1
Томский государственный университет систем
управления и радиоэлектроники ( ТУСУР )
Кафедра промышленной электроники
Реферат по истории
Тема:
Рабочее движение в России в последней
четверти XIX в.
Исполнитель:
Студент ТМЦ ДО
ХХХХХХХХХХ
г. ХХХХХХ
стр.
1. Вступление 1
2.Три течения в народничестве 1
3. Народнические организации 70-х гг. 3
4. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 4
4.1.Оживление либерального движения 4
4.2.Процесс Веры Засулич 5
4.3. Революционеры и власть 6
4.4. “Диктатура сердца”. М. Т. Лорис-Меликова 7
4.5. Конец реформ, конец “Народной воли” 9
4.6. Рабочий и рабочее движение 10
4.7. Либеральное движение в конце ХІХ в. 12
4.8. Либеральное народничество 14
5. Заключение 15
6. Литература 16
Три течения в народничестве.
В народничестве выявились три главных идеолога (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев) и три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Лавров разделял веру в социалистическую утопию, само-бытность исторического развития России, общину как основу ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными. Он до конца своих дней выступал за революцию. Вместе с тем сурово критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя “торопить” историю. Поспешность в подго-товке революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа.
Бакунин после нечаевской истории сосредоточил свою деятель-ность в революционном движении на юге Европы. Наиболее податливыми на пропаганду анархизма оказались неквалифициро-ванные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин сделал на них основную ставку и объявил авангардом рабочего движения. В России он связывал свои надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал “прирожденным социалистом”. Среди народа, утверждал Бакунин, наиболее действенной является “пропаганда фактами”, т. е. устройство непрерывных мелких восстаний, бунтов, аграрных волнений. Он организовал восстание на севере Италии. Авантюра закончилась крахом.
Последователи Бакунина действовали во многих странах. В России они составили значительный отряд народнического движения и порою действительно пытались прибегнуть к “пропа-ганде фактами”.
Петр Никитич Ткачев (1844--1885). осужденный по делу Нечаева, позже издавал газету “Набат”. Он утверждал, что ближайшая цель должна состоять в создании хорошо законспири-рованной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства и создает новую государственность. В противоположность бакунистам Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизо-ванное) сохранится и после победы революции.
С конца 70-х гг. идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Однако в 1882 г. он заболел душевным расстройством и умер в психиатрической больнице.
Одним из идейных предшественников Ткачева был П. Г. Заичневский, мечтавший о “кровавой, неумолимой революции”. Но основные свои идеи Ткачев обобщил на основании нечаевского опыта. Он понял, что главное в этом опыте--создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.
Народнические организации 70-х гг.
С начала 70-х гг. в Пе-тербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н. В. Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов возникшего подпольного общества стали называть “чайковцами”, по имени одного из лидеров. В отличие от нечаевской организации здесь не было строгой иерархической подчиненности. Вся работа строилась на добровольном рвении членов общества. Его отделения возникли в Москве, Казани и других городах. В этой федерации кружков в период ее расцвета насчитывалось свыше 100 человек. Из среды “чайковцев” вышло большинство виднейших деятелей народниче-ства,
В 1872 г. в петербургский кружок “чайковцев” вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842--1921), ученый-географ, впо-следствии -- теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма. а прежде кружок всецело стоял на позициях лавризма.
Главным делом “чайковцев” была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в крестьянской среде. В начале 1874 г. полиция вышла и на “чайковцев”. Аресты не остановили главного мероприятия “чайковцев”, намеченного на 1874 г.,--“хождения в народ”. Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках “чайковцев” никогда не было столько членов, сколько людей двинулось “в народ” весной 1874 г. из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.
В деревню пошли и лавристы, и бакунисты. Первые -- с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые -- в надежде поднять его на восстание. Революционе-ры переодевались в крестьянскую одежду, нанимались плотника-ми, грузчиками, кузнецами, коробейниками. Особого размаха “хождение в народ” достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики.
Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье или о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего “барина” встречались с ироническими усмешками. Торопливость пропаганды не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.
Страницы: 1, 2, 3, 4