Однако также очевидно, что Аристофан выступает не против демократии как таковой, а против современного ее состояния, когда “богачи боятся, а бедняков давно тошнит от страха” “Всадники”. Там же, стр. 111.а. То, что Аристофан не говорит ничего в защиту олигархии как о противоположности демократии, можно видеть из того, что симпатии комедиографа не вызывает аристократия, которая, как известно, была наиболее склонна к принятию олигархии. Так, афинскую молодежь, которая перенимала и спартанскую моду (а Спарта, как известно, была оплотом олигархии), и была склонна к аристократизму, Аристофан пренебрежительно называет “юнцами” “Осы”. Там же, стр. 282.. Автор, намекая на гетерии, тайные олигархические общества, считает их “собраниями спорщиков, друг с другом сцепиться готовых и стремящихся к власти” “Лисистрата”. Там же, стр. 135. и говорит, что необходимо “их вытолкать вон, да еще им и голову срезать” Там же, стр. 135.. Исходя из этого, Аристофан отрицательно отзывается и о Писандре - представителе гетерий. Так же не вызывает его симпатий, как и у всех представителей афинской демократии, деятельность коллегии из десяти пробулов - органа, действовавшего во время войны, обладавшего правом предварительного обсуждения всех выносимых в совет и в народное собрание дел. Афинский пробул предстает самом неприглядном свете: в “Лисистрате” женщины напяливают на пробула венок и обматывают его лентами.
Аристократов Аристофан считает неспособными добиться никакого блага для своей родины. Даже когда кто-то из них берется выступать за мир, который Аристофан считал необходимым, из этого не выходит ничего стоящего: “а такие, как сын Гипподама, глядят и слезу проливать лишь умеют” “Всадники”. Там же, стр. 118.. Насмешке подвергается и Фукидид, руководитель аристократической оппозиции в первые годы возвышения Перикла. Так, Аристофан издевается, вспоминая случай, когда на суде Фукидида “внезапно в челюсти ударил паралич” “Осы”. Там же, стр. 316..
Таким образом, антиолигархические симпатии Аристофана очевидны.
О тирании он говорит вообще с ужасом. Тиран “лишает тех законов, что народ установил, без разумных оснований, без искусных убеждений, самовластно” Там же, стр. 289.. Следовательно, приемлемым строем для Аристофана остается все же демократия.
Однако что не нравится писателю в демократии, ему современной? Одним из главных зол ее он считает демагога. Демагог не получает ничего кроме отрицательного к нему отношения. Для Аристофана это “мошенник” “Ахарняне”. Там же, стр. 37.. Демагоги “совет попирают ногами, а стратегов во всем урезают. В тюрьмы сажают людей и сами их там стерегут, а в Пританее с девками крутят” “Всадники”. Там же, стр. 108.. “Речи демагога ученым людям не присущи и для натуры честной негодны, искусство это перешло к мерзавцам, невеждам” Там же, стр. 110.. Качества, необходимые демагогу, чтобы править государством, это “голос мерзкий, и презренный род, и рыночные связи” Там же, стр. 111.. Сила у ораторов одна - “наглости сила” Там же, стр. 118.. Над народом они “смеются, когда хотят” Там же, стр. 135., хотя и кричат: “не продам ни за что я афинян толпы беспокойной, но стоять за нее буду грудью всегда” “Осы”. Там же, стр. 300..
Особенно ненавистен Аристофану “проклятый” “Ахарняне”. Там же, стр. 45. Клеон. В пьесах ему дается резко отрицательное и карикатурное изображение, которое вряд ли соответствует историческому Клеону. Известно, что это был довольно энергичный вождь левого крыла афинской демократии. Он был сторонником решительного ведения войны со Спартой в целях расширения Афинской державы и приобретения новых земель, рабов и подданных. Также в заслугу ему можно поставить и увеличение поступлений в афинскую казну, хотя и делалось это за счет эксплуатации союзников. Однако Аристофан, как отмечает С.И. Соболевский, дает Клеону следующие основные характеристики:
1) он набрасывается на всех с ложными клеветническими доносами, и поэтому все его боятся - и богатые и бедные.
Действительно, “с той поры, как он ворвался в дом, побои сыплются на слуг нещадно” “Всадники”. Там же, стр. 99., он “оглушил громким криком Афины” Там же, стр. 117.. В речи аристофановского Клеона постоянно присутствует слово “донесу”. “Четыре иска предъявлю, по сто талантов каждый!” Там же, стр. 124. - говорит Клеон.
2) он обманывает народ, мстит ему. Аристофан говорит, что народу Клеон “из добычи частицу только уделял, все ж остальное забирал себе” Там же, стр. 164., а распознав психологию афинян, “стал льстить им, ласкать, хвалить не в меру, обрезочками кожи одурачил” Там же, стр. 102. (намек на профессию отца Клеона).
3) он берет взятки и со всех сограждан и с союзников. “Сам стремишься ты грабить и взятки берешь с городов” Там же, стр. 141.. Аристофан в шутку говорит, что лишь один раз он был рад по-настоящему, когда видел “как взятку выблевал Клеон” “Ахарняне”. Там же, стр. 31..
4) он расхищает государственную казну, (он - казнокрад). “Он во всю нажрался имуществ конфискованных” “Всадники”. Там же, стр. 104..
5) он - поджигатель войны, всячески препятствует заключению мира со спартанцами ради личной выгоды. “И послов, приносящих нам мир, гонишь прочь ты” Там же, стр. 141..
Таким образом, для Аристофана Клеон - это “негодяй, мытарь, притеснитель” Там же, стр. 113., который “годен лишь жилище сторожить, лежать в дверях, следить, что в дом несут, и долю требовать, а не дадут - кусать” “Осы”. Там же, стр. 317..
Аристофан порой приводит сведения о Клеоне, явно несправедливые. Так, он обвиняет его, что тот “в Потидее стащил талантов десять” Там же, стр. 123., хотя известно, что в военной операции по осаде Потидеи, длившейся в течение трех лет с 432 года, Клеон не принимал никакого участия.
Таким образом, образ Клеона у Аристофана - образ карикатурный, собирательный, воплощающий в себе скорее не черты характера одного политического деятеля, а всё отрицательное в современных Аристофану политических лидерах. Хотя были у Аристофана и личные причины недолюбливать Клеона: мы знаем, что писатель был привлечен Клеоном к суду за то, что тот, якобы, в присутствии иностранцев порочил Афины. Об этом процессе Аристофан часто вспоминает в комедиях. Так он говорит: “немало сам я от Клеона вытерпел в прошедший год - и все из-за комедии. Он притащил в совет меня, и столько он здесь лжи, и клеветы, и брани выблевал, что, право, недалек я был от гибели - я чуть не захлебнулся нечистотами” “Ахарняне”. Там же, стр. 48.. Причиной этому, по словам Аристофана, было то, что он “при гостях злословил о родине” Там же, стр. 55.. Писатель с горечью говорит о безразличии афинян к этому процессу: “а над воплями в сторонке потешалася толпа, - ей и горя было мало и лишь то хотелось знать, отпущу ли и в тисках я шутку новую опять” “Осы”. Там же, стр. 334.. Также доказательством демократизма Аристофана может служить тот факт, что симпатичными ему героями комедии являются представители аттической трудовой деревни, мелкие землевладельцы: Дикеополь в “Ахарнянах”, Тригей в “Мире”, Хремил в “Плутосе”. Вообще о городе Аристофан говорит с раздражением: “Мне город мерзок. О село желанное! Там не кричит никто: “Купите уксусу!”, “Вот угли, масло!” Это там не водится: там все свое и нет там покупателей” “Ахарняне”. Там же, стр. 32..
Афинский народ Аристофан считает слишком пассивным, легковерным, “тогда они радехоньки, когда какой-нибудь мошенник хвалит их и город их, за дело ли, без дела ли, тогда они не видят, что обмануты” Там же, стр. 48.. Таким образом, по Аристофану, народ сам дает себя обманывать. Во “Всадниках” афинский народ выведен под видом Демоса, “брюзги, глухого старика, капризного, грубого и до бобов охотника” “Всадники”. Там же, стр. 102.. Однако, вероятно, в народе Аристофан угадывал какую-то скрытую потенциальную силу. Так, его Демос всего лишь притворяется, изображает из себя этакого простофилю: “Я валяю дурака, ... по душе все это мне, даже вора-заправилу откормил я в тишине, чтоб его, когда наестся, приподнять и раздолбать” Там же, стр. 158..
Есть основания предполагать, что Аристофан с симпатией относился к всадникам. Так, ненавистного ему Клеона он называет “всадников мучителем” Там же, стр. 113., а самих всадников считает “тысячей достойнейших мужей” Там же, стр. 111.. Возможно, как говорит об этом В.В. Головня, в этом выражалась “стремление найти в этот момент союзников в борьбе с ненавистным Кленом” В.В. Головня. Аристофан. Изд. АН СССР. М., 1955, стр. 97.. Но также зная благосклонность Аристофана к типу “храброго воина”, примером чему может послужить его восхищение временем марафонских бойцов, можно сделать предположение, что Аристофан возлагал некоторые надежды на восстановление “отеческого” строя с помощью именно этого сословия. Да и в дальнейшем несколько раз у Аристофана встречаются положительные отзывы о различных полководцах, несмотря на то, что они не были представителями симпатичных писателю аттических крестьян.
Критикуя общественный строй, Аристофан высказывает свое недовольство и государственными учреждениями. Особенно достается от него Гелиее.
Суд был оплотом демократии. Известную судебную власть гражданам всех классов предоставил еще Солон. Народный суд был высшей инстанцией для апелляции на приговоры должностных лиц. С реорганизацией Ареопага Гелиее стали принадлежать почти все судебные дела. Гелиасты получали вознаграждение, которое было повышено Клеоном до трех оболов в день. Разумеется, граждане богатые или занятые каким-нибудь делом, такой ничтожной платой (равной зарплате среднего ремесленника за день) не интересовались. Поэтому гелиастами желали быть либо бедные, либо неработоспособные старики. Такими оно и изображаются у Аристофана.
Вообще, к судьям Аристофан относится с симпатией как к “племени аттических ос”, принадлежавшему к любимому времени Аристофана - греко-персидским войнам. Так, его судьи часто с тоской вспоминают, как они “служили вместе” “Осы”. Там же, стр. 277.. К их бедственному положению Аристофан относится без малейшей иронии. Он не может не понимать, что без государственной поддержки жизнь их была бы полна лишений. Так, сын одного из судей с ужасом думает о том, что будет, если “архонт не назначит заседанья” Там же, стр. 280.. Он задает отцу вопрос: “На что припасов купим мы? На что надежду ты питаешь? Иль укажешь нам на “путь священной Геллы”?” Там же, стр. 280. Отец мальчика не может дать ответ на этот вопрос. Как же получилось, что три обола - радость для тех, кто до этого “трудился в поту, осаждал города, на морях и на суше сражался” Там же, стр. 301.? Виновниками этого Аристофан опять объявляет демагогов. Судьи у Аристофана с горечью описывают свое положение: “Мы стоим перед трибуной, шевеля беззубым ртом, ничего уже не видя, кроме этого суда, а мальчишка, заручившись благосклонностью судей, ловко хлещет нас речами, мечет быстрые слова. Как ножи, его вопросы, что не скажет - западня” “Всадники”. Там же, стр. 63.. Однако, Клеон ничуть не обижает судей, напротив, сами гелиасты признают: “Сам горластый Клеон, оглушающий всех, только нас не грызет, а надежно нас он держит в руках, от напасти хранит, надоедливых мух отгоняя” “Осы”. Там же, стр. 297.. Однако в то же время Клеон просто-напросто обманывает гелиастов. Устами Бделиклеона Аристофан говорит, что из всех доходов, которые Афины имеют, причем в основном от своих союзников, и которые составляют приблизительно две тысячи талантов в год, менее чем одна десятая их часть приходится на оплату судьям. Остальная часть, как не трудно догадаться, идет в карман демагогам. При этом демагоги, считает Аристофан, преследуют цель оставить судей пребывать в бедности, чтобы они “укротителя знали и когда он только свистнет, на врагов, на которых натравит их, они, подобно собакам, кидались” Там же, стр. 302.. Отсюда следует, что повышением платы судьям до трех оболов Клеон поставил гелиастов в полную от себя зависимость. Естественно, что гелиасты после этого оказывали могущественную поддержку демагогу в народном собрании: шесть тысяч голосов преданных ему сторонников обеспечивали верную победу при проведении нужного ему постановления. Так гелиасты, сами не замечая того, что “все потеряли ради платы ничтожной” “Всадники”. Там же, стр. 142, становились практически рабами демагога. “Ты лишь слуга, хоть и мнишь себя владыкой” “Осы”. Там же, стр. 291., - говорит Бделиклеон отцу.
Страницы: 1, 2, 3