Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династия прекратилась, государство оказалось "ничьим", население растерялось и пришло в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".
Борьба за власть
В 1584 году на престол взошел сын Грозного, Федор. Федор не являлся главным приемником на престол, но в связи с тем, что в припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец, права на владение государством перешли к нему. Оставался еще малолетний Дмитрий (от последней жены Ивана IV из рода Нагих). В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое.
Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину, брату жены царя, Борису Годунову. Род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV веке в Орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии. Памятником благочестия этого ново крещенного татарина был построенный им близ Костромы Ипатский монастырь, сделавшийся фамильной святыней его потомков; они снабжали этот монастырь приношениями и погребались в нем. Внук Захарии, Иван Годун, был прародителем той линии рода мурзы Чети, которая от клички Годун получила название Годуновых. Потомство Годуна разветвилось. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе царя Ивана явился близким человеком, брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Царь полюбил его. Возвышение лиц и родов через родство с царицами было явлением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно. Родственники Ивановых супруг погибали наравне с другими жертвами его кровожадности. Сам Борис по своей близости к царю подвергался опасности; рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступался за убитого отцом царевича Ивана. Но царь Иван сам оплакивал своего сына и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Борису благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни. Однако, под конец своей жизни, царь Иван под влиянием других любимцев начал на Годунова косится, и, быть может, Борису пришлось бы плохо, если бы Иван не умер, а его место не занял его сын Федор. Царь Федор очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве.
Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор, он отличался замечательным даром слова, расчетлив и в высокой степени себялюбив. Вся деятельность его склонялась к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. Он умел выжидать, пользовался удобными минутами, оставаться в тени или выдвигаться вперед, когда считал уместным, надевать на себя личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно - строгость и суровость. Постоянно рассудительный, никогда не поддавался он порывам увлечения и действовал всегда обдуманно. Этот человек готов был делать добро, если оно не мешало его личным интересам, и напротив, он не останавливался ни перед каким злом и преступлением, если находил его нужным для своих личных выгод.
Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности, происходивших из-за взбалмошного характера Грозного. Постепенно заселялись покинутые села, началась колонизация Сибири. На Юге одна за другой возникали крепости для защиты от татар.
В то же время Борис Годунов многих бояр сослал в ссылку, подозревая их в измене или соперничестве. Кроме того, он наводнил страну шпионами и доносчиками, подкупал слуг своих соперников, чтобы ослабить возможных конкурентов на власть. Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и известнейших бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие услуги Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича.
Власть Бориса Годунова, не лишая его личных качеств, главным образом держалась на родстве с женой царя. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятное дело, сам Годунов всячески противились этому. Престол бездетного Федора должен был наследовать младший сын Грозного, царевич Дмитрий. Но в 1591 году Дмитрий, который находился с матерью в Угличе, неожиданно погиб.
В 1591 году Годунов отправил в Углич надзирать над земскими делами и над домашним обиходом царицы Марии своих доверенных людей: дьяка Михаила Битяговского с сыном Даниилом и племянником Качаловым.
15 мая 1591 года, в полдень, колокола соборной церкви, Углича, ударил в набат. Народ сбежался со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. Народ убил Михаила и Данила Битяговских, и Никиту Качалова. Умертвили еще несколько человек по подозрению в сговоре с убийцами.
Дали знать в Москву. Свидетелей убийства царевича не было. Преступников - тоже. Следствие произведено было самым бессовестным образом. Выходило, будто царевич зарезался сам. Осмотра тела не делали; людей, убивших Битягского с товарищами, не допросили. Показания, снятые с разных лиц гласили одно, что царевич зарезался в припадке падучей болезни. Тело царевича было предано земле в церкви, Углича, св. Спаса.
Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича, подосланных Годуновым людей. За мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.
Смерть Дмитрия приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. Когда 7 января 1598 года, на сорок первом году своей жизни, царь Федор умер, династия Ивана Калиты, которая шла еще от Рюрика, пресеклась. Это было очень серьезное событие для страны, с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь, смерть и собственность любого. Царь -- божий помазанник, его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога, вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований и т. п.
Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году, выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя. К 1598 году на царство был избран Борис Годунов.
Боясь остаться без царя на долгое время (а бесчинства бояр во времена малолетства Ивана IV были еще на памяти), Земский собор при поддержке патриарха позвал на царство Бориса Годунова.
Первые годы его царствования проходили спокойно. Борис при многих отрицательных свойствах своего характера, в общем-то обычных для того времени, обладал государственным умом. В частности, он ясно понимал роль образования, необходимость перенимать опыт передовых стран, учиться у европейцев. Им предпринимается попытка послать некоторых молодых людей учиться за границу. Он пытается выдать замуж свою дочь за датского принца (но жених неожиданно умер). Он учит своего сына Бориса государственным и иным наукам.
Страницы: 1, 2