Рефераты. Сословная политика царского самодержавия

Следующая группа источников посвящена посадскому населению и городам п. п. XVII века. Необходимо отметить, что в моем распоряжении находилось следующее количество источников; на начальный период правление первого Романова приходится 6 законодательных актов по посадскому населению; в период соправительства с Филаретом - 33, а в последние годы правления М. Ф. Романова - 29. Таким образом, по моим подсчетам численность указов относительно посадов и его населения достигает - 68. Среди них первостепенное место имеют законодательные материалы: царские указы и приговоры, гласившие о возвращении на посады ушедших посадских людей. Для этого были организованы общие сыски. Так, например, Земским собором в 1619 году было предписано сыскивать и возвращать в посадское тягло всех вышедших из него лиц Российское законодательство X-XX веков Т. З.-М., 1985 г., стр. 75.

Следующими источниками представляются делопроизводственными материалами, например, мною был рассмотрен указ от 16 июня 1617 года, из которого мы узнали о полной отмене всех знамованных таркальных грамот. То есть монастыри и горожане освободились от уплаты таможенных и иных податей, что свидетельствует о начале борьбы посадских миров за свои права и привилегии. Законодательные акты второй половины XVI - первой половины XVII вв., Л. Наука, 1987 г., стр. 92

Особо хочу отметить значимость указов и грамот для моей работы, посвященных церковному строительству. Их было множество. Я рассмотрела 10 из них. Так, например, по указу от 27 августа 1622 года проходило закрепление за монастырями вотчин, купленными и данными им после Соборного уложение 15 января 1570 года Законодательные акты второй половины XVI - первой половины XVII вв., Л. Наука, 1987 г., стр. XVI5. Кроме того, о многочисленных земельных пожалованиях церквям и монастырям носит указ 1628 года, по которому Романов М. Ф. пожаловал государственную землю Спасо - Юнгинскому монастырю. К тому государство поощряло сыск и возвращение беглых людей прежним владельцам. Так по указу 12 февраля 1614 года срок сыска беглых крестьян был увеличен с 5 до 9 лет Законодательные акты второй половины XVI - первой половины XVII вв., Л. Наука, 1987 г., стр. 121. А по Соборному уложению 1649 год беглых крестьян разрешалось искать “без урочных лет”, то есть бессрочно. Таким образом, на основе данных источников следует вывод, что в течение всего XVII века церковь сокращена в значительной мере свои позиции самостоятельной феодальной организации.

К повествовательным памятникам относятся повести и сказания современников. Например, вскоре после завершения борьбы с польско-шведской интервенцией (1620 год) было написано “сказание Келаря Троице Сергиевого монастыря Авраамия Палицина” Хрестоматия по истории СССР, Том 1, Л.: государство АИ СССР, 1949, стр. 324. Этот источник оживил мой интерес к прошлым событиям, так как освящает любопытные события в правлении М. Ф. Романова с позиции духовного феодала. А. Палицин видел в событиях начала XVII века крушение власти, порядка, причинами, которые было, с одной стороны, движение народа, а с другой - всего мира безумное молчание. Говоря о причинах и последствиях этих бурных событий, автор склонен объяснять их божьим наказанием за грехи.

Среди произведений о смутном времени есть интересный памятник исторической мысли. Одним из самых замечательных из них является “Временник” дьяка Ивана Тимофеева, который, так же как и сказание Авраамия Палицина составляет для меня ценнейшую информацию по делу избрания М. Ф. Романова на престол.

Временник-традиционное название для русских средневековых исторических повестей и летописей. Автор - сторонник сильной царской власти, при которой подданные “безответные, как безгласые рабы”. Восхваляя М. Романова, Тимофеев отрицательно относится к Лжедмитрию и узурпатору Шуйскому. Причину так называемой Смуты он видел в прекращении династии Рюриковичей и возвышением “плохейших людей” в лице опричников и самозванцев, что составляет противовес точки зрения Авраамия Палицина.

Другим замечательным трудом, был составленный в 20-30х годах XVII века новый летописец Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII веков под редакцией А.А. Земина, 1962, стр. 341. Этот труд проникнут идеей незыблимости самодержавия, его божественного происхождения. Особое влияние уделяют моменту избрания царя на Земском соборе 1613 года. Хотя огромные массы крестьян были лишены представительства на нем, избрание царя изображалось как действие всенародное санкционированное Богом. “Новый летописец” проводит мысль преемственности царской власти Романовых от Рюриковичей. Повествование основывается на официальных документах, отбор которых подчинен одной политической задаче - обосновании законности династии Романовых. Именно эта задача, на мой взгляд, роднит все три вышесказанных источника. Большой интерес для меня представляет свидетельство современника Г. Котошихина Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII веков под редакцией А.А. Земина, 1962, стр. 355. Он рассказал о городе XVII века как о политическом, торгово-ремесленном и культурном центре России. Он представил Москву как крупнейший город, в котором концентрировался государственный аппарат, где проживали в своих усадьбах представители феодальной знати. А населенные ремесленниками слободы составляли кварталы города. Он повествует нам о том, что в крупных городах находились многочисленные иноземные колонии, что свидетельствовало о широко развитых международных связях.

Среди источников XVII века видное место занимают “сказания иностранцев”, под которыми понимаются различного рода описания путешествий и посольств в Россию и в другие страны Восточной Европы и Азии. Из всех сочинений, относящихся к истории России в первой половине XVII века, наибольшее значение имеет труд Адама Олеария. Олеарий был придворным математиком и библиотекарем при герцоге Гольштинском. В России он был дважды. Его сочинения составлены в виде записок и сообщает множество интересных сведений о России и соседних с ней странах. Самое интересное - это то, что к сочинению приложены рисунки городов (например, крепость Ямы, крепость Копорье и т.д.). Олеарий дает историю московских царей, но начинает ее с И. В. Грозного. О царе М. Ф. Романове он отзывался довольно лестно, говоря о том, что в годы его правления шло великолепное строительство на итальянский манер Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII век, М. М. Сукман, 1991, стр. 3XVII. Кроме того, необходимо отметить донесение нидерландских послов Альберта Кунратса Бурха и Иоганна фон Фентдриля, об их посольстве в Россию в 1630 и в 1631 годах Иностранцы о древней Москве. Москва 15-XVII век, М. М. Сукман, 1991, стр. 312. Они подробно описывают свою аудиенцию с М. Ф. Романовым и патриархом Филаретом, говоря о том, что царь восседал на престоле в драгоценной короне, усеянной алмазами, жемчугом и разными драгоценными камениями, со скипетром в правой руке, в узорчатой парчовой одежде. По правую сторону от царя сидел его отец патриарх, на золоченом стуле, в духовном одеянии и в золотой митре, украшенной крестом. По левую сторону от царя стояла золотая пирамида с короною, которая символически изображала отсутствующего юного принца или царевича. Таким образом, по словам иностранцев, они были удивлены великолепием и величием царского двора.

В целом, анализ источников предполагает вывод о том, что социальный строй русского государства XVII века представлял собой типичное для средневековья переплетение сословий и классов. Однако следует оговориться, что в сословной политике, в начале столетия произошли значительные изменения, выразившиеся в упрощении его структуры, в более резком обособлении господствующего класса от остального населения, в более четком отделении посадского населения от сельского. Издавая указы, в одних случаях правительство делало им уступки, а в других, учитывая свои интересы, издавало законы, противоречащие первым. То есть, царизм вел двойную игру, заигрывая то с простым населением, то с привилегированным. Государственный строй России начал XVII века - это самодержавие с боярской думой. Большие трудности при решении крестьянского вопроса встретило правительство М. Ф. Романова. Утверждая права феодалов на их старые владения, выкорчевывая “воровских помещиков”, получивших поместье при самозванцах, раздавая новые массивы черных и дворцовых земель в поместья и вотчины, оно стремилось закрепить и власть над крестьянами. Следовательно, можно заключить, что государственный строй начала XVII века это самодержавие с боярской думой, которое постепенно начинает утрачивать свои полномочия перед новоиспеченной аристократией-дворянством.

При написании дипломной работы несомненное значение представляют труды С. М. Соловьева Соловьев С. М. История России с древнейшего времени. Издательство “Общ.-польза”, кн. 1, 1960 г., В. О. Ключевского Ключевский В. О. Происхождение крепостного права в России, сочинение в 8-ми томах, Т. 7, М, 1959, И. Д. Беляева Беляев М. Д. Крестьяне на Руси: исследование о постепенности изменения значения крестьян в русском обществе, 4-ое издание, М: издание книгопродавца, А. Д. Ступина, 1903 г., Б. Д. Грекова Гренов Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века, книга 1, издание 2, исправления и дополнения - М: АИ СССР, 1952 г., Н. А. Рожкова Рожков Н. А. Город и деревня в русской истории - М. - Л.: книга, 1924 г., А. Е. Преснякова Пресняков А. Е. Российские самодержцы / составлял А.Ф. Смирнов - М., книга, 1990 г., Ф. С. Платонова Платонов Ф. С. Очерки по истории смуты в московском государстве XVI-XVII века (опыт изучения общественного строя и сословных отношений, смутное время ), 1910 г., М. Н. Тихомирова Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII века / редакция Шумков и др.; отд-ние истории АИ СССР - М.: Наука, 1969 г., А. Г. Манькова Маньков А. Р. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII века / ин-т истории АИ СССР: издательство АИ СССР, 1962 г., Л. В. Черепнина Черепнин Л. В. Земельные соборы русского государства в XVI-XVII веках, М.: Наука, 1978 г., Е. В. Чистяковой Чистякова Е. В. Городские восстания в России, в первой половине XVII века, в Воронеже, 1975 г., М. М. Шевченко Шевченко М. М. История крепостного права в России. Воронеж, 1971 г., П. П. Смирнова Смирнов П. П. Посадские люди и их клановая борьба, до середины XVII века. Т. 1 - М - Л, 1947 г..

Богатый материал по данной теме представляет труды дореволюционных историков, например, работа С. М. Соловьева “История России с древнейших времен”. Автор осветил круг вопросов, касающихся различных сторон жизни России XVII века: государственности, торговли, промышленности. Классовую борьбу столь характерную для того времени, он рассматривал как проявление противогосударственных сил. В своем многотомном труде, на основе новых архивных документов, систематизирурующих материалов, затронул вопросы, касающиеся земельных соборов и воспроизвел их фактическую историю. С. М. Соловьев представил обзор соборов, действующих по формуле: “Правительству - сила власти, земле - сила мнения” Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Издательство “Общ. Польза”, кн.1, 1960 г., стр. 201. Автор, подобно многим другим историкам того времени, считал, что закрепощение крестьян произошло сравнительно поздно, в конце XVI века, что эта мера была вызвана государственными потребностями. Его работа представляет значительное научное достижение, так как научные данные были основаны на новом документальном материале. Ни один исследователь до него не ввел в научный оборот такого количества архивных источников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.