Рефераты. Романовы

В политическом отношении никаких изменений по сравнению с предыдущим периодом не наблюдалось. Высшие функции власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредотачивались в руках Императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим органом оставался Государственный Совет, наделённый законосовещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных Царём, и Министров. В большинстве своём это были в весьма преклонных летах, что позволяло фрондирующей публике салонах именовать их не иначе как «госсоветовские старцы».

Главным органом административной власти являлся Комитет Министров, и его возглавлял председатель, функции которого были весьма ограничены. В состав Комитета входили не только Министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрение разных Министров имел право прямого доклада Императору и руководствовался его указаниями и распоряжениями.

К началу царствования Николая II действовало 15 министров и равнозначных им государственных установлений. Министерство иностранных дел, Министерство военное, Морское, Внутренних дел, Юстиции, Финансов, Земледелия и Государственных имуществ, Путей сообщения, Народного просвещения, Министерство Императорского Двора, Главное управление Государственного коннозаводства, Государственный контроль, Собственная Его Величества Канцелярия, Собственная Его Величества Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, Собственная Его Величества Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Министр назначался исключительно Монархом, имел от одного до трёх заместителей и особый совет Министра.

Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: Внутренних и Финансовых дел. Первое занимались поддержанием внутреннего порядка в Империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, народным продовольствием и общественным призрением, делами исповеданий (кроме православного). В введении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, прямые и косвенные налоги, таможенные сборы, винная монополия, вся кредитная часть, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.

Царь считался и «Верховным земным покровителем» Русской Православной Церкви, но непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный ещё при Петре I.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. В состав Российской Империи с 1809 года входила и Финляндия, главой которого являлся Император. Она имела широкую внутреннюю автономию: собственное правительство - Сенат, внутреннюю автономию, полицию, собственную денежную единицу.

Кроме того, четыре года были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчинёнными центральной власти.

Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей общеадминистративной единицей, и дальнейшее деление его имело уже специальное назначение: волость - для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

Дворянство делилось на личное и потомственное. Духовенство подразделялось на «белое» (священники, дьяконы, дьячки) и «чёрное» (монархи).

В разряд горожан входили: почетные потомственные граждане, купцы, мещане или посадские, ремесленники или цеховые.

Существовавшая строгая административная вертикаль власти вела к тому, что всё так или иначе замыкалось на пик иерархической пирамиды, на самого Монарха.

Как глава государства, Николай II обязан был стоять на страже порядка Империи.

С первых же месяцев по восшествию на престол Николай II убедился, что единого координирующего органа административной власти в стране нет. Каждый Министр вёл «свою политику», и очень часто рекомендации и желания главы одного ведомства прямо противоречили тому, что предлагал другой. Для изменения аномального положения Николай II стал практиковать создание «междуведомственных комиссий» и проводить небольшие совещания под Своим председательством. На них обсуждались различные общие вопросы, и Царь внимательно выслушивал аргументы и доводы сановников, имевших за спиной многолетний административный опыт. Единый же координирующий высший правительственный орган - Совет Министров - был создан в конце 1905 года.

Император являлся центром жизни огромной Империи, выступал главным авторитетом и судьёй, что требовало от Него огромного напряжения. Николай II целыми днями был занят. Он даже не мог достаточно времени посвящать семейной жизни. В апреле 1895 года признавался в письме дяде Сергею: «Я так недавно женился, ещё на днях вкусил начала блаженства на земле - совместной жизни с горячо любимым существом - удивительно ли, что те два или три свободных часа, какие Мне остаются в течение дня, - Я их всецело посвящаю Своей душке Жене». Но эти два-три часа выдавались далеко не каждый день…

Достаточно выразительное суждение о Николае II принадлежит Уинстону Черчиллю(1874 - 1965), заметившему: «Он не был ни великим полководцем, ни великим Монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в Своей жизни на веру в Бога».

Вера в Бога, искренняя и глубокая, с ранних лет и до земного последнего часа, многое объясняет в жизни Последнего Царя. В 1894 году, ещё Цесаревичем, писал матери: «Во всём волен Бог один, Он делает всё для нашего блага, и нужно с молитвой покориться Его святой воле! Это верно, но иногда чрезвычайно тяжело!»

Вера давала надежду опору в окружающем миру, помогала мужественно, достойно не ропща переносить любые испытания, неприятности, трагедии. Среди цинизма, безверия, нигилизма, конформизма, социальной демагогии и непримиримости, характеризовавших русскую политическую сцену в конце XIX века, верующий в Бога, почитающий традицию, милосердный и доброжелательный политик не мог найти понимания.

Первого января 1896 года Николай II подписал Манифест, объявлявший «всем верным Нашим подданным, что вознамерились Мы, в мае месяце сего года, в первопрестольном граде Москве, по примеру Благочестивых Государей, Предков Наших, возложить на Себя Корону и воспринять, по святому чину, Святое Миропомазание, приобщив к сему и Любезную Супругу Нашу Государыню Императрицу Александру Фёдоровну».

ГЛАВА V

Время боли и надежд.

Рождение Цесаревича наполнило жизнь Царской Семьи радостью, но и волнениями. Особенно сильно за судьбу Алексея Николаевича переживала Александра Фёдоровна. Она так давно и так страстно ждала мальчика, так молила Господа ниспослать Им благословение и подарить Сына - Наследника Престола! Она всегда была религиозна, но после обнаружения у Алексея страшного недуга, Её вера в милость Всевышнего становилась единственной надеждой.

Алексей Николаевич появился на свет, когда Россия вела войну на Далёком Востоке, войну, не принёсшую славы. Почему она случилась, и почему она именно так случилась? Об этом много всегда размышляли, а оценки, как уж давно повелось, делились прямо полярные.

Одни уверяли, что это безумная «авантюра», в которую правящие круги втянулись, преследуя «агрессивные имперские цели»; точка зрения, до сих пор воспроизводимая во многих сочинениях.

Другие же считали, что России навязали войну её враги и недоброжелатели. Царь тоже так считал и не сомневался, что Его долг - «поднять перчатку», брошенную Империи, и достойно ответить на вражеский выпад.

Ещё со времени Петра I, с 1721 года, Россия именовалась Империей. Термин «империя» происходит от латинского слова «imperium», обозначающий собственно власть. В европейской политической культуре XIX - XX веков этим понятием определялись крупные, главным образом монархические государственные образования, возникшие в результате подчинения различных территорий за пределами исконной метрополии. Такими государствами были Британская империя, Французская империя, Германская империя и некоторые другие.

Николай II в вопросах внешней политики был чрезвычайно чувствителен ко всему, что хоть как-то задевало имперский престиж России. Политика мирного сосуществования была близка и понятна императору Николаю II. Она отвечала его внутренним убеждениям и соответствовала ориентирам, унаследованным от Александра III. Однако, как показывал общий ход мировых событий, время для такой политики ещё не пришло.

К началу XX века главным узлом международных противоречий для России стал Дальний Восток и важнейшим направлением внешнеполитической деятельности - отношения с Японией.

Япония добивалась признания своего господства в Корее и требовала от России ухода из Маньчжурии, на что Царское правительство, конечно же пойти не могло, хотя и готово было на некоторые уступки. Всё более становилось ясным, что японские правящие круги деятельно готовятся к войне. Вероломство Японии вызвало бурю возмущений в России.

России была навязана война, которой она не хотела, но которая явилась логическим следствием имперской политики. Она продолжалась полтора года и оказалась бесславной для страны.

В мае 1905 года Николай II принял посредничество президента США(1901 - 1909) Теодора Рузвельта по заключению мира. 29 июня Царь подписал указ о назначении С.Ю.Витте первым уполномоченным. На следующий день бывший Министр финансов был принят Монархом, получил соответствующие инструкции и 6 июля вместе с группой экспертов по дальневосточным делам выехал в США, в город Портсмут, где намечались переговоры.

Осенью того же года в России развернулись бурные политические события, не имевшие аналогов в прошлом. Вторая половина 1905 года - время наивысшего подъёма того, что одни называли «первой русской революцией», другие - хаосом и анархией.

Отсчёт хронологии этого «политического землетрясения» ведётся от воскресенья 9 января 1905 года, когда в Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу, закончившееся трагически. Тот день получил название «Кровавого воскресенья».

В центе драмы оказался уроженец Полтавской губернии священник Г.А.Гапон(1870 - 1906) - личность во многих отношениях тёмная. Обладая даром слова и убеждения, он занял заметное место в рабочей среде Петербурга, организовав и возглавив в 1904 году легальную общественную организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.