Рефераты. Россия от февраля до октября 1917

Однако после VII Апрельской Всероссийской конференции РСДРП(б) положение коренным образом изменилось. В.И. Ленин, вернувшийся 3 апреля в Петроград из эмиграции, высказался за установление в России диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства как пролога грядущей мировой революции, за мирный переход ко второму этапу революции и передачу власти Советам, а также за решительный разрыв с международной и российской социал-демократией. Все это не было поддержано вначале руководством партии большевиков (В.П. Ногин, Л.Б. Каменев и др.), но делегаты Апрельской конференции после бурных дискуссий в основном одобрили большинство пунктов программы В.И. Ленина.

В июле 1917 г. В.И. Ленин и его сторонники, учитывая сложившуюся обстановку, умело скорректировали свой курс. Большевики временно отказались от мирного лозунга «Вся власть Советам!», подтвердили свою установку на переход в перспективе к социалистической революции и вооруженному восстанию. Популярность партии большевиков еще больше возросла после их участия в антикорниловском выступлении. За два месяца численность РСДРП(б) увеличилась до 200 тыс. человек. Одновременно происходила большевизация Советов. В сентябре В.И. Ленин требовал начать подготовку к вооруженному восстанию, считая, что Европа находится «в преддверии всемирной пролетарской революции», а соотношение сил в стране чрезвычайно благоприятствует вооруженному захвату власти большевиками. При этом захват власти предполагалось осуществить до открытия 11 Всероссийского съезда Советов, который мог не поддержать большевиков. Все обвинения в разжигании гражданской войны В.И. Ленин отвергал, доказывая, что никакие «потоки крови» в ней не сравнятся с «морями крови», пролитыми русскими империалистами во время июньского наступления русской армии. 10 октября 1917 г. на заседании ЦК РСДРП(б), несмотря на противодействие Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева, было решено взять курс на подготовку вооруженного восстания. Через день Петроградский Совет, преодолев сопротивление эсеров и меньшевиков, создал Революционный штаб по обороне города, переименованный вскоре в Военно-революционный комитет (ВРК), в состав бюро которого от большевиков вошли В.А. Антонов-Овсеенко, H.И. Подвойский и А.Д. Садовский. Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев, считая, что захват власти приведет к тяжелым последствиям, опубликовали в меньшевистской «Новой жизни» статью о готовящемся восстании. Кроме того, Л.Б. Каменев вышел из состава ЦК партии.

Политика Временного правительства.

В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г. были провозглашены гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа № 1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 г. по гарнизону Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том случае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при «отправлении служебных обязанностей» соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть «умалены в тех правах, коими пользуются все граждане». Приказ № 1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов. Один из членов Петросовета И. Гольденберг впоследствии признал, что приказ № 1 «не ошибка, а необходимость», так как «мы поняли, что если не развалить старую армию, она раздавит революцию».

Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введен институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, восстановив ее 12 июля, а также учредило военно-революционные суды. Основные права военно- служащих были изложены в приказе военного и морского министра А.Ф. Керенского от 9 мая о введении в действие Декларации прав солдата Временного правительства. В приказе отмечалось, что все военнослужащие пользуются всеми правами граждан, имеют право быть членами политических, национальных, религиозных, экономических и профсоюзных организаций, отменяются, обязательное отдание чести, телесные наказания и пр.

Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «непредрешения»воли Учредительного собрания, хотя это не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в ее состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находиться в «свободном военном союзе» с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против ее полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял «Закон о власти», который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией 1 Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма. В мае -- июне велась острая борьба между Российским правительством и Центральной Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве представителями Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров и общественных организаций. В 1-м универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А.Ф. Керенского, М.И. Терещенко и И.Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля 1917 г. приняло декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство общественных организаций были едины в том, что земля должна перейти в руки трудящихся, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общенародное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа. Уравнительное пользование, учитывая наличие значительного числа безземельных крестьян, 20 млн. крестьянских дворов и 45 млн. десятин некрестьянской пахотной 374 земли, могло привести к тому, что могли быть отняты земли у многомиллионного крестьянства, владеющего сверхтрудовой и сверхпотребительской нормой, а также к юридическим конфликтам в деревне.

В марте Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, а в апреле учредило земельные комитеты для проведения земельной реформы. Кроме того, были изданы акты, направленные против самочинных захватов помещичьих земель, которые приобрели значительные масштабы.

Все это сопровождалось углублением продовольственного кризиса, возникшего еще в 1915 г. В январе -- феврале 1917 г. население России получило всего около 25% намеченного количества продовольствия, а армия -- не более 43%. Для преодоления продовольственного кризиса Временное правительство образовало в марте продовольственные комитеты, а 25 марта ввело хлебную монополию и карточную систему на продовольственные товары (1 фунт в день). Весь хлеб, за исключением запаса, необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, подлежал продаже по твердым ценам государству. Для того чтобы заинтересовать крестьянство в сдаче хлеба, Временное правительство 7 июня приняло постановление «О приступе к организации снабжения населения тканями, обувью, керосином, мылом и другими продуктами и изделиями первой необходимости». Однако наладить снабжение деревни не удалось. В августе у Министерства продовольствия имелись запасы объемом в 26 млн. пудов зерна, которых могло хватить только на один месяц при норме 0,75 фунта в день. Поэтому правительство повысило цены на хлеб вдвое, но и это не помогло. Из 3502,8 млн. пудов хлеба, собранного в 1917 г., государство получило по разверстке всего 280 млн. пудов.

Положение в промышленности было не менее тяжелым. Первая мировая война легла тяжелым бременем на экономику, так как армия поглощала 40 -- 50% всех материальных ценностей, создаваемых Россией. Еще более развал промышленности усугубился после Февральской революции, когда была нарушена структура управления из-за массового изгнания технического и административного персонала. На его место фабзавкомы назначали лиц, не имевших специальной подготовки, явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, сковывали инициативу оставшейся части руководителей и специалистов, завышали заработную плату по сравнению с 1914 г. Все это вело к падению производства, закрытию предприятий (в марте -- июле -- 568), увольнению рабочих (в марте -- июле-- почти 105 тыс. человек). Несмотря на это, армия и флот обладали достаточными материальными средствами, в основном за счет старых запасов.

В сложном положении находился и транспорт, где широко насаждались выборные советы и комитеты. Циркуляром министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю, наблюдению и отдаче указаний железнодорожным органам, что дезорганизовало управление железными дорогами. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза, созданный на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля -- 25 августа 1917 г.), настаивал на том, что «железнодорожный союз должен быть вполне автономным». В результате количество паровозов с 17 тыс. в январе 1917 г. сократилось до 15,8 тыс. в декабре, из которых 29,4% находились в ремонте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.