Рефераты. Партизанское движение на Дальнем Востоке в период гражданской войны

Вся область была разделена на четыре района: первый -- между реками Зеей и Томью; второй -- между реками Томыо, Зеей, Амуром и Буреей; третий -- между реками Бурсей и Архарой; четвертый -- в междуречье Амура и Зеи. Руководство каждым районом осуществлял районный военно-полевой коллектив. Основной боевой единицей признан был отдельный партизанский отряд численностью не свыше 200 человек. Отряды объединялись по своим районам в четыре армии без промежуточных инстанций (полков, бригад, дивизий и т. п.). Военно-полевой коллектив пополнил старые и сформировал новые партизанские отряды, обратив особое внимание на повышение их боеспособности и дисциплины. Были организованы специальные команды по разрушению железных дорог, а также заградительные отряды для нарушения работы вражеского судоходства.

В конце августа штаб Областного военно-полевого коллектива разработал план грандиозной операции одновременного разрушения Амурской железной дороги на протяжении около 1 500 км от ст. Ерофей Павлович до ст. Бира. Эта операция под названием «капитальный ремонт Амурки» имела целью вывести из строя Амурскую железную дорогу и одновременно проверить способность партизан к проведению крупных операций подобного рода. Штаб проделал колоссальную подготовительную работу. Все участки дороги подверглись детальному изучению и описанию. Отрядам были заранее указаны исходные районы, маршруты движения и объекты нападения. Подготовка к операции завершилась инструктивным совещанием командиров отрядов.

В ночь на 30 августа 1919 г. на протяжении сотен километров Амурской железной дороги загорелись железнодорожные мосты и путевые сооружения. Только на перегоне Архара -- Есауловка было сожжено 44 моста; на участке Екатеринославка -- Завитая были уничтожены все мосты и ремонтные казармы. Дорога перестала действовать. Чтобы помешать противнику быстро восстановить разрушенное, партизаны и после операции продолжали совершать диверсионные налеты на дорогу.

В сентябре Архаро-Буреинский партизанский отряд сжег 59 мостов и прервал телеграфное сообщение от ст. Бурея до ст. Облучье.

В первых числах октября оперативный отдел военно-полевого коллектива за каждым отрядом закрепил определенный участок железной дороги. Отряды обязаны были мешать восстановительным работам интервентов и систематическими налетами разрушать железнодорожное полотно, мосты и телеграф.

Для этой же цели были выделены специальные типовые подрывные команды, каждая из которых состояла обычно из семи человек с девятью лошадьми, две из которых предназначались для перевозки горючего материала.

Едва интервенты успевали починить один мост и перейти ко второму, как первый снова оказывался разрушенным. Уберечь мосты не помогали и японские бронепоезда, специально выделенные интервентами для охраны дороги, так как они часто попадали в ловушки, оказываясь отрезанными между внезапно разрушенными участками. Чтобы разрушить путь на большом расстоянии, отряды выбирали участки с высокими насыпями, затем сдвигали к краю полотна несколько звеньев рельсов вместе со шпалами и ставили их на ребро. Под действием собственной тяжести рельсы с грохотом падали вниз, увлекая за собой остальные звенья.

Партизаны срывали перевозки войск интервентов для колчаковского фронта, не давали им возможности перебрасывать свои части и против партизанских отрядов. Даже рис для японских гарнизонов, расположенных вдоль железной дороги, противник вынужден был доставлять под усиленной охраной гужевым транспортом.

Командование интервентов и белогвардейская администрация были в отчаянии. Вся переписка их, относящаяся к этому периоду, заполнена воплями о катастрофическом состоянии Амурской железной дороги. Колчаковский министр путей сообщения Устругов в секретном докладе «верховному правителю» в октябре 1919 г. доносил: «На Амурской железной дороге с февраля с. г. до конца сентября, не считая повреждений на отрезанной в настоящее время от управления дороги западной ее части, были триста двадцать девять случаев сожжения мостов общей длиной 3781 погонных саженей, причем только в августе и сентябре сожжено 146 мостов».

Одновременно с действиями партизан на Амурской железной дороге Областной военно-полевой коллектив начал с половины сентября 1919 г. подготовку к новому наступлению на Благовещенск. Была объявлена мобилизация мужского населения в возрасте от 20 до 30 лет и разработан следующий план действий.

Два отряда («Ворона» и Юшкевича) должны были парализовать наступление белогвардейцев со стороны сел Ивановка, Тамбовка. Одному отряду с двумя пулеметами надлежало преградить подход белогвардейцев со стороны г. Зеи. Отряд «Красных орлов» должен был вести наступление на Благовещенск; в то же время Архаро-Буреинский отряд и отряд Никитина -- наступать на станции Бурея, Завитая и Бочкарево. Одновременно в Благовещенске должно было произойти восстание под руководством коммунистической подпольной организации.

10 октября на заседании Областного военно-полевого коллектива совместно с представителями районных и отрядных коллективов было решено предпринять общее выступление партизанских отрядов в соответствии с разработанным планом.

16 октября отряды «Красных орлов», Юшкевича и Архаро-Буреинский после небольшой перестрелки с белоказачьим гарнизоном заняли деревню Успеновку (северную) и повели наступление на юг. Белоказаки стянули крупные силы и также перешли в наступление. В результате развернувшегося пятичасового ожесточенного боя противник потерпел поражение и был отброшен на юго-восток к деревне Николаевке. Партизаны, захватив трофеи, продвинулись до деревни Ерковцы. Здесь военно-полевой коллектив окончательно уточнил план наступления на Благовещенск и поручил командованию партизанскими войсками разоружить близлежащие контрреволюционные казачьи хутора.

Однако дальнейшие события резко изменили обстановку. В 20-х числах октября белогвардейцам удалось раскрыть подготовку к вооруженному восстанию в Благовещенске. Они арестовали и расстреляли 16 активных членов подпольного центра. С провалом благовещенской подпольной организации план действий военно-полевого коллектива был нарушен.

Одновременно интервенты решили зажать партизанские силы в районе Ерковцы с двух сторон. 25 октября японские гарнизоны сел Ивановки и Песчано-Озерского начали наступление на Ерковцы. Бой длился целые сутки. Японцы потерпели поражение. Через два дня они бросили из Бочкарево в тыл партизанским отрядам более крупные части, но партизаны повернули свои силы на север и сами перешли в наступление. Конец октября и начало ноября ознаменовались ожесточенными боями в районе Вознесеновки, Озеряне, Круглое, Тарбогатай (к юго-востоку от ст. Бочкарево).

Попытки интервентов разгромить партизан в этом районе не увенчались успехом.

В это время подрывные команды продолжали свое дело на Амурской железной дороге и совершенно парализовали ее. Не добившись успеха, командование интервентов во второй половине ноября начало стягивать свои силы в крупные города и к Амурской железной дороге. Оно опасалось за свои коммуникации и боялось истребления по частям разобщенных партизанами японских гарнизонов.

С уходом японских войск белогвардейская администрация лишилась опоры в лице иностранных интервентов и теряла свою силу внутри области.

В начале зимы 1919 г. власть атамана Кузнецова фактически уже не распространялась на периферию. Карательные отряды, как правило, уничтожались поголовно. Самые широкие слои амурского крестьянства все решительнее выступали на борьбу с интервентами и белогвардейцами.

В период с сентября по декабрь 1919 г. многие сельские общества вынесли категорические протесты против интервенции и требования немедленного ухода интервентов из области. 16 декабря Областной военно-полевой коллектив созвал в селе Ромны 7-й областной съезд Советов. Съезд потребовал немедленного удаления с Дальнего Востока интервенционистских и белогвардейских войск, восстановления Советской власти и воссоединения с Советской Россией. Постановлением съезда вся военная и гражданская власть в области была передана областному исполнительному комитету -- «Таежному исполкому».

Съезд принял также решения о дисциплине в партизанских отрядах, о порядке их финансирования, о мобилизации и о создании местных органов власти.

После съезда партизанские силы вновь подверглись реорганизации. Они были сведены в одну армию. Из захваченных у противника орудий была создана артиллерийская часть, которая подчинялась непосредственно штабу партизанской армии.

Заключение

Одно из важнейших мест в общем ходе революционной борьбы трудящихся Дальнего Востока против белогвардейцев и интервентов принадлежит партизанскому движению в Амурской области. Здесь оно начало развертываться несколько раньше, чем в других областях.

Остатки красногвардейских отрядов, партийные и советские организации, отходя под натиском белых и интервентов из-под Читы и Хабаровска, сосредоточивались на Амуре -- в Благовещенске и Свободном. Эти пункты были последними островками, где дольше всего удерживалась Советская власть. После падения Советов и в этих городах группы красногвардейцев, партийных и советских работников отходили далее на север по рекам Зея, Селемджа, рассеиваясь по таежным населенным пунктам. Эти группы явились первыми организаторами партизанского движения на Амуре.

Литература

1. История КПСС, т. 3, кн. 2, М., 1968;

2. История гражданской войны в СССР. 1917--1922, т. 3-5, М., 1957--60;

3. Алексашенко А. П., Крах деникинщины, М., 1966;

4. Стишов М. И., Большевистское подполье и партизанское движение в Сибири в годы гражданской войны (1918--1920 гг.), М., 1962;

5. Крушанов А. И., Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье (апрель 1918 -- март 1920), Владивосток, 1962;

6. Плотников И. Ф., Героическое подполье, М., 1968.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.