Рефераты. Путин Владимир Владимирович

В марте 2001 года Путин провел первую кадровую перестановку в правительстве. На посту министра обороны маршала Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов. После этого, анализируя состав правительства и президентской администрации, наблюдатели выделяли две основных фракции: представителей бывшего окружения Ельцина во главе с Волошиным и выходцев из Санкт-Петербурга, пришедших во власть вместе с Путиным. Говорили также о группах "силовиков" и экономистов-реформаторов.

Важную роль во время первого срока Путина играло развитие отношений между властью и так называемыми олигархами - крупными бизнесменами, имевшими рычаги влияния на политику страны. По мнению наблюдателей, в 2000 году Путин заключил с олигархами неофициальное соглашение: Кремль обязался уважать их права собственников, а они должны были поддерживать политический курс Кремля. Еще в 1999 году, когда у Путина, вступившего на пост премьера, журналисты спросили о его отношениях с олигархами, ответ был таков: "Ни с кем из олигархов я не ссорился". Между тем уже в 2000 году началось противостояние между Путиным и Березовским. Березовский некогда, как полагают журналисты, принимал участие в продвижении Путина в качестве преемника Ельцина: якобы при подготовке к президентским выборам ключевую роль сыграло подконтрольное Березовскому государственное телевидение. Теперь же Березовскому пришлось разрабатывать проект оппозиции "авторитарной власти" Путина.

За Березовским последовал Владимир Гусинский. Этот олигарх был вытеснен из медиабизнеса, и государство постепенно установило полный контроль над центральным телевидением России. По мнению западных наблюдателей, путем жестких мер в отношении российских СМИ Путин дал понять, что последнее слово по поводу таких принципиальных вопросов, как война в Чечне, всегда будет оставаться за президентом.

Третьим в ряду опальных олигархов стал Михаил Ходорковский. Фактически, глава компании "ЮКОС" стал соперничать с Кремлем, оказывая финансовую поддержку крупнейшим оппозиционным силам: от "Яблока" до КПРФ. Более того, Ходорковский на встрече предпринимателей с президентом открыто бросил вызов Путину, подняв тему государственной коррупции в нефтегазовой области. В итоге 25 октября 2003 года опальный олигарх был арестован по обвинению в уклонении от налогов и мошенничестве. Дело Ходорковского и "ЮКОСа" оставалось одним из самых громких новостных поводов и во время второго президентского срока Путина. 31 мая 2005 года суд над Ходорковским завершился, и под неумолкающие протесты оппозиции и зарубежных критиков бывший олигарх был приговорен к девяти годам лишения свободы. 22 сентября 2005 года срок был сокращен на один год.

Жесткую политику в отношении олигархов многие наблюдатели считали рискованной, поскольку именно крупный бизнес играл значительную роль в экономическом развитии страны. Тем не менее экономические успехи России в первый президентский срок Путина наблюдатели считают впечатляющими. Средний годовой прирост ВВП составлял 6,5 процента, наблюдался профицит бюджета и внешней торговли, внешний долг уменьшился с 50 процентов ВВП до 30, выросли валютные резервы. Прекратилось бегство капиталов, повысилось благосостояние населения. Одной из основных причин этих достижений называют исключительно высокие цены на нефть, однако значительную роль также сыграли внешне- и внутриполитические усилия Путина.

Во внешней политике Путину удалось укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО, подготовить Россию к вступлению в ВТО.

Ключевую роль в этот период играли двусторонние отношения с США. Доброжелательные отношения между Путиным и Джорджем Бушем-младшим завязались во время их первой встречи в Любляне в июне 2001 года, после которой Буш сообщил, что увидел "душу" президента России и что Путину можно доверять. В дальнейшем двум сторонам удалось достичь согласия в отношении американских планов создания НПРО, уравновесив их продолжением переговоров по сокращению ядерных вооружений.

После террористических актов 11 сентября 2001 года Путин занял проамериканскую позицию. Сразу после терактов он предложил США помощь России, а в мае 2002 года два президента подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ставший поворотной вехой в развитии двусторонних отношений в области контроля над вооружениями. За подписанием этого договора последовало соглашение о создании нового Совета Россия-НАТО, в котором страны альянса и РФ должны иметь равные голоса в вопросах противостояния терроризму и другим угрозам безопасности.

Войну 2003 года в Ираке Россия не поддержала, однако, по мнению наблюдателей, Москве удалось занять осторожную позицию и избежать фатального разрыва отношений с Вашингтоном. В результате двусторонние отношения с США в целом развивались в позитивном русле.

Исследователи говорили о том, что Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в "сворачивании демократии".

Во время первого президентского срока Путину неоднократно приходилось сталкиваться с масштабными общественными кризисами. В августе 2000 года произошла катастрофа подводной лодки "Курск" в Баренцевом море, в результате чего погибли 118 человек. Во время этого кризиса репутация Путина серьезно пострадала. Получив информацию об аварии на АПЛ, Путин не пожелал прервать отпуск и прибыть к месту происшествия. Еще большее недовольство президент вызвал своей репликой во время интервью, данного американскому телеведущему Ларри Кингу 8 сентября. На вопрос о судьбе подлодки Путин с улыбкой ответил: "Она утонула".

В 2002 году произошел новый крупный кризис. 23 октября в Москве зрители мюзикла "Норд-Ост" были захвачены в заложники группой чеченских боевиков под руководством Мовсара Бараева, потребовавшего вывести войска из Чечни. 25 октября Путин провел в Кремле совещание, по результатам которого директор ФСБ Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь в обмен на освобождение всех заложников. Вечером 25 октября террористы пообещали казнить людей, если их требования не будут выполнены. Опасаясь, что в случае штурма боевики взорвут здание, власти в ночь на 26 октября пустили в зрительный зал усыпляющий газ. Вслед за этим в Театральный центр ворвались спецназовцы и перестреляли спящих террористов. Взрыва удалось избежать, но число жертв среди заложников, задохнувшихся в результате действия газа и нерасторопности спасателей, составило 129 человек. После этого отечественные и зарубежные критики обвинили Кремль в пренебрежении жизнями людей и сокрытии подлинной информации о произошедшем на Дубровке.

При Путине стандартной формой изложения политического курса государства стали послания президента Федеральному Собранию, фактически адресованные всему обществу. В первом из них, обнародованном 8 июля 2000 года, говорилось о необходимости укрепления государства, противостояния возникшим после распада СССР центробежным, дезинтеграционным тенденциям в стране. Во втором послании (3 апреля 2001 года) сообщалось о том, что целостность государства сохранена, а во главу угла ставилась эффективность работы всех органов государственного аппарата. Послание 2001 года было очень детализированным: в нем уделялось внимание социальной политике, недостаточному экономическому росту, чеченскому вопросу и международной тематике. 18 апреля 2002 года одной из приоритетных задач было названо повышение уровня жизни населения, в целом же, по содержанию третье послание было схоже со вторым. Послание 16 мая 2003 года по сути представляло из себя предвыборное обращение к нации: президент заявил о своих достижениях за период первого срока и поставил перед страной глобальную задачу - достижение статуса сильной передовой державы. В частности, Путин призвал удвоить ВВП России к 2010 году.

Прошедшие в декабре 2003 года парламентские выборы закончились победой проправительственной партии "Единая Россия", получившей две трети голосов. Таким образом, президент получил практически полный контроль над Государственной Думой.

Второй президентский срок (с 2004 года)

Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматриваться как независимый политик.

Существовала точка зрения, согласно которой назначение Фрадкова должно было удовлетворить требованиям как "силовиков", так и реформаторов, а кроме того, Путин этим назначением якобы пытался продемонстрировать свою независимость от этих группировок. Однако более справедливой представляется другая версия, согласно которой назначение нового премьера ознаменовало собой окончательный разрыв с эпохой Ельцина: Касьянов рассматривался как связующее звено между Путиным и ельцинской администрацией. По мнению приверженцев этой точки зрения, замена Касьянова Фрадковым давала понять, что отныне процесс реформ в России будет идти уже не по "западным правилам", которые установил Ельцин. Одним из направлений новой политики называли консолидацию ветвей власти. Наконец, еще одно объяснение отставке Касьянова за две недели до президентских выборов предложили журналисты американской газеты The Washington Post, специально для этого опросившие большое количество высокопоставленных российских чиновников и политиков. По их словам, соперники Путина на предстоящих выборах, недовольные тем, что Кремль отодвинул их на периферию предвыборной борьбы и по сути отвел им роль фиктивных фигур, вступили в переговоры с целью снять свои кандидатуры накануне голосования. Если бы это произошло, выборы пришлось бы отменить и тогда на месяц, необходимый для организации новых выборов, обязанности президента автоматически перешли бы к премьеру. Путин, по мнению американцев, всегда болезненно опасавшийся соперничества, предпочел устранить саму возможность того, что власть может оказаться в руках излишне независимого и влиятельного Касьянова.

Так или иначе, но, по мнению наблюдателей, уже к концу первого срока Путина в России сформировалась своеобразная модель правления, сохранявшая либеральные элементы, но тяготевшая к резкому усилению государственной власти. Очередное подтверждение этому увидели в том, что на президентских выборах 2004 года Путин действительно не встретил ни одного достойного соперника. 14 марта 2004 года он был переизбран на пост президента, получив 71 процент голосов. Официально вступил в должность 7 мая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.