Рефераты. Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы

5. Цивилизационный подход в исторической науке.

На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке.

До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.

Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев - жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба - против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство.

Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией.

В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались.

В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.

И - даже из изданных: в 90-е гг. многие несут в себе печать формационного подхода. Это надо уметь видеть.

Преодоление негативных значений формационного подхода предполагает отказ от абсолютизации его критериев, выдвижение в центр внимания историков человека, людей, общества, культуру во всех её видах, признание правомерности, положительной роли и негативных значений всех видов собственности, созданных человеческим обществом, и всех исторически возникших классов общества, изучение и функциональные роли в жизни цивилизации; необходим цивилизационный подход в изучении истории.

Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи.

Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников.

Ими признаны:

Русский социолог XIX века Н.Я. Даниливский (книга «Россия и Европа», 1871 год),

германский историк О.Шпенглер (книга «Закат Европы» 1918год), английский историк А.Тойнби (книга « Постижение истории» 1961год). Известны имена других крупных ученых, разрабатывавших идеи теории цивилизаций:

П.А. Сорокина (США),

Ф. Броделя (Франция),

К. Ясперса (Германия),

О. Тоффлера (США) и многих других ученых - цивилизационщиков, как их называют.

Современный подход к изучению истории возможен только при учете идей теории цивилизаций. При этом изучающих историю не должно смущать слово «теория». Дело в том, что, изучая теорию цивилизации, мы рассматриваем фактически наиболее общие черты и тенденции развития человеческого общества, т.е. собственно историю общества только в самых общих о ней представлениях. Поэтому идеи теории цивилизации имеют методологическое значение для изучения истории России.

Цивилизации - явление историческое. Первоначально человечество расселялось по Земле небольшими этническими (родственными) группами. Переход от собирательства к производству, появление земледелия и скотоводства, ремесел и городов, торговли и собственности, разделение труда привело к образованию государств и более крупных сообществ людей, положило начало цивилизации.

Это произошло впервые в истории в IV-III тысячелетиях до нашей эры (5-6 тысяч лет назад) в районах Египта, Месопотамии, Индии, Китая.

Н.Я. Данилевский выделил три этапа развития обществ в цивилизацию:

1. этнографический,

2. государственный,

3. цивилизационный.

Цивилизации - это большие сообщества народов и государств со сложившимися общими и устойчивыми признаками, возникавшие в процессе освоения ими природной и социальной среды.

Есть теории локальных цивилизаций - как однажды возникших и существовавших во времени и пространстве крупных сообществ и их культур, и - теория общечеловеческой цивилизации, предполагающая, что человечество возникло единым и соответственно развивалось.

По Данилевскому, цивилизации - это «формы исторической жизни человечества», отличающиеся культурно- историческим типом, т. е. Самобытностью, своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, политического развития.

По Тойнби, цивилизация- это крупные социальные организмы, все части которых взаимосвязаны и взаимодействуют. Основные их признаки: большое число людей, обществ и обширные территории, продолжительное существование - от 5-6 сот до 1000 лет. Главные их критерии: особенности религии и территории.

По Шпенглеру, цивилизация - это культура. А культура - это организм, локализованный во времени и пространстве.

Цивилизации существуют уже тысячи лет и достигли высокой степени развития. Основоположники давали им определения в свете их возникновения, развития и отличия от доцивилизованного состояния обществ. Определяя современные цивилизации, XX века, американский ученый А. Кребер назвал их «моделями культуры, основанными на высших ценностях», русский философ Н.А. Бердяев -« великими культурами».

П.А. Сорокин дал им определение более полное и глубокое. По Сорокину, цивилизации - это крупные культурные системы или суперсистемы, наднациональные культурные общности. Они в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, характер событий, тенденций и процессов. Поэтому без изучения и познания цивилизаций мы не сможем должным образом понять характер и причины изменений в обществе.

По Тойнби, цивилизация состоит из творческого меньшинства, которому подражает и за которым следует послушное большинство - внутренний пролетариат общества. Обществу характерен дух единства и солидарности. Механизм зарождения и развития цивилизации представляет собой взаимодействие Вызова и Ответа на Вызов: окружающая среда непрерывно бросает Вызов обществу и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на Вызов и находит решение проблемы. Вызов постоянно повторяется, повторяется и Ответ. Общество развивается.

А. Тойнби глубоко исследовал локальные цивилизации, рассмотрел проблему усиления контактов между ними и выявил тенденцию к их глобализации в XX веке и в последующие времена. С этими его наблюдениями совпадают идеи единой мировой (общечеловеческой) цивилизации, нашедшие отражение в трудах ряда ученых мира, преимущественно американских, в последние десятилетия XX века.

Теория Общечеловеческих цивилизаций нашла отражение в книге американского ученого О. Тоффлера « Третья волна ». Суть теории: человечество едино и с определенного времени, примерно 10 тыс. лет назад, стало приобретать общие черты и тенденции и с тех пор, представляет собой единую цивилизацию. В ее развитии выделяются 3 этапа, или цивилизации:

Первый этап - аграрно-ремесленная цивилизация, или традиционное общество. Возникло 10 тыс. лет назад. В основе лежал ручной труд, господствовали традиции, развитие шло медленно.

Второй этап - индустриальное общество (цивилизация), вызванное промышленной революцией XVIII-XIX вв. Развитие ускоряется.

Третий этап - информационная цивилизация, вызванная информационно- компьютерной революцией. В нее вступили развитые капиталистические страны Запада в 1960-1980-е гг. Основу развития составляют ЭВМ и ПЭВМ, компьютеризация. Возникает новое качество культуры: она основана на информации и технологии, возрастает интеллектуальный, духовный, нравственный потенциал человека, на основе которого складывается новая, информационная цивилизация. Ручной труд сводится до минимума и в перспективе исчезнет.

Изучение исторических судеб локальных и общечеловеческой цивилизации позволяет понять и, может, быть, даже предвидеть судьбы мирового развития.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.