Рефераты. Реформы Петра 1 в области образования

Реформы Петра 1 в области образования

ЛГПУ

Кафедра истории и теории педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

«Реформы Петра I в области образования»

Выполнила:

студентка ФМФ
группы ПО-3-с

Кузьмина Е.А.

Проверила:

Егорова Е.А.

г.Липецк

2005г

План:

1) Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения

2) Школа математических и навигацких наук. Морская академия

3) Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

4) Цифирные (арифметические) школы

5) Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

6) Архиерейские школы

7) Учебная литература

8) Деятели в области образования

Ф.С.Салтыков

И.Т.Посошков

Ф.Прокопович

9) Заключение

10) Приложение

1.Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения.

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз-витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем-левладение и очень слабо развивалось промышленное производство.

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общест-венно-политическое движение XVII -- начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, уси-лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в Рос-сии были созданы современная ар-мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал ре-шительно, применяя жестокие административные меры, «не останавли-ваясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

Начинается процесс быстрого развития промышленности, внутрен-ней и внешней торговли. К 1725 г. в стране имелось около 240 госу-дарственных и частных промышленных предприятий, из них на 80 наи-более крупных насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников. Наряду со строительством крупных предприятий шел быстрый рост мелкого ре-месленного и кустарного производства. Для лучшего использования водных путей для развивающейся торговли положено начало строитель-ству каналов.

Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государст-венные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, ин-женерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В свя-зи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ.

Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод. Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились преж-де всего в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился под-нять образованность помещиков, создать квалифицированный админи-стративный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии про-мышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курба-тов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди ино-странных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сер-бы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогиче-ских идей в среду славянских народов.

Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной нау-ки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по раз-ведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, сереб-ряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию ар-хивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кун-сткамера-- первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен уста-ревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.

Большое прогрессивное значение имели мероприятия по органи-зации школьного образования.

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореход-ному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направ-лены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться корабле-строению. Практика посылки молодежи за границу для обу-чения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юно-шей, в числе которых находились В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.

Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что в первой половине XVIII в. открыто 133 школы, что составляет внушительную цифру по тому времени. Содержание образования имело ярко выраженное ре-альное направление. На первом месте было изучение математики и дру-гих наук, имевших применение в морском и военном деле, в строитель-стве, промышленности и технике. Общее образование в школах соче-талось со специальным.

Вновь открытые школы закладывали прочную основу дальнейшего развития русской школы. Было положено начало развитию специаль-ного образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицин-ского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.

Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет-ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту-пала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возмож-ность получить образование более широким слоям населения и благо-приятно сказалось на формировании рядов демократической интелли-генции, из числа которой вышли многие видные деятели русского про-свещения.

Конечно, не все начинания царского правительства имели успех. Многие школы прекратили свое существование вскоре после их учреж-дения. Не увенчалась успехом попытка создать в стране сеть цифирных школ для обучения детей разных сословий. Принципы, на основе кото-рых работали тогда школы, во многом были несовершенными.

В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управле-нии школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для ко-торых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ.

При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его рас-пространении сыграли русские просветители и педагоги того време-ни -- Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.

2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Важным событием в развитии науки и просвещения явилось откры-тие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заве-дении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан ПетромI 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17--20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изу-чаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сна-чала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были уста-новлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказы-вали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского фло-та, а затем - Адмиралтейской коллегии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.