Рефераты. Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

3. За это крестьяне обязаны, как шляхта, защищать польскую страну, гражданами которой они являются с сегодняшнего дня.

4. Параьки, отставные солдаты и все неоседлые, какие только пойдут защищать польскую страну о москалей, получат сами или их семьи в награду надел земли самое меньшее размером три морги…» Там же, с.95.

Этот Манифест Калиновский провозглашал сам и приказыал провозглашать всем повстанческим отрядам, находившимся под его началом, и не только провозглашать, но и следить, чтобы крестьяне получали землю.

Калиновский делом подтвердил свои убеждения.

Религия.

Свобода, по Калиновскому - своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и - своя религия, своя вера.

Такой верой для белорусского мужика является униатство.

«Не один уже, может, позабыл, что отец его был праведной униатской веры, и никогда уже не вспомнит о том, что обратили его в схизму, в православие, что он сегодня, как та собака, живет без веры и, как собака, сдохнет на радость чертям в пекле!!! - подчеркивал Калиновский. - Эх, ребята: беда такому человеку! А если мы будем так поступать с Богом, так что же Бог Всевышний с нами сделает? Пошлет в пекло на вечные муки, будут черти душу нашу на куски рвать, а смола в утробе кипеть будет. Узнаешь тогда, что такое лихо, но в аду поздно уже будет, не умолишь тогда уже справедливого Бога, и мукам твоим никогда конца не будет». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.36.

А далее Калиновский прямо указывал белорусским крестьянам на источник и причину будущих адских мук: «Наделал нам такой беды, ребята, царь московский. Это он, подкупив многих попов, велел в схизму записать нас, это он платил деньги, чтобы мы только переходили в православие, и, как тот антихрист, отобрал у нас нашу праведную униатскую веру и погубил нас перед Богом навеки, а сделал это для того, чтобы нас без конца грабить, а Бог справедливый не смилостивился над нами». Там же, с.36.

Но есть и выход: «Сказывают люди, что святой отец прямо из Рима прислал к нам свое благословение (но москаль его задерживает), говорят, что пришлет и ксендзов, которые будут принимать в униатскую веру. Тогда, ребята, кто только верит в Бога, сына его и святого духа, пускай сразу же оставляет схизму и переходит в истинную веру дедов и прадедов. Потому что кто не перейдет в унию, тот останется схизматиком, тот, как собака, сдохнет, тот на том свете адские муки терпеть будет!». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.36.

Свою страстную проповедь в защиту униатской церкви, которая составила содержание шестого номера «Мужицкой правды» католик Калиновский подписал так: «Этого от души вам желает ваш брат, такой же самый от дедов-прадедов мужик, как и вы, но еще униатской веры - Ясько-гаспадар из-под Вильно». Там же, с.37.

К униатству Калиновский обращается и в следующем, седьмом и последнем, номере «Мужицкой правды». В нем он уверяет, что уже появился «польский манифест», по которому «униатские костелы, отобранные москалями, отдаются назад униатам, и кто хочет, имеет право крестить детей по-униатски; к униатским ксендзам идти на проповедь и по-старому Богу молиться, как еще отцы наши молились». Там же, с.38.

В целом же Калиновский постоянно обращается к религии и вере, к имени Бога:

Первый номер «Мужицкой правды»: «Мы сами можем писать… такую правду справедливую, как Бог на небе». Там же, с.27.

Второй номер: «Чтобы растолковать людям, в чем правда, я пишу письмо, а писать буду, как Бог и совесть скажет…». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.28.

Третий номер: «Только, ребята, смело, потому что с нами Бог и правда, а если мы с Богом, то с нами воевать трудно, ведь сила Божья велика, а народу много». Там же, с.31.

И даже если сам Калиновский не был истинно верующим, что, впрочем, не обязательно, понятно, что простой крестьянин оставался в большинстве христианином, и именно на него ориентированы постоянное обращение к Богу, повторения, что Бог поможет, а также обращения к тексту Библии и местами почти проповеди в газете:

«Когда Бог, создав человека, дал ему душу, то не для того, чтобы он жил, как собака, на этом, а на том свете пропадал на веки веков в огнях адовых, - а для того, ребята, чтобы знал закон Божий, знал своего Бога, знал свою веру и заслужил счастье небесное. Когда сын божий придя на этот свет, установил правдивую веру и за эту веру терпел крестные муки, то… для того, ребята, Бог наивысший терпел за нас, чтобы закон его был уже вечный, никто не смел переменить, а мы с целой силы держались за него». Там же, с.35.

Обращение же и борьба именно за униатство служила национальной идее, укреплению самосознания именно белоруса. Обычной в то время была политика записывать православных в русские, а католиков - в поляков, так что своя вера, униатство, помогала доказать, что существует и еще одна нация, белорусская, равноценная остальным. К тому же своя вера объединяет народ, сплачивает его и в данном случае помогает самому народу вспомнить или даже осознать свою индивидуальность.

Во время восстания Калиновский следил за тем, чтобы открывались униатские храмы и униатские священники с паствой могли свободно исповедовать свою веру.

Государство.

В публицистике Калиновского серьезное внимание обращено на государство. Хорошо понимая роль государства в современном ему крепостническом обществе, он связывал освобождение крестьянства, всех трудящихся с переходом государственной власти в руки народа. О назначении демократической власти в новом обществе он в четвертом номере «Мужицкой правде» писал так:

«Для того, чтобы была справедливость и правда на свете, а злые люди не своевольничали и насилия другим не чинили, имеется правительство, которое собирает подати, устраивает школы, учит каждого жить по правде, устанавливает суд; а если что не помогает и делается несправедливость, то нанимает войско и таким образом оберегает каждого от беды и разорения. Вот для чего правительство надо. И как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше. И не удивительно, потому что не народ существует для правительства, а правительство для народа». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.32.

Высшая цель демократического государства, указывал Калиновский в «Письмах из-под виселицы», - забота об интересах народа: «А правительство наше должно быть ко всему чутким, чтобы малейшую возможность использовать для народного блага». Там же, с.42.

Калиновский постоянно критикует существующее положение вещей, доказывает, что «Москаль», московское правительство и царь, не думает о народе, думает только о том, чтобы ободрать народ, заработать на люде побольше. В четвертом номере Калиновский объясняет несправедливость всей системы власти, доказывает, что это не чиновники на местах плохие и дерут народ, а все идет от царя. Крестьяне долго верили в справедливого царя-бтюшку, приписывая все преступления и издевательства местным чиновникам, о злоупотреблениях которых далекий царь-отец просто не знает, ведь если бы узнал, то немедленно принял бы меры. Эту веру и старается разрушить Калиновский, показать истинное положение дел:

«Правительство - это совсем так же, как человек. И как у человека есть голова для того, чтобы думать, а руки и ноги, чтобы делать так, как задумал, так и у правительства есть царь, чтобы правил, и чиновники во всех местах и местечках, чтобы дела, как царь захочет. Потому у человека, если голова задумает плохое, то ноги и руки плохое сделают, так в правительстве если царь издевательств захочет, то чиновники будут издеваться. А поэтому видно, что обдирательство, которое у нас происходит, не от того, что в нашем крае нет людей, способных к чиновничеству, готовых и жизнь свою отдать за народ, а от того, что царь таких людей в Сибирь ссылает, а за наши деньги назначает чиновников этих, что только сами над людьми издеваются, другим разрешают издеваться и Бога не бояться. Такой чиновник не доведет уже до ума - он, если и нет приказа царя, то сам придумает способ, как ободрать бедный народ». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.33.

В «Листах из-под виселицы» Калиновский вспоминал старое доброе время, время Речи Посполитой, когда жилось лучше:

«Правительство польское, когда правило нами, не брал с нас рекрута, не отрывал народ от детей, от родителей да и от земли родной и не гнал куда-то на край света, чтобы начинать неволю, выдавливать слезы и проклятия на души наши. Правительство польское когда брало с нас подымное, то не вводило таких лошадиных налогов на души наши, которые только Богу принадлежат. Правительство польское, имея Бога в сердце, не вписало нас в схизму, в которой только за царя да за царя молиться надо, как если бы царь был Богом на свете, а вера казне принадлежала». Там же, с.40-41.

Правда, дальше он сделал оговорку: «одно скажу по чистой правде - что если нам под польским правительством не совсем было хорошо, то как москаль стал нами править, сделал он для мужиков настоящий ад на этом свете». Там же, с.41.

Калиновский не хотел возрождать прошлое, он знал, что и тогда все было не так хорошо, не так, как ему хотелось бы. По словам Ратча, «Он хотел видеть Литву не с возобновленными на новый лад старыми шляхетными традициями, но Литву, которую он мог бы пересоздать с всеобщим уравнением прав и состояний, на новых началах коммунистических бредней, проповедуемых Герценом и К.» Там же, с.153.

И сам Калиновский говорил:

«Государство, которое строим, имеет связь с давними традициями, но принимает во внимание сегодняшнее состояние народа, принимает во внимание результаты его мысли.» Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.74.

Каким же хотел видеть новое государство Калиновский? Проанализировав критику московского порядка, можно сделать вывод, что правильное государство, это такое, где

все граждане свободны и равны, нет крепостных и безземельных крестьян;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.