уравнения в правах патрициата и плебса, окончательно ликвидируются остатки родового строя.

Заключение

В данной работе мы постарались выявить основные тенденции социально-экомического развития царского Рима, рассмотреть основные пути формирования древнеримской государственности.

Римская община VIII-VII вв. до н. э. находилась на стадии военной демократии. В социально-экономической сфере господствовали родовые отношения. Но параллельно шёл процесс формирования территориальных структур. Частное землевладение формировалось главным образом в среде римского плебса. Немалую роль в этом сыграл институт царской власти. Родовые связи на протяжении данного периода ослабевают, уступая место территориальному принципу организации жизни. Однако о полном вытеснении родового начала нельзя говорить даже в республиканский период римской истории. Родовые структуры не сошли с исторической сцены, но видоизменились.

Важнейшим фактором внутриполитической истории рассматриваемого периода были взаимоотношения патрициев и плебеев. Перед римской общиной открывались два пути: превращение патрициев и плебеев из архаических сословий в сословия-классы (этим путём шли многие древневосточные общества) или разрушение политических перегородок, отделяющих их друг от друга, их превращение в единый господствующий класс римского общества (этим путём пошли наиболее развитые греческие полисы). В ходе дальнейшего социально-исторического развития римской общины был реализован второй вариант.

Оформление римской государственности относится к VI веку до н. э. В этот период была проведена серия последовательных социально-политических и военных реформ, которые покончили с многовековой борьбой патрициев и плебеев. Реформы были вызваны объективной потребностью согласовать политико-правовой статус плебеев с их экономическим положением. В основу организации древнеримского государства были положены два основных принципа - имущественный и территориальный. В результате проведённых реформ была создана сильная боеспособная армия. Началась эпоха римских завоеваний, которые, в свою очередь оказали влияние на дальнейшее развитие римской государственности, трансформацию её основных институтов.

Список источников и литературы

Источник

Никольский Б. В. Система и текст XII таблиц. СПб., 1897.

Литература

1. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.

2. Ельницкий Л. А. У истоков древнеримской культуры и государственности // Вестник древней истории. 1958. № 3

3. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э. М., 1964.

4. Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998.

5. Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983.

6. Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994.

7. Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.

8. Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

9. Утченко С. Л. Древнейший период истории Рима // Всемирная история. Т. II. М., 1956.

10. Штаерман Е. М. Древний Рим. Проблемы экономического развития. М., 1978.

11. Штаерман Е. М. Ещё раз к вопросу о римской сельской общине // Вестник древней истории. 1978. № 2.

12. Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2.

13. Штаерман Е. М. Римская собственность на землю // Вестник древней истории. 1974. № 3.

14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.